Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.05.2024

Рецензия на спектакль «Война и мир»

«Надо жить, надо любить, надо верить»

Спектакль, созданный в мастерской народной артистки России А.Я. Алексахиной, начинается с проекции экрана. На экране появляется видеоколлаж, демонстрирующий эмоциональные впечатления молодых актёров от прочитанного произведения. Зрителю передаются различные эмоции и чувства, такие как сопротивление, принятие, отторжение, радость и тихое признание романа писателя. Видео создаёт эффект неожиданности (остранение) перед каждым актом спектакля, который состоит из трёх частей. Благодаря данному приему зритель может наблюдать, как молодые актеры-современники воспринимают эту великую эпопею, преодолевая стандартные представления.

На протяжении всего сценического произведения режиссер Сергей Каргин и молодые актеры будут исследовать тему войны как разрушительной силы, необузданных и бессознательных аспектов человеческой жизни, противопоставляя ей понятие «мира» в контексте «гуманной, творческой вселенной». Они также будут рассматривать любовь и семью как духовные опоры, придающие человеку силу духа, находясь на перекрестке между войной и миром, жизнью и смертью.

Режиссёр представил свою сценическую интерпретацию великого произведения, вместив 4 тома с эпилогом в трехчасовую постановку. События, происходящие в жизни графа Пьера Безухова и героев трех аристократических семей (Болконские, Ростовы, Курагины) и обедневшей дворянской семьи Друбецких, являются основой сюжета спектакля. В спектакле отсутствуют батальные сцены, нет Наполеона, Александра I, Кутузова, но о них постоянно говорят.

Действие разворачивается в период с 1805 по 1813 год. Суть спектакля заключается не во внешних изменениях судеб героев, а в их духовных трансформациях на фоне войны, когда невозможно скрыть свою истинную сущность.  Конфликт в спектакле – это война, которая разворачивается внутри самого человека.

Мрак и свет играют ключевую роль в спектакле, создавая контрастное пространство сценографии. Серо-бежевая одежда сцены напоминает о цвете формы ополченцев 1812 года.  На небольшой пустой сцене учебного театра периодически появляются чёрные ширмы, которые разделяют мир живых и мертвых (художник - Борис Шаповалов). Эти сцены включают в себя трагическую смерть Лизы при родах, а также мрачную одержимость и неистовые страсти, связанные с наследством умирающего графа Безухова. В первом и во втором актах спектакля смешиваются серые и черно-белые тона с редкими яркими красками костюмов. Отмечу, что костюмы не привязаны к определенному времени. В спектакле важна вневременная условность костюмов.

Сценографический аскетизм представляет собой вызов для молодых актеров. Они не могут скрываться за декорациями, костюмами или реквизитом. В такой ситуации они должны полагаться только на свой сценический опыт, который мы наблюдаем на протяжении всего спектакля. Пространство сцены диктует способ существования актёра. Ведь способ существования актера является основой театральной правды на сцене. Роман Льва Толстого «Война и мир» служит развёрнутой метафорой, предполагающей как метод реалистической игры, так и экспрессивной, где важна пластическая точность выполнения роли.   

Музыка и свет гармонично сочетаются с общей картиной спектакля, создавая нужные акценты.

Весь спектакль пронизан особым колоритом, он элегантен и прост, при этом динамичен, музыкально-пластичен, и отличается детальностью и смысловым решением сцен. В спектакле все танцевально-пластические сцены были тщательно проработаны. Балетмейстеры Мария Кораблева и её ассистент Валентина Толубаева работали над постановкой танцев для спектакля. Они стремились воплотить концепцию «свободного танца» и наполнить его художественным смыслом. За сценическое движение и пластические решения отвечал педагог по пластике Максим Пахомов. Актеры во время спектакля проявляли невероятную гибкость и пластичность, используя свое тело как творческий инструмент. Телесность стала точной передачей мысли, продолжением эмоции актера в воплощении образа. А сценическая речь молодых актеров (речь - Татьяна Половец) полна выразительного звучания. Она - чёткая и объемная.  Наслаждаясь актёрскими работами, осознаёшь, сколько усилий вложили в них педагоги по актёрскому мастерству, такие как Надежда Андрианова и Александра Крымова.

Семья Болконских предстает в спектакле как семья строгих порядков, в которой царит напряженная суровая атмосфера.  Андрей Болконский, сын Николая Болконского, в исполнении Богдана Коршунова - незаурядная личность. Он красив, горд, жёсток, тщеславен и амбициозен. Его молодая жена Лиза (актриса - Эмилия Акберова) очаровательна и мила, но иногда может быть легкомысленной и капризной. Их отношения довольно холодные. Смерть Лизы при родах становится серьезным испытанием для Андрея, чувство вины и одиночества не покидают его. Встреча с Наташей Ростовой привнесла изменения в его жизнь.

Сцена старого князя Николая Болконского (артист - Георгий Ефанов) с сыном Андреем перед отправкой на войну оставляет удивительно теплые чувства. В его словах переданы огромная боль и любовь к сыну: «Помни одно, князь Андрей: если тебя убьют, мне, старику, будет очень больно. А если узнаю, что ты не ведешь себя как сын Николая Болконского, мне будет стыдно».

Создание возрастных ролей требует внутренней работы над образом, пластикой и речью, что невозможно без опыта. Актер Георгий Ефанов в большинстве сцен смог убедительно передать зрителю образ старого человека, отшельника-аристократа, отставного генерала русской армии. Княжна Мария, дочь Николая Болконского, исполненная Полиной Жуковой, воплощает в себе внутреннюю мягкую силу и трепетность.

Семья Ростовых занимает одно из центральных мест в спектакле и контрастирует с семьей Болконских. Ростовы отличаются щедростью и гостеприимством, они - хранители семейных традиций. Граф Илья Ростов, сыгранный Егором Шиманским, был добрым, щедрым и отзывчивым, но также расточительным. Его супруга Наталья (актриса - Дарья Воробьева), хозяйка дома, хотя любящая жена и мать, но в то же время не замечает истинных чувств своей воспитанницы Сони. Актриса Анна Стоянович сыграла Соню — её героиня была искренней, нежной и светлой. Образ Наташи Ростовой воплотила Алиса Рейфер. Наташа — любимица родных и близких. Её героиня прошла долгий путь от открытой и чистой девочки, которая постоянно держала куклу в руках и была влюблена в Бориса Друбецкого, до женщины, познавшей горе и потери. Ее характер стал твердым и цельным.

Борис Друбецкой, роль которого исполнил Никита Новосёлов, был детской любовью Наташи Ростовой. Актёр наделил свой образ нарциссическими качествами, он сложен и непредсказуем.

Красив и циничен Анатоль Курагин (актер - Юрий Щигорец), убедителен в своей деловой хватке Василий Курагин (Даниил Ходунов). На сцене Елизавета Осипова создала яркий образ Анны Павловны Шерер — хозяйки салона высшей петербургской знати. В этом образе актриса воплотила черты великосветского псевдопатриотизма, высокомерия и двуличия.

В спектакле участвуют 19 актёров, которые исполняют 32 роли. Некоторые актёры играют сразу нескольких персонажей. Каждая роль продумана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям, отражающим психологические особенности героев.

Спектакль «Война и мир» захватывает внимание зрителя и держит его в напряжении до последней минуты. На вопросы, поставленные в начале спектакля, каждый зритель ответит сам.

А мне хотелось бы завершить рецензию словами Пьера Безухова, обращенными к Андрею Болконскому: «Надо жить, надо любить, надо верить». Возможно, в этом кроются ответы. Жизнь, любовь и вера - самые ценные дары, которые человек получает по праву своего рождения, и их следует ценить и беречь.

 

Автор рецензии: Елена Дележа, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры РЦМиАФ, член СТД России

Новости

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

30.10.2025

Турнир лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ»

11-12 декабря в ГИКИТ пройдет деловой турнир лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ» для начинающих специалистов творческих направлений.

29.10.2025

Траектория судьбы Андрея Лапина на большом экране

В ГИКИТ показали документальный фильм о герое СВО Андрее Лапине. Картина рассказывает о молодом петербуржце, старшем лейтенанте, офицере спецназа, погибшем при выполнении боевого задания в 2022 году. 

29.10.2025

В кинотеатре "Аврора" пройдет ретроспектива фильмов профессора ГИКИТ Константина Лопушанского

В течение трех дней с 5 по 7 ноября жители и гости Санкт-Петербурга смогут увидеть фильмы золотого фонда института кино и телевидения.

28.10.2025

ГИКИТ расширяет сотрудничество с Китаем

С 23 по 26 октября в городе Цзинань ГИКИТ принял участие в конференции, посвященной 5-летию Альянса китайско-российского международного образовательного сотрудничества (CRIECU).

27.10.2025

27 и 28 октября в ГИКИТ проходит VIII-ая Национальная научно-практическая конференция

Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России собрались обсудить педагоги, студенты и приглашенные эксперты в нашем вузе. Мероприятие началось с пленарного заседания, посвященного Году защитника Отечества и специальной военной операции.

27.10.2025

Наука за 10 минут

В ГИКИТ впервые прошла Научная битва — настоящий интеллектуальный поединок. На сцене - 6 молодых учёных, в зале - азартные зрители, и в их глазах только один вопрос: «Кто же победит».

24.10.2025

ГИКИТ заявил о себе на фестивале «Послание к человеку»

2025-й год не стал исключением: ГИКИТ традиционно принимает участие в важном для начинающих кинематографистов событии. Студенты вуза стали номинантами конкурса, участвуют в работе жюри фестиваля, а выставки работ преподавателей института становятся яркими событиями внеконкурсной программы.

23.10.2025

С 6 по 9 ноября в Санкт-Петербурге пройдёт VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ»

В этом году фестиваль собрал рекордные 499 заявок из 45 регионов России и 3 стран. В лонг-лист отобрано в два раза больше фильмов, чем в прошлом году.

23.10.2025

Поэтизируя реальность

В Киноконцертном зале ГИКИТ состоялся показ дипломных работ выпускников кафедры режиссуры документального фильма мастерской Павла Медведева и Романа Померанцева под названием «Свой почерк».

22.10.2025

Здание киновидеотехнического колледжа ГИКИТ получило вторую жизнь

В Санкт-Петербурге завершена реставрация фасадов исторического здания ГИКИТ на улице Правды, 20. Построенный в 1903–1904 годах в стиле раннего модерна последним придворным архитектором семьи Романовых Сильвио Данини, хранит богатую историю и является объектом культурного наследия регионального значения.

21.10.2025

Мир, которым правит зритель

В ГИКИТ прошёл мастер-класс сценариста, драматурга и блогера Дамира Ханифуллина, посвящённый созданию интерактивного кино — жанра, где зритель становится соавтором истории.

20.10.2025

Цифровая антропология в медиакоммуникациях

6 ноября в ГИКИТ состоится Международная научная конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика». Конференция объединит ведущих экспертов, исследователей и практиков для обсуждения трансформации человека и общества в эпоху цифровых технологий. 

20.10.2025

В Санкт-Петербурге с 10 по 20 ноября пройдет XXV Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКит»

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения при поддержке Министерства культуры России и Комитета по культуре Санкт-Петербурга готовится к проведению юбилейного XXV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ». В этом году фестиваль, ставший визитной карточкой вуза, отметит 25-летие.  

20.10.2025

Дебют первокурсников

17 октября в ГИКИТ прошёл традиционный конкурс «Первые шаги» — заключительное мероприятие программы адаптации первокурсников, реализуемой институтом при поддержке Росмолодёжи. Это уникальный проект, объединяющий студентов разных направлений института и киноколледжа.

17.10.2025

Второкурсники мастерской Юрия Фетинга представили дебютные этюды

Студенты впервые показали зрителям 17 коротких самобытных фильмов, над которыми работали два семестра первого курса.

16.10.2025

Учимся создавать интерактивное кино

С 5 по 7 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге состоится фестиваль новых форм кино «Культура 360», посвященный современным технологиям в аудиовизуальном искусстве.

13.10.2025

Марлен Хуциев: объединяя поколения

С 9 по 11 октября в Санкт-Петербурге прошел молодежный историко-просветительский кинофорум, посвященный 100-летию выдающегося советского и российского кинорежиссёра, сценариста и актёра Марлена Хуциева.

13.10.2025

Культурный код России: преподаватели и студенты кафедры медиакоммуникационных технологий на масштабном форуме в Лахта Центре

9 и 10 октября в комплексе «Лахта Центр» состоялся форум «Культурный код. Россия». В работе масштабной площадки приняли активное участие студенты и преподаватели кафедры медиакоммуникационных технологий СПбГИКиТ.

13.10.2025

В ГИКИТ 27 и 28 октября состоится VIII национальная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России».

Приглашаем к участию в конференции. Доклады будут включены в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

10.10.2025

ГИКИТ принял участие в международной конференции RICS 2025

На панельной дискуссии «Анимация 2050. Контент, понятный каждому» выступили заведующая кафедрой режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Ольга Ефимова и ее заместитель Антон Кальченко. 

09.10.2025

В Санкт-Петербурге открылся Всероссийский кинофорум к 100-летию Марлена Хуциева

Сегодня на Ленфильме состоялась торжественная церемония открытия кинофорума, посвящённого 100-летию со дня рождения выдающегося режиссёра Марлена Хуциева.

08.10.2025

Эхо Ржевской битвы: студенты ГИКИТ озвучили страницу истории Великой Отечественной войны

На кафедре звукорежиссуры Государственного института кино и телевидения завершается работа над аудиокнигой по автобиографической повести Сергея Микаэляна «Не убит подо Ржевом».

07.10.2025

Набор на курс профессиональной переподготовки «Художник-постановщик»

Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ набирает курс профессиональной переподготовки «Художник-постановщик» — для тех, кто мечтает не просто строить декорации, а создавать целые вселенные на экране.

07.10.2025

Режиссёры нового поколения вылетели из «Гнезда»

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения стал одной из ключевых площадок регионального этапа Всероссийского молодёжного фестиваля анимационного кино «Гнездо».

06.10.2025

Режиссёры ГИКИТ сняли кино о борьбе и вере в лучшее

В ГИКиТ продолжается серия открытых показов дипломных фильмов выпускников 2025 года.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен