Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

13.12.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Чижова

5 декабря в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс Сергея Чижова на тему «Работа режиссера и продюсера с художником-постановщиком», организованный кафедрой режиссуры телевидения ГИКИТ. Спикер провел мероприятие по личному приглашению заведующего кафедры Михаила Баркана.
       

       Открывая встречу, Михаил Баркан подчеркнул: «Очень часто на защитах проектов мы видим, как режиссеры и продюсеры забывают о роли художника-постановщика. Они упоминают оператора, актеров, идеи, но, когда дело доходит до визуального оформления, всё сводится к «Вот у нас локация, как утвердили с оператором». Это огромное упущение. Профессиональная работа с художником-постановщиком важна - профессионал задаст множество вопросов о вашем видении пространства, интерьеров и их изменений. Вот почему мы пригласили такого профессионала, как Сергей Чижов».
         Сергей Чижов, имея за плечами работы над крупными проектами, сериалами, фильмами, поделился своими знаниями со студентами.
Профессия художника-постановщика сегодня действительно редка. Самое интересное - что в Петербурге всего 2 вуза, ведущих подготовку по этой специальности. Поэтому очень важно, чтобы студенты на этапе обучения смогли встретиться и послушать советы настоящего профессионала своего дела, чтобы узнать ключевые аспекты работы с этими специалистами. Сергей Чижов поделился с участниками мастер-класса своим опытом для того, чтобы впоследствии будущие творцы смогли выстраивать эффективную коммуникацию.

         Мастер-класс по предложению Михаила Баркана прошел в формате «вопрос-ответ», что сделало занятие максимально динамичным. 

        Так, начали с основ. Спикер рассказал о зоне ответственности художника-постановщика. О том, что он, в зависимости от поставленной ему режиссером задачи, в соавторстве с оператором должен определить, каким образом будет выглядеть и как будет скомпонован кадр. 

         На вопрос о том, в какой момент жизни начинается работа с художником-постановщиком, Сергей Чижов считает, что в идеале - еще с момента написания сценария. Но это, скорее, исключение, чем правило.  Чаще это происходит с момента объезда объектов съемки. Художник начинает обсуждать с режиссером локации, представляя ему свое видение. Потом они совместно объезжают съемочные точки уже со всей группой.  

          Не без сожаления Михаил Баркан добавил: «В кино, особенно в сериалах, чаще всего бывает, что художник появляется позже. Он вынужден работать отчасти с колес, когда уже есть утвержденные объекты».

         Современные скорости съемочного процесса таковы, что режиссер настолько загружен, что вынужден поручать объезд объектов локейшн-менеджеру. Особенно в период препродакшн. При этом должность локейшн-менеджера – наследие запада, она всегда была административной. Специфика в том, что,  с одной стороны, этому специалисту хочется заниматься творчеством, выполняя замысел режиссера, а с другой стороны стоит понимать, что он назначается административным крылом в лице продюсеров. Опыт показывает, что удовлетворить всех невозможно. 

          Задача художника-постановщика в этом смысле более прозрачна – он работает на режиссера и должен создать красивую картинку. А кино в любом случае - визуальное искусство. И по большому счету над созданием этой картинки работают только 3 человека: режиссер, художник-постановщик и оператор.  Все остальные работники находятся вокруг. 

          - Когда режиссер идет на компромисс с локейшн-менеджером, мы это всегда увидим в кадре, - подчеркнул Михаил Баркан.

          Многое в ходе мастер-класса было сказано о том, как влияет восприятие мира на общение творческой группы.  Уже доказано: если люди по-разному видят мир, они и в другом не смогут найти коннекта - в производстве в том числе. В этом смысле для художника-постановщика крайне важно, чтобы режиссер максимально раскрылся перед ним уже с самой первой встречи, чтобы понимать его вкусы и жизненное восприятие. 

            У режиссера, в свою очередь, всегда есть опаска, правильно ли донесут его мысль. Особенно это касается тех случаев, когда режиссер и художник имеют первый опыт сотрудничества. Для этого и делаются эскизы.    

          - С моей точки зрения, для всех эскиз - это картинка, а для художника-постановщика – документ.  Я стараюсь работать один-в-один по эскизу. Только тогда я защищен от того, что режиссер потом может сказать: «А я думал будет по-другому».

      

      Один из вопросов был посвящен взаимодействию художника-постановщика с оператором. Как выяснилось, сам спикер когда-то задумывался стать оператором. Это - вторая профессия, которая нравится ему в кино. Спикер рассказал, что в этих взаимоотношениях есть свои сложности. Помимо того, что оператор тоже хочет создать общую картинку, он преследует свои какие-то цели. 

       - Они безумно не любят бежево-желто-песочно-коричневый цвет, - улыбается Сергей Чижов.

      - Они считают, что на них сливаются лица. Я понимаю, что проблема заключается просто в сложности установки света. А для глаза самые приятные цвета – это зеленый и желтый. Но важно отстаивать свою идею. Плох тот художник, который этого не делает, - подчеркнул гость. 

        В завершение поговорили о том, как важна для художника-постановщика «насмотренность». Без регулярного просмотра видеоконтента в этой профессии не развиться. Это сравни изучению учебников или чтению книг.

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен