Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

18.06.2025

Новая мастерская режиссеров игрового кино: Ирина Обидова о важности опыта и трудолюбия

В альма-матер российского кинематографа начинается ответственный этап — отбор будущих творцов. Это не просто приемная кампания, а тонкий процесс поиска одаренных личностей, движимых жаждой знаний и обладающих уникальным взглядом на мир. Задача мастеров — разглядеть в юных энтузиастах потенциальных гениев, способных покорить экраны своим особым видением. И, конечно, сформировать из разных индивидуальностей сплоченную команду, готовую творить и преодолевать любые вызовы.

Режиссер, сценарист и креативный продюсер Ирина Обидова делится планами новой мастерской режиссуры игрового кино, которая будет сформирована в тандеме с Мирославом Маличем, известным российским режиссером, актером и сценаристом.

В интервью Ирина Обидова расскажет о своем видении того, как помочь молодым талантам раскрыть свой потенциал и обрести свой неповторимый голос в кинематографе.

Ирина, Вы набираете курс режиссуры игрового кино вместе с Мирославом Маличем. Как возникла идея совместного набора, и в чем сила Вашего тандема?

Идея этого союза исходила не от нас, а была предложена. Я не считаю себя "мастером" в традиционном понимании. Скорее, я – практикующий специалист из индустрии, готовый делиться опытом со студентами. Мирослав Малич – активно снимающий режиссер, с огромным опытом.

Мы отлично дополняем друг друга: я имею большой опыт работы с короткометражными фильмами и хорошо помню все этапы создания дебютного полнометражного фильма. Мирослав Малич, в свою очередь, сможет дать студентам глубокое понимание индустрии, познакомить с классической режиссурой и теорией кино и дать навыки работы с актерами. Мы учились в разное время, что позволит нам представить студентам всестороннее представление о современном кино и доступных инструментах – от классических до новейших технологий. Я и сама постоянно учусь, чтобы осваивать самые актуальные инструменты.

 

Что для вас самое важное в работе с молодыми кинематографистами?

По правде говоря, после окончания института я ощущала некоторую растерянность. Именно поэтому кинокомпания, одним из основателей которой являюсь я и в которой сейчас работаю, всегда стремилась поддерживать молодых режиссеров, сценаристов. Я хочу помочь студентам избежать подобного чувства, рассказать им о различных гранях профессии, помочь найти свой собственный путь и уникальный стиль. Важно помочь им выбрать подходящий проект, довести его до успешного завершения, чтобы они уверенно вошли в профессиональную среду. Главное – пройти этот путь вместе с ними, быть для них надёжной опорой, направляя и поддерживая, но не навязывая своё видение.

У вас образование режиссера неигрового кино. Как этот опыт повлияет на ваш подход к обучению режиссуре игрового?

— Я никогда не делала принципиального различия между игровым и неигровым кино. Поступила на режиссуру неигрового кино, потому что меня привлек именно Владислав Виноградов. Во время учебы я работала над проектами в обоих направлениях. Мне всегда было интереснее создавать собственные миры, а не просто фиксировать реальность. И во многом именно благодаря опыту в неигровом кино сформировался мой режиссерский метод. Я активно использую полученные знания при работе над сценарием и с актерами. Перед началом каждого проекта я провожу масштабное исследование, применяя инструментарий документалистики. В современном кинематографе границы между этими направлениями становятся всё более размытыми. В игровом кино, безусловно, больше внимания уделяется работе с актерами и художниками, но в остальном мы изучаем общую теорию и используем схожие инструменты. Поэтому для меня разделение на эти направления весьма условно.

—Учитывая ваш предыдущий опыт в кино, работа над мультсериалом «Команда Матч» наверняка стала интересным вызовом. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось адаптироваться к специфике анимации и создать проект, который завоевал такую широкую популярность и получил столь высокую оценку зрителей, как показывает рейтинг на Кинопоиске?

Работа над мультсериалом "Команда Матч" действительно стала для меня новым интересным опытом, поскольку раньше с анимацией я не сталкивалась. Когда поступило предложение стать сценаристом первого сезона этого детского анимационного сериала о спорте, я сразу заинтересовалась. Во-первых, у меня двое сыновей-спортсменов, да и в целом в моем окружении много людей, увлеченных спортом.

