Книжная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна

21 января 2023

Сергей Эйзенштейн (1898-1948) - советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог, профессор ВГИКа, доктор искусствоведения, автор фундаментальных работ по теории кинематографа до сих пор по праву считается одним из самых известных новаторов кино. Его бессмертные шедевры до сих пор используют в институтах кинематографии в качестве учебных пособий по монтажу и режиссуре. Настольными книгами кинематографистов всего мира стали его «Искусство мизансцены», «Мизанкадр», «Монтаж», «Метод» и «Неравнодушная природа». Сергей Эйзенштейн, художник-мыслитель, нашел свое призвание в кинематографе, поскольку видел в нем высшую ступень развития искусства вообще.

 

Эйзенштейн, С. М. Кино - моя жизнь : воспоминания величайшего режиссера / С. М. Эйзенштейн. - Москва : Яуза-пресс, 2018. - 384 с. - (Эпохальные мемуары).

Сергея Эйзенштейна не зря называют "Леонардо да Винчи" кинематографа - он был не только кино-, но и театральным режиссером, сценаристом, прекрасным рисовальщиком и выдающимся педагогом, занимался теорией искусства. Ценность этих воспоминаний не в том, что на их страницах запечатлены те или иные события. Многие мемуаристы пишут свои книги «о времени и о себе», Эйзенштейн же написал книгу «о времени в себе». Главное в ней - сам автор.
Читальный зал (ул. Правды, 13)

Эйзенштейн, С. М. За кадром : ключевые работы по теории кино / С. М. Эйзенштейн. - Москва : Гаудеамус : Академический проект, 2016. - 727 с. : ил. - (Технологии культуры).

В данное издание включены ключевые работы С. М. Эйзенштейна по теории кино, отражающие его неустанные поиски в сфере режиссерского искусства, начиная с ранних театральных постановок ("Монтаж аттракционов", 1923) и заканчивая разработками звукозрительного и цветового решения его поздних киношедевров "Александра Невского" и "Ивана Грозного" ("Вертикальный монтаж", 1940, "Цветовое кино", 1948). Художник и теоретик необычайно широкого размаха, Эйзенштейн остается исследователем новых технических возможностей визуальных искусств (таких как объемное кино - "О стереокино", 1946-1947), решения и находки которого не устарели до сих пор.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн ; сост. Н. И. Клейман. - М. : Музей кино, 2000. - 591 с. : ил.

В этой книге собраны основные высказывания С.М. Эйзенштейна о монтаже. Взгляды великого режиссера и теоретика развивались, обогащались, вели к пониманию монтажа не только как важнейшего специфического выразительного средства киноискусства, но и как комплекса композиционных принципов построения кинофильма, "строения вещей", образующих идейную систему, стилистику, авторскую индивидуальность кинорежиссера.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Эйзенштейн С. М. Избранные произведения : в 6 т. / С. М. Эйзенштейн ; вступит. статья Р. Юренева. - М. : Искусство, 1964 - 1971.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Т. 1 / сост.: П. М. Аташева, Ю. А. Красовский, В. П. Михайлов. - 1964. - 695 с. : ил.

Первый том состоит из двух разделов. Первый раздел открывается автобиографией 1939 года и включает статьи Эйзенштейна о своем творческом пути. В них Эйзенштейн анализирует поставленные им фильмы, рассказывает об истории их создания, а также делится неосуществленными замыслами. Во втором разделе тома впервые публикуются автобиографические записки. К первому тому прилагается краткая летопись жизни и деятельности С. М. Эйзенштейна, фильмография и библиография.

 

Т. 2 / [сост. П.М. Аташева, Н.И. Клейман, Ю.А. Красовский, В.П. Михайлов]. - 1964. - 567 с.

Многообразные материалы второго тома охватывают широкий круг вопросов эстетики кино, над которыми работал С.М. Эйзенштейн в 1923-1940 годах.

Т. 3 / [сост.: П. М. Аташева, Н. И. Клейман, Л. К. Козлов]. - 1964. - 671 с.

В третий том вошли теоретические исследования С.М. Эйзенштейна, датированные 1945-1948 гг.

Т. 4 / [сост.: П. М. Аташевой, Н. И. Клейман]. - 1966. - 792 с.

В четвертом томе публикуется фундаментальный труд С.М. Эйзенштейна "Искусство мизансцены" - первая часть задуманного им в 1933 году трехтомного учебника режиссерского мастерства.

Т. 5 / [сост.: М. И. Андроникова, Н. И. Клейман, Ю.А. Красовский]. - 1968. - 600 с.

В пятом томе собраны статьи, выступления, высказывания С.М. Эйзенштейна по кино, театру, музыке, литературе, по общественно-политическим вопросам.

Т. 6 / [сост.: М. И. Андроникова, Н. И. Клейман, Ю. А. Красовский]. - 1971. - 559 с.

В шестом томе публикуются киносценарии его фильмов - как вышедших на экран (от "Стачки до "Ивана Грозного"), так и не законченных производством ("Да здравствует, Мексика!" и "Бежин луг").

Избранные статьи / С. М. Эйзенштейн. - М. : Искусство, 1956. - 456 с.
Издание дает читателю возможность получить ясное представление о взглядах С. М. Эйзенштейна поры его творческой зрелости, взглядах, явившихся результатом долгих лет страстных, неутомимых поисков средств реалистического отображения жизни на экране.

Содержание:
Публицистика
Из истории советского кино
Рецензии. Творческие портреты
О зарубежном кино
Вопросы режиссуры
О себе и своих фильмах

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Эйзенштейн С.М. Мемуары : в 2 т. / С. М. Эйзенштейн. - М. : Редакция газеты "Труд", 1997. - (Живая классика).

Это издание может поразить читателя неожиданностью материала, оригинальностью его изложения, да и самой направленностью воспоминаний. Они нетипичны даже для такого исходно неканонического жанра, как мемуары. Особенности их во многом определены временем и условиями написания — наряду, разумеется, с исключительной оригинальностью личности автора, типом его дарования и выпавшим на его долю местом в истории культуры.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Аксенов, И. А. Сергей Эйзенштейн : портрет художника / И. А. Аксенов. - М. : Союз кинематографистов СССР, 1991. - 128 с. : ил.

Эта книга - первая в истории кино монография о С. М. Эйзенштейне. Аксенов знал Эйзенштейна, что называется, с молодых ногтей. Они встретились в Государственных высших режиссерских мастерских, где Иван Александрович был не только педагогом, но и ректором. Учеба, первые шаги на профессиональной сцене и самоопределение молодого режиссера протекали на его глазах и не без его участия. Позже отношения учителя и ученика переросли в дружбу коллег. Но автор внес в текст только то, что, по его мнению, помогает понять феномен Эйзенштейна как общекультурное и кинематографическое явление.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Юренев Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод / Р. Юренев. - М. : Искусство, 1985 - 1988.

Основное внимание в книгах уделено творчеству С. М. Эйзенштейна. На основе изучения многочисленных архивных материалов автор дает подробный разбор фильмов, снятых режиссером, и не снятых им, внимательный анализ сценариев, творческого метода и теоретических изысканий мастера.
Ч. 1 : 1898-1929. - 1985. - 303 с.
Ч. 2 : 1930-1948. - 1988. - 319 с.


Читальный зал (ул. Правды, 13)

Мейлах, М. Б. Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна / М. Мейлах. - Л. : Искусство, 1971. - 176 с. : ил.

На материале поздних фильмов Эйзенштейна - исторических картин "Александр Невский" и "Иван Грозный", наиболее важных для проникновения в изобразительную стихию творчества режиссера, автор анализирует развитие его изобразительных средств и принципы пластического мышления. Книга богато иллюстрирована кадрами из фильмов Эйзенштейна и его рисунками.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Нижний, В. На уроках режиссуры С. Эйзенштейна / В. Нижний. - М. : Искусство, 1958. - 203 с. : ил. - (Библиотека молодого кинематографиста).

Книга представляет собой почти стенографическую запись некоторых уроков Сергея Эйзенштейна, сделанная рукой его преданного и внимательного ученика В. Б. Нижнего. Автору удалось донести до читателя основной принцип педагогики Эйзенштейна, заключавшийся в том, что он не подавлял учеников своей яркой индивидуальностью художника, а пробуждал в них прежде всего собственную творческую инициативу, прививал чувство уважения к профессии, всячески развивал любознательность, желание расширить свой культурный горизонт, воспитывал в них чувство нового. На этих страницах Эйзенштейн предстает перед нами как создатель принципов, легших в основу всей школы советского кинематографического мастерства.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Шкловский, В. Эйзенштейн / В. Б. Шкловский. - М. : Искусство, 1973. - 297 с. : ил. - (Жизнь в искусстве).

Книга посвящена творчеству выдающегося советского кинорежиссера. В книге подробно прослеживаются этапы жизненной и творческой биографии мастера; дан интересный анализ таких его фильмов, как "Броненосец "Потемкин"", "Октябрь", "Старое и новое", "Александр Невский", "Иван Грозный" и других.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

Эйзенштейн в воспоминаниях современников / ред., сост., Р. Н. Юренев. - М. : Искусство, 1974. - 422 с. : ил.

В сборнике воспоминаний о выдающемся мастере советского кинематографа выступают крупнейшие советские режиссеры и актеры - Л. Кулешов, Г. Козинцев, С. Юткевич, Г. Рошаль, М. Штраух, С. Бирман, Г. Уланова; композитор С. Прокофьев; художник М. Сарьян; критики Р. Юренев и И. Юзовский; зарубежные кинодеятели - Ч. Чаплин, А. Монтегю, Л. Муссинак, А. Кавальканти и другие. Они делятся своими впечатлениями об Эйзенштейне - режиссере, драматурге, теоретике и историке кино, художнике, ораторе.

Читальный зал (ул. Правды, 13)

О’Махоуни Майк. Сергей Эйзенштейн / Пер. с англ. – Светлана Кузнецова. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2016. - 280 с. - ISBN 978-5-91103-282-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/371846/­reading - Текст: электронный.

Работа британского исследователя Майка О'Махоуни представляет собой краткое введение в биографию этого Леонардо советской эпохи. Автор прежде всего сосредоточивает внимание на киноработах режиссера, на процессе их создания и на их восприятии современниками, а также на политическом, социальном и культурном контексте первой половины XX века, без которого невозможно составить полноценное представление о творчестве и судьбе Эйзенштейна.

ЭБС «Айбукс». Режим доступа: на территории института без ограничений, вне института - по логину и паролю.

 


Яндекс.Метрика