
13.11.2025
Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?
Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.
Председателем жюри основного конкурса 1-го этапа фестиваля стал Игорь Нурисламов — выпускник мастерской Константина Лопушанского ГИКИТ 2009 года. Сегодня он является успешным режиссером-постановщиком и сценаристом, в чьем портфолио более тридцати фильмов и сериалов, включая «Ковчег Марка» (2015) и «Персональный ангел» (2021). Его работы неоднократно отмечались наградами российских и международных кинофестивалей.
В эксклюзивном интервью Игорь Нурисламов поделился мнением о ключевых аспектах современного студенческого кино.
— В чем сила студенческого игрового кино?
— Главная сила — в свободе. Учеба в институте — это, возможно, единственный период в карьере, когда можно снимать то, что действительно хочешь, а не то, что диктуют форматы и жанровые рамки. После выпуска режиссер часто попадает в систему, где царит жесткое форматирование: будь то полный метр, сериалы или даже современные киносказки. Формат постепенно, но верно убивает в человеке творческое начало. А в институте есть уникальный шанс экспериментировать без оглядки на коммерческий спрос. В дальнейшей жизни неизбежны компромиссы, и творческие — куда страшнее финансовых.
— Киноиндустрия сегодня стремительно меняется: платформы, новые форматы, искусственный интеллект. Что, по-вашему мнению, должно остаться в игровом кино неизменным?
— Останется интерес человека к себе. Мы ведь приходим в кино за опытом, за моделями поведения в той или иной ситуации. За взглядом на себя со стороны. Ну, это такая же потребность, как еда или сон. А зеркало человека — это основа, в общем-то, любого искусства, в том числе кино.
— Чувствуете ли вы влияние Петербурга и ленинградской киношколы на фильмы студентов? В чем это выражается?
— Влияние ленинградской школы как некого течения, где главный интерес фокусируется на простом человеке, на его драме, на «камерных» историях, на внимании к бытовым деталям, безусловно, ощущается. Видно, что этому учат все мастера режиссуры ГИКИТ, даже если есть попытка отступления от какого-то классического нарративного киноязыка.
— Как вы думаете, почему зритель до сих пор готов платить за билет, чтобы посмотреть на вымышленную историю с актерами?
— Потому что, развлекаясь, он получает критически важный для себя жизненный опыт, даже из фантастики или хорроров. Человеку необходимо самоидентифицироваться и понять себя. А кино, будучи искусством, наиболее приближенным к реальности, создает ту самую иллюзию, которая позволяет это сделать. В этом и кроется его массовая популярность.
— Увиденные на фестивале студенческие фильмы вдохновили лично Вас на новые проекты? Что удивило в просмотренных работах?
— Меня, как всегда, цепляет и вдохновляет это стремление к свободе. В профессиональном форматном кино порой теряешь надежду сделать проект, которым горишь полностью, без всяких скидок. А студенческие фестивали, можно сказать, помогают и дают свет уже уставшим профессионалам. Они напоминают им, зачем они вообще пришли в кино.
— Не называя ваших фаворитов на фестивале, можете описать схожие черты этих работ? Почему для вас они стали лучшими?
— Я бы выделил два момента. Первый, который, наверное, уже стал лейтмотивом этого интервью, — это стремление к внутренней свободе. Возможно, неосознанное, но очень яркое желание не катиться по привычным нарративным «кинорейсам», не использовать безопасный, но бесцветный киноязык. Это был для меня главный маркер.
И второе — это, конечно, message, то есть послание фильма. Надо сказать, что работ, где послание действительно проявляет сложную, зрелую личность автора, не так много. Но здесь важно делать скидку на возраст. Всё-таки это студенты, молодые люди, которые ещё многое не успели пережить. Требовать от них глубоких, осмысленных выводов о жизни было бы преждевременно. Однако есть работы с удивительно зрелым посылом, и лично для меня такие картины были безусловными фаворитами.
Главный вывод, который делает для себя зритель после разговора с Игорем Нурисламовым, прост и ясен: время в ГИКИТ — это бесценный ресурс. Тот самый шанс, когда можно и нужно снимать «просто так», от сердца, не оглядываясь на рынок. Именно в этой творческой свободе, которую институт дарит своим студентам, и кроется сила будущего российского кино. И пока в стенах ГИКИТ рождаются работы, способные дать «свет» профессионалам, можно быть уверенным — у кинематографа есть будущее.





