
01.12.2025
Уникальность русской культуры
28 ноября в СПбГИкиТ кафедра филологии и истории искусств провела творческую встречу с Заслуженным работником культуры Российской Федерации, научным руководителем Российского института истории искусств, членом Союза писателей и Союза кинематографистов России, доктором философских наук, профессором Александром Леонидовичем Казиным. Мероприятие было приурочено к 80-летию российского ученого и писателя.
Встречу открыла заведующая кафедрой Г. Г. Осипова, представив А. Л. Казина не только как выдающегося деятеля отечественной науки, философа и эстетика, но и как основателя в нашем институте кафедры искусствознания в 1998 году и ее бессменного руководителя в течение 24 лет – человека, заложившего фундамент научного направления в деятельности кафедры.
Доцент кафедры филологии и истории искусств Р. Г. Круглов, чья кандидатская диссертация была написана под руководством А. Л. Казина, представил Александра Леонидовича как одного из крупнейших современных философов, раскрывающего в своих трудах русскую тему.
Последующее выступление А. Л. Казина онтологически, философски и исторически раскрывало заявленную автором сложную и дискуссионную, но при этом остро насущную тему: «Уникальность русской культуры».
Вышедшая в этом году книга «Космос, хаос и совершенство. Русский опыт» разрабатывает огромный объем материала и представляет собой, наверное, наиболее полный на сегодняшний день вариант изложения авторского учения. Действительно, комплекс идей Казина представляет собой самобытное учение со специфическим понятийным аппаратом, затрагивающее далеко не только вопросы искусства; мысль о том, чтобы изложить это учение последовательно, совершенно закономерна. Новая книга Александра Леонидовича стала своеобразным ответом на эту потребность.
В основе комплекса идей Казина лежит оригинальная эстетическая концепция трех парадигм культуры: классика, модерн и постмодерн. В качестве разделительного критерия выступает, главным образом, вера человека – в Бога, в себя, в ничто («неверующих людей не существует»); рассматривая в качестве отправной точки всякой человеческой деятельности веру, Казин называет свои три парадигмы «псевдонимы различных религиозных практик человечества». Классикой автор называет религиозное мировосприятие, модерном – антропоцентрическое, постмодерном – бесценностное. Такое разделение по философскому принципу не укладывается полностью в историко-стилевую периодизацию и не зависит напрямую от формальных признаков искусства. Система Казина рушит стереотипы европоцентричной науки ХХ века, она антиформалистична. Философ рассматривает искусство и культуру по самому большому счету, начав с сути, приняв за основу априорные предпосылки и глобальные цели.
Лекция Александра Леонидовича вызвала интерес и нашла отклик у коллег и студенческой аудитории.
Р. Г. Круглов,
доцент кафедры филологии и истории искусств