В соавторстве с коллегой мы написали шесть или семь серий для первого сезона и одну для второго. Этот опыт оказался очень полезным, поскольку позволил мне познакомиться с особенностями анимационного производства. Оказалось, что даже, если сценарий написан по всем законам драматургии, не все идеи возможно реализовать в анимации.

Я работала в большой команде, получала обратную связь от редакторов, вносила необходимые правки. У нас регулярно проходили созвоны с продюсерами и координаторами, которые непосредственно занимались анимацией. В процессе читок мы детально разбирали каждый сценарий, и нам объясняли, какие элементы невозможно реализовать, что можно отложить до следующего сезона, а какие приемы не сработают из-за технических ограничений анимации. Так постепенно приходило понимание особенностей этого процесса.

К слову, мультсериал "Команда Матч" оказался очень успешным и востребованным у юных зрителей, получив множество наград.

 

 

Какие главные уроки вы вынесли из своего опыта в киноиндустрии, которыми бы вы хотели поделиться со своими студентами?

Талант – это меньшая часть успеха в кино. Главное – трудолюбие, постоянная работа над собой и понимание, что это не работа с выходными и праздниками. Всегда есть большие ожидания от проектов, но переход на новый уровень происходит постепенно. Психологически сложная профессия со взлетами и падениями. Нужно уметь держать себя в руках, беречь психику, делать выводы и общаться с разными людьми. Важна стрессоустойчивость и умение быстро ориентироваться в кризисных ситуациях. На съемочной площадке постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, и нужно быстро принимать решения, анализировать ситуацию и обращать ее в свою пользу. Если студенты освоят этот навык, им будет намного легче в профессии.

 

У вас есть любимый фильм и любимый режиссер?

Нет любимых фильмов, есть разные любимые фильмы под настроение. Есть любимый режиссер – Дэвид Финчер. Для меня он - эталон перфекционизма. В его фильмах нет ничего случайного, при этом они очень зрительские и содержат сильное авторское высказывание. То, как он создал себя и свои проекты, для меня является лучшим примером. Но я люблю и классику, и фильмы разных режиссеров. Я стараюсь много смотреть, следить за новинками, смотреть блокбастеры, фестивальное кино, чтобы понимать, какие сейчас веяния и тенденции.

А есть фильм, который вы, допустим, пересматриваете для вдохновения?

— Я каждый год пересматриваю "Гарри Поттера", но не для вдохновения, а для настроения. Для работы я выстраиваю систему референсов под каждый проект и смотрю много фильмов, подходящих для конкретной истории, плюс много всего нового. У меня огромный список фильмов, которые нужно посмотреть, и он постоянно растет. Сейчас выходит слишком много контента, включая сериалы, которые необходимо смотреть для работы над собственными проектами. Поэтому пересматривать что-то сложно.

 

—Вы сами прошли через режиссерскую мастерскую. Как вы считаете, в чем заключается уникальность режиссерской мастерской, и каким образом, опираясь на свой опыт, вы планируете строить программу обучения, чтобы она была максимально эффективной и отвечала потребностям студентов с разными способностями и интересами?

Режиссерская мастерская, в том контексте, в котором мы ее понимаем, это особенная история. Связь студентов с мастером, особая атмосфера, интересные упражнения и лекции – обучение режиссуре кино само по себе не простой процесс. Я училась в режиссерской мастерской и училась у разных специалистов. Постоянно старалась посещать курсы повышения квалификации. После института я активно изучала драматургию. У каждого педагога свой метод. Мне кажется, искусство кино – это самое субъективное из всех искусств. Когда у тебя премьера фильма, а потом ты читаешь критику, где есть и оценки 5, и оценки 2, это показывает, что кому-то очень нравится, а кому-то категорически нет. Если бы в критике написали, что фильм не произвел никаких впечатлений, я бы расстроилась. А когда пишут, что им что-то категорически не нравится - это замечательно. Когда мы учимся, и каждый педагог преподает по-своему, студент может посмотреть, как это устроено, и выбрать что-то свое.

 

Кого вы хотите видеть в своей мастерской? Вы обсуждали с Мирославом Маличем эту историю?

—Мы говорили про психотипы, про портрет группы. Каждый год приходят разные люди. Коллеги говорят, что год на год не приходится: где-то активнее, где-то пассивнее. Важно оценить на этапе вступительных экзаменов: кто пришел, и как из этих людей собрать группу, в которой всем будет комфортно учиться и существовать. Не думаю, что здесь можно заранее составить какой-то портрет. Конечно, хочется видеть людей с горящими глазами. У меня, например, нет требований, чтобы люди хорошо разбирались в кино - они пришли в институт, чтобы научиться. Но общий культурный уровень и развитый кругозор очень важны.

Новости

11.07.2025

Доцент кафедры ГИКИТ снял документальный фильм с участием студентов нашего института и четырех вузов города

Автор сценария и режиссер-постановщик полнометражной документальной картины "Маэстро" - доцент кафедры режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ ГИКИТ Евгений Иванников.

10.07.2025

В состав попечительского совета ГИКИТ войдет Игорь Метельский

Игорь Метельский — фотограф, бизнесмен, в прошлом – вице-губернатор Санкт-Петербурга. 

10.07.2025

Студентки ГИКИТ – победительницы Всероссийского конкурса «Твой Ход, староста!»

Две студентки факультета Медиатехнологий Вероника Хаецкая и Дарья Щербакова вошли в число лучших по итогам двух этапов всероссийского конкурса.

09.07.2025

Всероссийский молодежный кинофорум в ГИКИТ отметит 100-летие Марлена Хуциева

09.07.2025

Интервью со Светланой Мельниковой: от кафедры драматургии к марафону "Белые ночи"

Светлана Мельникова рассказывает о своем пути в спорт, о первом забеге в Гоа, марафоне "Белые ночи" и о том, как физические нагрузки помогают ей в работе. Бег – это счастье, свобода и возможность летать! Вдохновляющая история о преодолении себя и гармонии между работой и спортом.

09.07.2025

Мастерская режиссуры игрового кино Артема Антонова защитила проекты вторых курсовых

Десять студентов группы 1251а успешно представили будущие курсовые фильмы и сейчас активно готовятся к съемкам со своими командами.

08.07.2025

Режиссеры игрового кино ГИКИТ защитили дипломы

Студенты двух мастерских режиссуры игрового кино ГИКИТ представили дипломные фильмы, в числе которых – первый полнометражный фильм, снятый на средства гранта Министерства культуры РФ.

08.07.2025

Студенты ГИКИТ сняли фильмы о культуре Китая в рамках программы «Looking China 2025»

Начинающие режиссеры-документалисты мастерской Виктора Васильева и Юлии Макаровой посетили город Далянь в Китае по приглашению Beijing Normal University и сняли два фильма о культуре Китая, которые уже доступны для просмотра.

07.07.2025

ГИКИТ стал соорганизатором XXXV международного фестиваля «Белые ночи»

Старейшее в мире соревнование знатоков «Что? Где? Когда?» состоялось 5-6 июля в отеле «Аэропортсити» при участии сотрудников и студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

07.07.2025

Выпускникам факультета медиатехнологий вручили дипломы

4 июля в Киноконцертном зале ГИКИТ состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам факультета медиатехнологий. 

04.07.2025

Операторское мастерство для молодых китайских кинематографистов

Как объяснить китайским студентам, что такое светотень? Об опыте петербургских кинематографистов из ГИКИТ мы поговорили с Иваном Горбуновым.

04.07.2025

Выпускники факультета экранных искусств ГИКИТ получили дипломы

В этом году 225 выпускников факультета получили документы об образовании, из них 77 – дипломы с отличием.

03.07.2025

ГИКИТ отмечен Министерством культуры за организацию Всероссийского конкурса «Великий и могучий мой родной русский язык» 

Сотрудникам и студентам вуза выразили благодарность от Общественного совета при Министерстве культуры РФ за работу в составе оргкомитета, жюри и высокий уровень конкурсных работ.

