
18.06.2025
Новая мастерская режиссеров игрового кино: Ирина Обидова о важности опыта и трудолюбия
В альма-матер российского кинематографа начинается ответственный этап — отбор будущих творцов. Это не просто приемная кампания, а тонкий процесс поиска одаренных личностей, движимых жаждой знаний и обладающих уникальным взглядом на мир. Задача мастеров — разглядеть в юных энтузиастах потенциальных гениев, способных покорить экраны своим особым видением. И, конечно, сформировать из разных индивидуальностей сплоченную команду, готовую творить и преодолевать любые вызовы.
Режиссер, сценарист и креативный продюсер Ирина Обидова делится планами новой мастерской режиссуры игрового кино, которая будет сформирована в тандеме с Мирославом Маличем, известным российским режиссером, актером и сценаристом.
В интервью Ирина Обидова расскажет о своем видении того, как помочь молодым талантам раскрыть свой потенциал и обрести свой неповторимый голос в кинематографе.
—Ирина, Вы набираете курс режиссуры игрового кино вместе с Мирославом Маличем. Как возникла идея совместного набора, и в чем сила Вашего тандема?
— Идея этого союза исходила не от нас, а была предложена. Я не считаю себя "мастером" в традиционном понимании. Скорее, я – практикующий специалист из индустрии, готовый делиться опытом со студентами. Мирослав Малич – активно снимающий режиссер, с огромным опытом.
Мы отлично дополняем друг друга: я имею большой опыт работы с короткометражными фильмами и хорошо помню все этапы создания дебютного полнометражного фильма. Мирослав Малич, в свою очередь, сможет дать студентам глубокое понимание индустрии, познакомить с классической режиссурой и теорией кино и дать навыки работы с актерами. Мы учились в разное время, что позволит нам представить студентам всестороннее представление о современном кино и доступных инструментах – от классических до новейших технологий. Я и сама постоянно учусь, чтобы осваивать самые актуальные инструменты.
— Что для вас самое важное в работе с молодыми кинематографистами?
— По правде говоря, после окончания института я ощущала некоторую растерянность. Именно поэтому кинокомпания, одним из основателей которой являюсь я и в которой сейчас работаю, всегда стремилась поддерживать молодых режиссеров, сценаристов. Я хочу помочь студентам избежать подобного чувства, рассказать им о различных гранях профессии, помочь найти свой собственный путь и уникальный стиль. Важно помочь им выбрать подходящий проект, довести его до успешного завершения, чтобы они уверенно вошли в профессиональную среду. Главное – пройти этот путь вместе с ними, быть для них надёжной опорой, направляя и поддерживая, но не навязывая своё видение.
— У вас образование режиссера неигрового кино. Как этот опыт повлияет на ваш подход к обучению режиссуре игрового?
— Я никогда не делала принципиального различия между игровым и неигровым кино. Поступила на режиссуру неигрового кино, потому что меня привлек именно Владислав Виноградов. Во время учебы я работала над проектами в обоих направлениях. Мне всегда было интереснее создавать собственные миры, а не просто фиксировать реальность. И во многом именно благодаря опыту в неигровом кино сформировался мой режиссерский метод. Я активно использую полученные знания при работе над сценарием и с актерами. Перед началом каждого проекта я провожу масштабное исследование, применяя инструментарий документалистики. В современном кинематографе границы между этими направлениями становятся всё более размытыми. В игровом кино, безусловно, больше внимания уделяется работе с актерами и художниками, но в остальном мы изучаем общую теорию и используем схожие инструменты. Поэтому для меня разделение на эти направления весьма условно.
—Учитывая ваш предыдущий опыт в кино, работа над мультсериалом «Команда Матч» наверняка стала интересным вызовом. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось адаптироваться к специфике анимации и создать проект, который завоевал такую широкую популярность и получил столь высокую оценку зрителей, как показывает рейтинг на Кинопоиске?
—Работа над мультсериалом "Команда Матч" действительно стала для меня новым интересным опытом, поскольку раньше с анимацией я не сталкивалась. Когда поступило предложение стать сценаристом первого сезона этого детского анимационного сериала о спорте, я сразу заинтересовалась. Во-первых, у меня двое сыновей-спортсменов, да и в целом в моем окружении много людей, увлеченных спортом.
В соавторстве с коллегой мы написали шесть или семь серий для первого сезона и одну для второго. Этот опыт оказался очень полезным, поскольку позволил мне познакомиться с особенностями анимационного производства. Оказалось, что даже, если сценарий написан по всем законам драматургии, не все идеи возможно реализовать в анимации.
Я работала в большой команде, получала обратную связь от редакторов, вносила необходимые правки. У нас регулярно проходили созвоны с продюсерами и координаторами, которые непосредственно занимались анимацией. В процессе читок мы детально разбирали каждый сценарий, и нам объясняли, какие элементы невозможно реализовать, что можно отложить до следующего сезона, а какие приемы не сработают из-за технических ограничений анимации. Так постепенно приходило понимание особенностей этого процесса.
К слову, мультсериал "Команда Матч" оказался очень успешным и востребованным у юных зрителей, получив множество наград.
— Какие главные уроки вы вынесли из своего опыта в киноиндустрии, которыми бы вы хотели поделиться со своими студентами?
— Талант – это меньшая часть успеха в кино. Главное – трудолюбие, постоянная работа над собой и понимание, что это не работа с выходными и праздниками. Всегда есть большие ожидания от проектов, но переход на новый уровень происходит постепенно. Психологически сложная профессия со взлетами и падениями. Нужно уметь держать себя в руках, беречь психику, делать выводы и общаться с разными людьми. Важна стрессоустойчивость и умение быстро ориентироваться в кризисных ситуациях. На съемочной площадке постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, и нужно быстро принимать решения, анализировать ситуацию и обращать ее в свою пользу. Если студенты освоят этот навык, им будет намного легче в профессии.
— У вас есть любимый фильм и любимый режиссер?
— Нет любимых фильмов, есть разные любимые фильмы под настроение. Есть любимый режиссер – Дэвид Финчер. Для меня он - эталон перфекционизма. В его фильмах нет ничего случайного, при этом они очень зрительские и содержат сильное авторское высказывание. То, как он создал себя и свои проекты, для меня является лучшим примером. Но я люблю и классику, и фильмы разных режиссеров. Я стараюсь много смотреть, следить за новинками, смотреть блокбастеры, фестивальное кино, чтобы понимать, какие сейчас веяния и тенденции.
— А есть фильм, который вы, допустим, пересматриваете для вдохновения?
— Я каждый год пересматриваю "Гарри Поттера", но не для вдохновения, а для настроения. Для работы я выстраиваю систему референсов под каждый проект и смотрю много фильмов, подходящих для конкретной истории, плюс много всего нового. У меня огромный список фильмов, которые нужно посмотреть, и он постоянно растет. Сейчас выходит слишком много контента, включая сериалы, которые необходимо смотреть для работы над собственными проектами. Поэтому пересматривать что-то сложно.
—Вы сами прошли через режиссерскую мастерскую. Как вы считаете, в чем заключается уникальность режиссерской мастерской, и каким образом, опираясь на свой опыт, вы планируете строить программу обучения, чтобы она была максимально эффективной и отвечала потребностям студентов с разными способностями и интересами?
— Режиссерская мастерская, в том контексте, в котором мы ее понимаем, это особенная история. Связь студентов с мастером, особая атмосфера, интересные упражнения и лекции – обучение режиссуре кино само по себе не простой процесс. Я училась в режиссерской мастерской и училась у разных специалистов. Постоянно старалась посещать курсы повышения квалификации. После института я активно изучала драматургию. У каждого педагога свой метод. Мне кажется, искусство кино – это самое субъективное из всех искусств. Когда у тебя премьера фильма, а потом ты читаешь критику, где есть и оценки 5, и оценки 2, это показывает, что кому-то очень нравится, а кому-то категорически нет. Если бы в критике написали, что фильм не произвел никаких впечатлений, я бы расстроилась. А когда пишут, что им что-то категорически не нравится - это замечательно. Когда мы учимся, и каждый педагог преподает по-своему, студент может посмотреть, как это устроено, и выбрать что-то свое.
—Кого вы хотите видеть в своей мастерской? Вы обсуждали с Мирославом Маличем эту историю?
—Мы говорили про психотипы, про портрет группы. Каждый год приходят разные люди. Коллеги говорят, что год на год не приходится: где-то активнее, где-то пассивнее. Важно оценить на этапе вступительных экзаменов: кто пришел, и как из этих людей собрать группу, в которой всем будет комфортно учиться и существовать. Не думаю, что здесь можно заранее составить какой-то портрет. Конечно, хочется видеть людей с горящими глазами. У меня, например, нет требований, чтобы люди хорошо разбирались в кино - они пришли в институт, чтобы научиться. Но общий культурный уровень и развитый кругозор очень важны.