06.06.2025
«Надо начать любить их по-настоящему»: на кафедре режиссуры состоялась премьера курсовых работ

5 июня состоялся премьерный показ курсовых работ студентов 1 курса кафедры режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ — «За гранью сказок». Руководители проекта — мастера 1 курса Анна Богуславская и Алексей Уваров. Студенты провели несколько часовых показов в аудитории.
Подготовка к зачёту длилась более полугода. За это время концепции неоднократно менялись, появлялись новые творческие решения. Программа состояла из 8 сказок, включающих в себя абсолютно разные жанры.
«Мы планировали сделать зачёт по мастерству режиссёра состоящим из двух частей: экранной и сценической. Потому что сцена даёт студенту огромное количество навыков: решение организационных вопросов, работа с артистами, адаптация литературного материала под сценические условия, объединение курса», — отметила Анна Богуславская.
Начиная с конца зимней сессии, студенты перешли к итоговой части учебного плана. Им предстояло найти материал, распределить роли, продумать свет и декорации и приступить к реализации проекта. В конечном варианте в работе произошли кардинальные изменения.
«Последние недели мы буквально живём в институте, полностью погружены в подготовку к показу», — поделился студент 1 курса Вадим Бруев.
Мастерская Анны Богуславской и Алексея Уварова стала творческой лабораторией для юных режиссёров. Ежедневные репетиции начинались в восемь утра и заканчивались поздним вечером.
«Они уже входят в ту профессиональную фазу, когда любая техническая неполадка или проблема с костюмом обыгрывается. Это не ставит их в тупик, они находят, как выкрутиться, чтобы действие не проседало», — подчеркнул Алексей Уваров.
Работа в команде становится серьёзным испытанием на пути профессионального становления. Каждый участник, от режиссеров до технических специалистов, внёс свой вклад в общее дело.
Японская сказка "Две сестры", режиссером которой выступила Надежда Константинова, требовала тщательной подготовки. Нелегко было передать особенности японской культуры, которые заключались не только в сценарии, но и в постановке движений актеров. Черти в этой сказке — проводники моральных уроков, отражающие японскую философию баланса между страхом и уважением к потустороннему. Движения у этих героев должны были быть плавными, но резкими. Эту технику отлично удалось передать студентам.
Елизавета Алексютина, режиссёр одной из сказок и хореограф всех танцевальных номеров, представленных на показе, рассказала о своём опыте передачи эмоции зрителю: «Я играла медвежонка в сказке "Если меня совсем нет". Эта роль даётся мне очень тяжело в актёрском плане. Чтобы правдиво сыграть, я представляла, как в мире может не стать близкого человека рядом. Это осознание помогало передать искренние эмоции».
Между сказками зрителям показали бэкстейдж — закулисные моменты подготовки. Эти кадры раскрыли атмосферу дружеской, но серьёзной работы. Смех на сцене, отработка мизансцен, комментарии мастеров — все это стало отличной подводкой к тому, что происходило на премьере.
Связь между наставником и студентом можно считать действительно особенной. Гибкость методов и четкая постановка целей играют огромную роль в становлении личности будущего деятеля искусства. Именно обратная связь, которой делятся между собой преподаватель и студент, помогает создать уникальный продукт, включающий в себя двойное видение.
Анна Богуславская раскрыла секрет работы со студентами: «Надо научить их любить по-настоящему — пустить в душу, в сердце и сделать родными людьми. Важно понимать: каждый человек индивидуален и по-разному реагирует на замечания».
В числе зрителей были проректор по учебной и научной работе, доцент Павел Данилов и заведующий кафедрой режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ, профессор Михаил Баркан.
После показа Павел Данилов поблагодарил участников: «Не теряйте свой задор!».
9 июня в мастерской Анны Богуславской и Алексея Уварова состоятся вторая часть защиты курсовых работ студентов кафедры режиссуры. Она будет представлена в формате видеоработ "Кинопоэзия". Студентам предстоит долгий путь, но такие проекты становятся важными ступенями в процессе становления будущих режиссёров. Они только начинают расти над собой как профессионалы, но уже могут выйти на площадку, где четко и твердо знают, к чему они стремятся.
Автор: Надежда Образцова, корреспондент, сотрудник отдела службы информации и общественных связей.
Фото: Дарья Чернышева.