03.07.2025

Сотрудники ГИКИТ получили благодарности и грамоты

На финальном в этом учебном году заседании Учёного совета ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова вручила награды сотрудникам института

02.07.2025

Три дня киноискусства от ГИКИТ на Елагином острове

Показы студенческого кино, тонкости кинопроизводства, физические «фокусы» и многое другое – вот чем запомнился кинофестиваль ГИКИТ

02.07.2025

Елена Окунева из КВТК – в числе лучших выпускников СПО Санкт-Петербурга

Студентка колледжа при ГИКИТ вошла в ежегодную сотню самых активных и успешных выпускников профессиональных образовательных организаций города.

01.07.2025

В ГИКИТ состоялось заседание комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций

30 июня 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялось заседание Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, с участием представителей Главного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и независимой общественной организации, оказывающей социальную, психологическую и правовую помощь.

01.07.2025

Режиссеры анимации ГИКИТ защитили дипломы

Группа 1053 мастерской Антона Кальченко и Ольги Рыбалко представила 15 дипломных анимационных фильмов, в числе которых – картина, созданная при поддержке гранта Министерства культуры РФ.

30.06.2025

В ГИКИТ состоялась премьера фильма «70 км жизни», созданного при поддержке «Росмолодёжь.Гранты»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась премьера фильма «70 км жизни», созданного при поддержке всероссийского грантового конкурса «Росмолодёжь.Гранты».

30.06.2025

В ГИКИТ защитили дипломы режиссеры документального кино

Молодые режиссеры-документалисты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения представили 11 дипломных фильмов.

27.06.2025

"С людьми нужно уметь разговаривать": Новая мастерская ГИКИТ для будущих режиссеров сериалов и ТВ-программ

Кафедра режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ объявляет набор в новую мастерскую под руководством опытных педагогов-практиков. Возглавляют мастерскую два профессионала с богатым практическим опытом. Ядвига Васильевна Закржевская - не только доцент кафедры, но и главный режиссер телеканала "Санкт-Петербург", а также Галина Анатольевна Никитина - практикующий режиссер и педагог с 18-летним стажем.

26.06.2025

В ГИКИТ состоялся спецпоказ дипломного анимационного фильма «Макошь»

В малом кинозале студентам и руководству Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения представили дипломный фильм, получивший грантовую поддержку Министерства культуры, «Макошь».

26.06.2025

Алина Деева из ГИКИТ вошла в число лучших выпускников вузов Санкт-Петербурга

25 июня в Петропавловской крепости наградили 60 лучших выпускников петербургских вузов. Среди них — Алина Деева, студентка кафедры телевидения ГИКИТ, обучавшаяся по направлению «Корреспондент и ведущий телевизионных программ».

25.06.2025

Фильм студентов ГИКИТ получил главный приз кинофестиваля «Золотой ворон»

Фильм «52 ГЕРЦА» команды студентов 5 курса мастерской режиссуры игрового кино Васильева Виктора Евгеньевича и Захарова Валентина Евгеньевича получил награду «Лучший короткометражный игровой фильм» на IX Арктическом международном кинофестивале «Золотой ворон».

24.06.2025

Студенческий медиа-гид «На пути к силе»

На кафедре фотографии и народной художественной культуры провели образовательный проект по созданию медиа-гида, подчеркнувшего важность здорового образа жизни.

24.06.2025

Будущие режиссёры посетили иммерсивную выставку личных вещей Пушкина

Студенты ГИКИТ изучили инновационные технологии в музейном деле на примере VR-экспозиции Всероссийского музея А.С. Пушкина

24.06.2025

В ГИКИТ стартовала приемная кампания

В этом году абитуриентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения доступны 10 программ бакалавриата, 7 – специалитета и 3 направления магистратуры.

23.06.2025

ГИКИТ организует Всероссийский кинофорум в честь юбилея Марлена Хуциева

Осенью состоится Всероссийский молодежный историко-просветительский кинофорум, посвящённый столетию со дня рождения классика отечественного кинематографа Марлена Хуциева, который соберет профессиональное сообщество и всех ценителей киноискусства.

23.06.2025

Екатерина Сазонова и директор киностудии «Таджикфильм» обсудили перспективы сотрудничества

Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова и директор киностудии «Таджикфильма» Махмадсаид Шохиён обсудили сотрудничество в сфере кино и образования.

22.06.2025

22 июня – День памяти и скорби

22 июня 1941 года – трагическая дата в истории России. В этот день 84 года назад началась Великая Отечественная война.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен