Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

25.02.2025

Клушанцев: Человек, покоривший космос на Земле.

Павел Клушанцев – человек, чьи новаторские идеи вдохновили Голливуд и заложили основу для визуальных эффектов "Звездных войн". Его имя известно во всем мире, и пришло время России узнать его историю!

Скоро на экраны выходит документальная лента "Ленинградская Одиссея". Фильм раскроет невероятную жизнь и творческий путь выдающегося режиссера и оператора, выпускника ЛИККИ (ГИКИТ) Павла Клушанцева, чье влияние на кинематограф огромно. Узнайте о его гениальных изобретениях и новаторских подходах, перевернувших представление о возможностях кино.

Не пропустите премьеру в этом году! Вас ждет захватывающее путешествие в мир кинофантастики, созданный гением Павла Клушанцева. 

В честь 115-летия выдающегося кинорежиссера и оператора, выпускника нашего института Павла Клушанцева, студия «Ленфильм» представила документальную биографическую ленту «Ленинградская Одиссея» (режиссер Михаил Архипов), посвященную его жизни и творчеству. Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ.

Практически вся профессиональная деятельность Павла Клушанцева была связана с «Леннаучфильмом», где он стал культовой фигурой в жанре научной фантастики. Его новаторские работы вызывали восхищение зрителей во всем мире и оказали колоссальное влияние на таких голливудских мэтров, как Джордж Лукас, Стэнли Кубрик, Джеймс Кэмерон и Ридли Скотт. Клушанцев сумел представить космос в кино правдоподобно и захватывающе.

Фильм «Ленинградская Одиссея» основан на воспоминаниях Павла Клушанцева и охватывает все десятилетия его жизни в XX веке, переплетая знаковые исторические события с непростой судьбой режиссера. В эпоху космической гонки Клушанцеву приходилось отстаивать значимость своих работ.

Михаил Архипов отмечает: «Это - биография от рождения до последних дней. Мы разделили фильм на девять глав, соответствующих девяти десятилетиям. Было интересно наблюдать за трансформацией города: Петербург, Петроград, Ленинград и снова Петербург. Судьба героя тесно переплеталась с историей города, он менялся вместе со временем. В 1930-е годы идеи Циолковского о космических полетах казались невероятной фантастикой. Клушанцев тогда занимался другим, но спустя 20 лет космос захватил его навсегда. Мы использовали уникальную кинохронику, найденную в Красногорском архиве, чтобы показать, как менялся Ленинград и киноиндустрия вместе с творческим ростом Клушанцева».

Клушанцев значительно опередил свое время. На «Леннаучфильме» он работал с 1934 года, создавая такие известные фильмы, как «Планета бурь», «Луна», «Метеориты», «Дорога к звездам», «Тайна вещества» и другие, в которых научные знания гармонично сочетались с фантазией.

Использованные в картине макеты, анимация и некоторые технологии Павла Клушанцева помогли осмыслить и изобразить творческий путь режиссёра. Ведь в первую очередь это - биографический фильм, к которому авторы тщательно готовились, изучая архивы.

«Я много использовал фотографий, которые нашёл в Центральном Государственном архиве литературы и искусства, куда Клушанцев передал всё своё наследие. Это был уникальный человек в том смысле, что он ничего не выбрасывал, сохранял производственные документы, дневниковые записи, чеки, грамоты – всё, что на бумаге могло зафиксировать его творческую биографию», – говорит Михаил Архипов.

Фильмы Павла Клушанцева намного опередили своё время. Экспериментатор и киноизобретатель, он создавал картины, в которых фантазия органично сочеталась с научными знаниями. Однако кинотехника того времени не позволяла передать замысел режиссёра в полной мере. Ему приходилось самостоятельно разрабатывать технические средства, чтобы воплотить свои творческие задумки на экране. Многие его изобретения впоследствии были запатентованы. Среди них: стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для подводной съёмки, способ получения цветного изображения, автофокус, точечный экспонометр – всего около 300 технических приспособлений!

Клушанцев стремился создавать кино, отвечающее его видению. Его фильмы участвовали во многих зарубежных кинофестивалях, он был настоящим первооткрывателем и новатором, но широкая известность к нему пришла не сразу. Чтобы исправить эту историческую несправедливость, съёмочная группа, продолжая традиции Клушанцева, использовала технологию комбинированных съёмок без применения компьютерной графики. Для достижения максимальной достоверности применялись практически идентичные макеты, созданные с помощью 3D-принтера. Девять макетов были специально разработаны мастером 3D-моделирования Евгением Кравцовым и художником Ксенией Бурланковой. Фильм построен по принципу коллажной эстетики, где макетные сцены чередуются с документальной хроникой. Анимированные эпизоды в своей уникальной стилистике создал художник Кирилл Аграновский.

«Конечно, художники, создававшие макеты для Клушанцева, – это особая категория. Но сейчас художников, умеющих создавать миниатюры, можно пересчитать по пальцам. В большинстве современных фильмов всё рисуют на компьютере… Но они работают иначе, чем макеты. В них нет объёма, фактуры. А мне хотелось показать всё это – например, как свет ложится на летящий через дым вездеход… Макеты, созданные для фильмов Клушанцева, практически не сохранились. Кое-что есть в Музее космонавтики в Калуге. Поэтому мы сделали уменьшенные, но точные копии макетов, которые он использовал», – рассказывает Михаил Архипов.

 

Именно Павел Клушанцев впервые показал на экране выход человека в открытый космос, парение в невесомости и приземление на поверхность Луны, предвосхитив эти события задолго до их реального осуществления. По легенде, при создании костюмов советских космонавтов учитывались визуальные решения из его фильмов. Космические корабли, роботы, парящие автомобили и другие аппараты, придуманные режиссёром, вполне возможно, найдут своё воплощение в будущем.

Михаил Архипов рассказывает: «Реальность, созданная в фильмах Клушанцева, – это магия, рождённая не только макетами, но и комбинированными съёмками. Например, размеры макетов могли быть совсем небольшими – 40 на 40 сантиметров, при этом отдельные их части достигали 8 и 10 метров. Это позволяло создавать убедительное перспективное совмещение объектов и героев в пространстве. Гениальность Клушанцева – в его тонком чутье и понимании кадра. Благодаря специальной оптике и точно выверенному расстоянию, он добивался поразительного эффекта в своих комбинированных кадрах. Вот человек подходит к опоре космической ракеты. На самом деле она небольшая, почти игрушечная, но зритель безоговорочно верит, что эта ракета высотой 20 метров, потому что вокруг – живой фон. Это настоящее искусство – снимать то, чего ещё нет в реальности. Некоторые приёмы Клушанцева нам удалось реализовать благодаря нашему оператору Александру Бурову, который много работал на «Ленфильме». Фильм пронизывает уникальный голос актёра Валентина Морозова, которому удалось найти точную и ироничную интонацию, резонирующую с изображением. В этом заслуга и редактора мемуаров Тимура Тимеркаева. Кажется, получилось интересное и познавательное кино».

Творческая группа искала вдохновение в советских журналах 1930-1950-х годов. Художник Кирилл Аграновский создал уникальный дизайн, совместив аутентичные журнальные иллюстрации со своими авторскими работами. В ход шли образы старых звукозаписывающих аппаратов, сельскохозяйственной техники, пейзажи и реклама. Кроме того, художник-аниматор использовал кадры из старых 35-мм диафильмов: он вручную нарезал, сканировал и обрабатывал их в Photoshop. Например, сцена со сваебойной машиной взята именно оттуда.

Использованные в картине макеты, анимация и некоторые технологии Павла Клушанцева помогли осмыслить и изобразить творческий путь режиссера. Ведь это в первую очередь биографический фильм, к созданию которого авторы тщательно готовились, изучая архивы.

«Я использовал множество фотографий из Центрального Государственного архива литературы и искусства, где Клушанцев оставил все свое наследие. Он был уникальным человеком: ничего не выбрасывал, сохранял производственные документы, дневниковые записи, чеки, грамоты – все, что могло зафиксировать его творческую биографию», – рассказывает Михаил Архипов.

Павел Клушанцев вошел в историю кино США. Его фильмы произвели огромное впечатление на американских режиссеров, снимавших о космосе. Знаменитый голливудский постановщик спецэффектов, обладатель премии "Оскар" Роберт Скотак, отдавая дань уважения учителю, опубликовал в журнале American Cinematographer статью под названием "Клушанцев – мастер русской фантастики".

Пришло время и нам отдать должное великому режиссеру. Вскоре фильм будет представлен на кинофестивалях, а затем выйдет в прокат.

Новую документальную картину можно будет увидеть уже в этом году.

Новости

30.05.2025

"Очень классное кино!": рождение звезд кинематографа

22 мая в стенах института кафедра режиссуры игрового кино организовала показ, где молодые таланты представили на суд зрителей свои первые учебные этюды под дерзким названием "Очень классное кино!". Это не просто показ работ – это рождение будущих звезд режиссуры.

29.05.2025

Студенты и сотрудники ГИКИТ приняли участие в организации турнира памяти героя СВО Павла Кочанжи

Главным судьей соревнований стал профессор кафедры физического воспитания ГИКИТ Роман Апойко, организационную поддержку мероприятия оказали сотрудники и студенты института.

29.05.2025

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма: 19 лет на передовой цифрового искусства

Кафедра представляет инновационный VR-проект "Бункер Трибуца", открывающий новый формат исторического повествования в документалистике. Этот первый в России документальный, сторителлинговый интерактивный VR –опыт создан студентами кафедры под руководством доцента Ирины Литовской.

"Бункер Трибуца" погружает зрителя в атмосферу времен, когда решались судьбы страны, позволяя ощутить события прошлого так, словно они происходят здесь и сейчас. Интерактивность проекта позволяет не просто наблюдать, но и взаимодействовать с виртуальным пространством, влияя на ход повествования и открывая новые грани исторической реальности.

Проект демонстрирует широкие перспективы виртуальной реальности в образовании и искусстве, предлагая новый подход к изучению истории «Бункер Трибуца» — это не просто развлечение, это инструмент для глубокого погружения в прошлое, вызывающий эмоциональный отклик и показывающий, как можно держать баланс между творчеством и историзмом.

 Выпускники кафедры являются яркими представителями нового цифрового поколения, для которых интерактивная среда - это уникальный феномен цифровой эпохи, создающей новые возможности для изучения социальных, политических, экологических и духовных проблем через активное участие пользователей в повествовании. Также выпускники кафедры являются создателями крупнейших студий по производству визуальных эффектов и медиаконтента. 

 В этом году Ирина Литовская объявляет набор в свою мастерскую, приглашая талантливых абитуриентов, чьи интересы лежат в области создания новых форм повествования, ведь уникальное сочетание мультимедиа с возможностями интернет-пространства позволяет творцам создавать интерактивные работы, разнообразные по жанрам. Присоединяйтесь к команде новаторов, будущее среди нас!

 

28.05.2025

Фестиваль ГИКИТ распахнет свои двери в Art Spase на Елагином острове

Почувствуйте себя частью творческого сообщества, откройте для себя новые грани кинематографа и насладитесь атмосферой праздника! Фестиваль ГИКИТ ждет вас с 27 по 29 июня на Елагином острове. Приготовьтесь к незабываемым впечатлениям и новым открытиям!

28.05.2025

В ГИКИТ День города отметили песенным конкурсом

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся конкурс песен на иностранных языках, посвященный дню рождения многонационального Санкт-Петербурга.

27.05.2025

"Ленфильм" – точка притяжения: в Петербурге открылся фестиваль "Ленфильм-клуб"

Более 100 бесплатных кинопоказов и выставку подготовил к этому лету «Ленфильм»

27.05.2025

Три дипломных проекта ГИКИТ получат поддержку министерства культуры

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся экспертный совет, на котором студенты представили свои будущие дипломные проекты, претендующие на материальную поддержку Министерства культуры.

27.05.2025

ЗаБег.РФ: Бег, вдохновение и рекорды – как профессор ГИКИТ Светлана Мельникова покоряет дистанции

От Калининграда до Камчатки — в один и тот же час любители и профессионалы выходят на старт. Светлана Мельникова находит вдохновение и призывает студентов к участию в этом грандиозном событии.

27.05.2025

ГИМН СИЛЕ ДУХА И МУЗЫКЕ: В ПЕТЕРБУРГЕ СНИМАЮТ «МАЭСТРО»

5 вузов Петербурга объединились для съемок фильма "Маэстро". Документальная картина посвящена Герману Колбасникову, основателю хора "Альма Матер", человеку невероятной судьбы. Это - гимн стойкости, рассказ о преданности искусству и возможность для студентов ГИКИТ получить бесценный опыт.

26.05.2025

  В Ученом совете ГИКИТ произошли изменения состава

В ходе общего собрания были избраны новые члены совета и утверждены изменения устава.

26.05.2025

День открытых дверей на факультете дополнительного образования: юные таланты открывают для себя мир кино и анимации!

18 мая факультет дополнительного образования распахнул свои двери для юных любителей кино и анимации.

26.05.2025

Полина Волынкина: О фестивале "INтонациии", нейросетях и будущем звукорежиссуры

XI Международный кинофестиваль "INтонации" завершился, оставив после себя массу впечатлений и новых имен. Почему этот фестиваль – единственный в своем роде в России? В чем особенность подхода студентов ГИКИТ к звуку? И как нейросети меняют профессию звукорежиссера? Об этом и многом другом мы поговорили со звукорежиссером, программным директором фестиваля Полиной Волынкиной.

26.05.2025

Итоги «Школы тренеров 2025»

С 3 марта по 15 мая 2025 года в СПбГИКиТ проходила «Школа тренеров» — программа, направленная на формирование профессиональных компетенций в области наставничества.

26.05.2025

Студенты ГИКИТ прошли обучение в академии «Меганом»

5 студентов нашего вуза получили дипломы об обучении по программе «Менеджеры локаций».

23.05.2025

Дарья Чернышева: фотография – это не просто кадр, это история!

Дарья  Чернашева– фотограф, чьи работы завораживают красотой и глубиной. Она поделится своим вдохновляющим путем в мир фотографии, расскажет об учебе в институте и о своих планах на будущее.

22.05.2025

Владимир Бортко набирает режиссёрскую мастерскую в ГИКиТ: «Режиссер должен рассказывать о жизни, как он ее понимает»

16 мая в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (ГИКИТ) прошла долгожданная встреча с Владимиром Владимировичем Бортко – режиссёром, сценаристом, Народным артистом России.

22.05.2025

В ГИКИТ провели показ фильма «Руками и ногами человеческими»

21 мая в ГИКИТ прошел специальный показ документального фильма , посвященного волонтерскому движению, помогающему фронту и бойцам СВО. 

21.05.2025

В ГИКИТ подвели итоги конкурса видеороликов о здоровом образе жизни

Конкурс проходил среди студентов в течение весеннего семестра.

21.05.2025

В ГИКИТ прошел мастер-класс Павла Стасенко

В рамках ХI кинофестиваля студенческих работ звукорежиссёров «INтонации» учредитель студии «Атмосфера» Павел Стасенко рассказал студентам и гостям фестиваля о тонкостях работы со звуком в кино.

20.05.2025

"Культурный код Россия 3.0: Путь Победы": интервью с режиссёром Михаилом Колеватых

Проект Арины Шараповой "Культурный код Россия 3.0: Путь Победы" представляет цикл документальных фильмов о городах-героях. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

20.05.2025

"INтонации": откровения Роланда Вайса о тайнах звукорежиссуры

Прикоснитесь к тайнам звукорежиссуры вместе с обладателем трёх премий "Emmy" и двух "Golden Reel Award" Роландом Вайсом! В эксклюзивном интервью, взятом в рамках кинофестиваля "INтонации" в ГИКИТ, маэстро рассказал о своём пути в профессию, трудностях творческого процесса, роли технологий

19.05.2025

Мастер-класс по йоге для «Серебряного возраста»: адаптивная физкультура как путь к активному долголетию

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Валерия Фатеева провела мастер-класс по йоге для участников программы «Серебряный возраст»

19.05.2025

11 проектов ГИКИТ стали победителями конкурса "Росмолодёжь.Гранты"!

От исторического кинофорума, посвященного Марлену Хуциеву, до инновационного веб-проекта о Надежде Ламановой и фестиваля игровых видов спорта памяти Николая Бессонова – ГИКИТ охватывает широкий спектр творческих направлений. Поздравляем победителей и желаем им успешной реализации их проектов, которые, несомненно, внесут значительный вклад в развитие российской культуры и искусства!

19.05.2025

В ГИКИТ состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля «INтонации» 

С 13 по 17 мая в вузе прошел яркий и насыщенный событиями XI Международный кинофестиваль студенческих работ звукорежиссёров «INтонации» 

17.05.2025

В ГИКИТ прошел мастер-класс композитора Артема Васильева и звукорежиссера Геннадия Папина

В рамках фестиваля «INтонации» эксперты из команды жюри рассказали о тонкостях работы над музыкой в кино и взаимодействии звукорежиссеров и композиторов. 

16.05.2025

В ГИКИТ прошла встреча со звукорежиссером Роландом Вайсом в рамках XI Международного кинофестиваля «INтонации»

16.05.2025

На фестивале «INтонации» в ГИКИТ прошел мастер-класс Светланы Проскуриной и Евгения Горяинова

Члены жюри фестиваля провели мастер-класс под «”Предмет интонации” – особенности работы со звуком для режиссёра и звукорежиссёра фильма. Зона конфликта или хрупкая гармония?»

16.05.2025

Легенда отечественного киноведения Валерий Фомин поделился опытом со студентами-киноведами

15 мая на кафедре драматургии и киноведения состоялась вдохновляющая встреча с Валерием Фоминым, выдающимся киноведом, историком российского кинематографа, архивистом и доктором искусствоведения.

15.05.2025

«Чемпионский рубеж»: фестиваль, объединивший спорт, историю, патриотизм и искусство

Представители ГИКИТ приняли участие в открытии спортивного фестиваля «Чемпионский рубеж».

15.05.2025

Дмитрий Бакиров: изображение войны в кино – лакмусовая бумажка состояния общества

Фестиваль «INтонации» стартовал с мастер-класса о кинематографе Великой Отечественной войны и наследии «Ленинградской школы».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен