23.05.2025
Дарья Чернышева: фотография – это не просто кадр, это история!

Встречайте Дарью Чернышеву – выпускницу 2024 года, обладательницу красного диплома и звания лучшего выпускника Института кино и телевидения! Эта невероятно талантливая девушка, чьи работы завораживают своей красотой и глубиной, расскажет нам о своем пути в фотографии, учебе и о том, какие горизонты она видит впереди. И, кстати, 17 мая у Дарьи был день рождения! Вся служба информации и общественных связей поздравляет ее!
Итак, Дарья, расскажите, как вы попали в Институт кино и телевидения на направление "Народная художественная культура"? Ведь это - довольно необычный выбор!
Знаете, все началось с того, что в 15 лет мои родители заметили, как меня тянет к фотографии. Помню случай: мороз жуткий, градусов -35, а я прошу остановить машину, чтобы сделать кадр пейзажа! Родители, конечно, удивились моей одержимости, но поддержали. Мама отвела меня на курсы, потом в фотошколу. А потом предложила поискать вузы, где я смогу получить профессиональное образование. Так я и нашла этот институт. С первого взгляда влюбилась в эти стены и целый год готовилась к поступлению! Все благодаря поддержке моих родных.
Получается, у вас уже было солидное портфолио на момент поступления? Как проходил отбор?
Да, портфолио было. Но, к сожалению, я поступала в ковидный год, поэтому все проходило онлайн, через Zoom. Конечно, мне очень хотелось пообщаться с преподавателями лично. На первом курсе нас попросили подготовить портфолио из 30 лучших фотографий. Тогда я думала, что это прямо мои шедевры! (Смеется). Сейчас понимаю, что до шедевров им было еще очень далеко. Надеюсь, нынешние 30 лучших фото выглядят куда убедительнее!
И вот, вы поступили, приехали в Санкт-Петербург. Расскажите о первых впечатлениях?
Ох, это было незабываемо! Как раз объявили об открытии института после ковида. Я приехала из Иркутска, за 5000 километров, и в тот же день пришло сообщение об отмене занятий. Первую половину года провела в общежитии на Новоизмайловском. Многие ребята не выдержали и уехали, а я решила остаться. И со второго полугодия мы наконец-то начали учиться. Это было потрясающее время! Все ребята такие творческие, увлеченные своим делом. А весна в Петербурге! Все цветет, и душа тоже!
Учеба и вдохновение – это, наверное, неразделимые понятия для вас. С чего началась ваша учеба? Кто были ваши преподаватели? Как вообще строится процесс обучения в творческой профессии?
Мне безумно повезло с преподавателями – это Антон Зайкин и Алла Никитенко. Они отдавались учебному процессу целиком и полностью, поддерживали каждого студента, который проявлял интерес. Начинали мы, конечно, с фотоплёнки. Это основа основ. Плёнка заставляет осознавать каждый кадр. У тебя всего 36 попыток, а не более 2000, как на цифровой камере. Ты думаешь над каждым снимком, над его ценностью. Это учит работать с фотоаппаратом, настраивать его. В плёнке нет права на ошибку.
Получается, с цифровой фотографией проще?
Ну, конечно! Там больше свободы, можно сделать много дублей и выбрать лучший. Это дает больше простора для экспериментов.
А как проходили ваши пленэры? Вы выезжали фотографировать город?
Да, наши преподаватели постоянно вывозили нас за город, в самые красивые места: Радоновые озера, Павловск, Пушкин. Мы объездили все окрестности. Ездили и самостоятельно, потому что эти фотопрогулки – это что-то невероятное! Каждый мог передать свое мироощущение через фотографии. Один увидит веточку, другой – камушек. Было очень интересно наблюдать, кто что сфотографировал, кому что было интересно. Это как взгляд на мир через призму разных душ.
Насколько я знаю, кафедра народно-художественной культуры славится своими выездными проектами. У вас был такой опыт?
К сожалению, не во всех поездках я смогла поучаствовать. Ребята ездили с Еленой Константиновой в Каргополь и Суздаль. А моя практика проходила в Госфильмофонде в Москве. Нас было 20 человек, и Елена Константинова поехала с нами. Там нам рассказывали о плёнке, об оцифровке фильмов, об уходе за плёнкой. Госфильмофонд – это самое большое хранилище российских фильмов на плёнке, которая считается самым долговечным способом хранения. Это была невероятно важная и яркая поездка.
Есть ли у вас жизненная стратегия, какой-то четкий план?
Я очень хочу найти баланс между работой репортажным фотографом, которая мне безумно нравится, и личными фотосъёмками, личным брендом. Сейчас я активно над этим работаю. Это непросто, но я верю, что у меня получится.
Какая съёмка вам больше по душе?
Репортажная и портретная. Портрет – это когда ты остаешься с человеком один на один, и ты должен раскрыть его со всех сторон, показать его лучшие и, возможно, даже темные стороны. А репортаж – это возможность рассказать историю через кадр, запечатлеть мгновение, которое больше никогда не повторится.
Кто ваш кумир из современных фотографов? На кого вы равняетесь?
В портретной съемке я ориентируюсь только на свои ощущения, на то, что я чувствую, когда смотрю на человека. В репортажной – это, наверное, Сергей Яковлевич Максимишин — российский фотожурналист, великолепный фотограф!
Вы работаете в службе информации?
Да.
И сколько вы уже работаете здесь?
Полтора года.
То есть, вы пришли сюда еще студенткой?
Да, я пришла на четвертом курсе. Меня, можно сказать, направила мой куратор, преподаватель Алла Никитенко. Она просто в один момент пришла к нам и спросила, кто хочет попробовать себя в этой сфере. Я, конечно, сразу потянула руку, и она сказала: "Беги договариваться, неси портфолио – у тебя все получится!" Так и вышло.
Вы закончили обучение в 2024 году? И успешно, как я понимаю?
Да, я закончила с красным дипломом и с аттестатом отличия, как лучший выпускник!
Как вам удалось находить тот самый баланс между работой и учебой, и еще двигаться вперед?
Я думаю, во-первых, у меня развита эмпатия. Я чувствую, когда человек хочет разговаривать, а когда лучше не трогать. Во-вторых, это, конечно, благодаря преподавателям, которые четыре года учили нас работать в разных ситуациях. Наталья Станиславовна Егорова, Екатерина Викторовна Соколова тоже очень помогла, Екатерина Александровна Мельникова. Каждый преподаватель внес свой вклад, заложил нужные качества. Они все разные, и к каждому нужен был свой подход: понимать, прислушиваться. Наверное, поэтому сейчас я легко нахожу общий язык с любым человеком, будь то высокопоставленное лицо или сотрудник студии. Ко всем нужно относиться с уважением и по-человечески. И улыбаться!
Что бы вы посоветовали будущим студентам, тем, кто сейчас поступает?
Конечно, я бы советовала поступать! Я очень хочу, чтобы ребята, увлеченные фотографией, шли именно в осознанное изучение. Курсы и фотошколы – это важно, но обучение в институте – это совершенно другая ступень развития. Это и новые знакомства, и проекты, которые можно создавать вместе. Это и преподаватели, которые могут научить тому, о чем вы даже не подозреваете. Не бойтесь, верьте в себя! Даже, если сейчас ваши фотографии не дотягивают до фотокниги "Топ-100 фото 2025 года", обязательно лет через 5, 10 или даже через год у вас все получится. А если в какой-то момент почувствуете неуверенность, просто отдохните. Устали от фотографии – дайте себе неделю-две передышки. Уверена, у вас есть и другие увлечения, вот ими и займитесь!
Помимо фотографии, вы же еще и снимаете, и монтируете, и работаете как фотохудожник. Вы разносторонний человек, который постоянно совершенствуется и внедряет в работу что-то новое. Как вам это удается? Вы считаете себя специалистом во всем, или всё-таки выделяете какое-то одно направление?
Это схожие направления. Для себя, считаю, каждый фотограф должен уметь и снимать, и монтировать. У нас на курсе были задания, где нужно было снимать видео, монтировать его, придумывать истории. То есть мы были и режиссерами, и сценаристами, и звукооператорами. Нужно быть многогранным человеком, которому интересны разные сферы. С таким человеком всегда интересно поговорить – не только о погоде, но и о чем-то более важном. Это расширяет кругозор и помогает видеть мир во всей его полноте.
В заключение хочется добавить, что встреча с Дарьей Чернышевой – это не просто знакомство с талантливым фотографом, это встреча с человеком, который горит своим делом, который видит красоту в каждом моменте и готов делиться ею с миром. Ее история – это вдохновение для тех, кто только думает начать свой путь с обучения, и подтверждение того, что упорство, любовь к своему делу и вера в себя способны творить чудеса. Мы уверены, что впереди у Дарьи еще много ярких проектов и заслуженных наград!