Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

24.04.2024

Одноразовые матросы, жертва юностью, калейдоскоп звуков – фильм Бориса Хлебникова «Снегирь»

В любом деле главное – начало. В музыкальной композиции человеческий слух всегда захватывает первую ноту и в соответствии с ней строит ожидания от всего произведения. Вот и с началом международного фестиваля «INТОНАЦИИ», посвященного звуковым решениям в кинофильмах, все точно так же. Наверное, сложно было бы найти более подходящую кинокартину, ведь именно этот фильм так умеренно наполнен мозаикой звуков, смыслов, обрывками точных слов, образующих вместе концентрированное киноповествование, идеально подходящее для того, чтобы стать достойным первым аккордом в симфонии всего фестиваля.

Первые кадры фильма встречают зрителя корабельным звоном, скрежетом порта, звук подробен и объемен. Он сразу создает собственную линию повествования, обозначив ее в самом начале и протянув до конца.

Ключи, чайки, двигатель, стук глухих бочек, хриплые голоса – все это оформляет картинку, придает ей реалистичность. Два совсем юных героя, Максим (Макар Хлебников) и Никита (Олег Савостюк), студенты мореходки, которым предстоит первый выход в море, и, сработавшаяся, притертая друг к другу и всему окружающему, команда. Уже в начале фильма зрителя захватывает потерянность главных героев и сковывает от наждачной враждебности матерых матросов.

Это ощущение добывается острой актерской игрой, все арки персонажей идут по нерву, обостренно, с осознанной опасностью происходящего. Для пропитанных соляркой и рыбой, слившихся душой с кораблем, море – рядовая в своей опасности стихия. И есть в этой их жизни правда, полутемная, поперек затянутая канатами и сетями.

К «молодняку» потертые «морские волки» относятся по-отечески, им хочется где-то подцепить, где-то повоспитывать, где-то поучить вчерашних детей. Но четче всего вырисовывается желание в понимании всего молодого поколения в лице ребят. Так, Отец Геннадий (Александр Робак), бригадир утренней смены, с неприкрытой отцовской твердостью, укладывает их спать, оставляя коридору шаркающие шаги, кормит, ощутившего собственным нутром морскую качку, Никиту с ложки, учит его точить нож для разделывания рыбы, верит в его силы. Этот часто невербальный диалог с ребятами – его попытка в понимании собственных дочерей, реакции, мысли, жизнь которых для засоленного нрава героя – темный лес.

Каждый из героев в той или иной мере болеет морем. Для самозванца Никиты, никогда не желающего серьезно связаться со стихией, оно превращается в морскую болезнь, герой физически не уживается в волновой качке. Остальную команду море изменило навсегда, взяв с них определенного вида жертву, зацементировав солью в каждом из них своеобразную жестокость, в которой нет злости, в ней – пропахнувшая йодом мудрость бирюзовых вод, металлический привкус ржавых наслоений, все время попадающих на глаза, острый запах рыбьей чешуи.

Никита с самого начала воспринимает происходящее с юмором и иронией, так характерными легкому флеру юности.

«— Ну что, как впечатления?
—Ну нормально, весело, приключения…»

Все моряки кажутся ему «одноразовыми», он не осознает всю серьезность их общего дела, не понимает их боли, сухой грубости, остервенелой преданности делу. И невозможно обвинить его в несерьезности, ведь молодость и дана человеку для того, чтобы пробовать, ошибаться и искать свое. Но мечты героя, отсутствие твердой уверенности в следующем шаге отвратит бывалых матросов от «еще зеленого» Никиты, даст пробоину в их опеке и станет причиной смерти героя.

Потом, чтобы избавиться от скребущей вины, команда и решит спасти попавших в шторм. Спася четверых, они выторгуют у моря прощение за того одного. Ржавая, иступленная жизнь научила их искать и находить цену всему.

При всей тяжести повествования, шероховатости персонажей, неподъемности истории и впечатляющем масштабе сцен, фильм сделан без какого-либо намека на патетический пафос. В нем все так, как есть в жизни: обычные слова, обычные люди, ничего лишнего, но от этого страх вероятности такой реальности только усиливается.

Основным конфликтом в фильме является вечное недопонимание между отцами и детьми, и в кино, как и в жизни, спор не находит разрешения. Каждый остается со своим и на своем. И эти одиночество, глухость поколений неизбывны. Корабль вернется в порт, чайки продолжат летать, в голосах появится новая хриплая нота. Многоразовые матросы пойдут в новый рейс, а юношеская несерьезность навсегда останется жертвой стихии.

Лена Шерстяк, группа 1323, Журналистика

Новости

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

30.10.2025

Турнир лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ»

11-12 декабря в ГИКИТ пройдет деловой турнир лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ» для начинающих специалистов творческих направлений.

29.10.2025

Траектория судьбы Андрея Лапина на большом экране

В ГИКИТ показали документальный фильм о герое СВО Андрее Лапине. Картина рассказывает о молодом петербуржце, старшем лейтенанте, офицере спецназа, погибшем при выполнении боевого задания в 2022 году. 

29.10.2025

В кинотеатре "Аврора" пройдет ретроспектива фильмов профессора ГИКИТ Константина Лопушанского

В течение трех дней с 5 по 7 ноября жители и гости Санкт-Петербурга смогут увидеть фильмы золотого фонда института кино и телевидения.

28.10.2025

ГИКИТ расширяет сотрудничество с Китаем

С 23 по 26 октября в городе Цзинань ГИКИТ принял участие в конференции, посвященной 5-летию Альянса китайско-российского международного образовательного сотрудничества (CRIECU).

27.10.2025

27 и 28 октября в ГИКИТ проходит VIII-ая Национальная научно-практическая конференция

Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России собрались обсудить педагоги, студенты и приглашенные эксперты в нашем вузе. Мероприятие началось с пленарного заседания, посвященного Году защитника Отечества и специальной военной операции.

27.10.2025

Наука за 10 минут

В ГИКИТ впервые прошла Научная битва — настоящий интеллектуальный поединок. На сцене - 6 молодых учёных, в зале - азартные зрители, и в их глазах только один вопрос: «Кто же победит».

24.10.2025

ГИКИТ заявил о себе на фестивале «Послание к человеку»

2025-й год не стал исключением: ГИКИТ традиционно принимает участие в важном для начинающих кинематографистов событии. Студенты вуза стали номинантами конкурса, участвуют в работе жюри фестиваля, а выставки работ преподавателей института становятся яркими событиями внеконкурсной программы.

23.10.2025

С 6 по 9 ноября в Санкт-Петербурге пройдёт VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ»

В этом году фестиваль собрал рекордные 499 заявок из 45 регионов России и 3 стран. В лонг-лист отобрано в два раза больше фильмов, чем в прошлом году.

23.10.2025

Поэтизируя реальность

В Киноконцертном зале ГИКИТ состоялся показ дипломных работ выпускников кафедры режиссуры документального фильма мастерской Павла Медведева и Романа Померанцева под названием «Свой почерк».

22.10.2025

Здание киновидеотехнического колледжа ГИКИТ получило вторую жизнь

В Санкт-Петербурге завершена реставрация фасадов исторического здания ГИКИТ на улице Правды, 20. Построенный в 1903–1904 годах в стиле раннего модерна последним придворным архитектором семьи Романовых Сильвио Данини, хранит богатую историю и является объектом культурного наследия регионального значения.

21.10.2025

Мир, которым правит зритель

В ГИКИТ прошёл мастер-класс сценариста, драматурга и блогера Дамира Ханифуллина, посвящённый созданию интерактивного кино — жанра, где зритель становится соавтором истории.

20.10.2025

Цифровая антропология в медиакоммуникациях

6 ноября в ГИКИТ состоится Международная научная конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика». Конференция объединит ведущих экспертов, исследователей и практиков для обсуждения трансформации человека и общества в эпоху цифровых технологий. 

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен