
04.09.2025
Хранители ГИКИТ. Как создается материальная магия кино
Любой фильм начинается с идеи, но оживает он благодаря деталям. Костюм, в котором зритель верит герою, ваза на столе, создающая настроение сцены – за этим стоит кропотливая работа невидимых для зрителя людей. В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения за материальное воплощение студенческих проектов отвечает команда учебной киностудии.
Мы поговорили со специалистами по реквизиту и костюмам Светланой Орловой и Альфирой Янбаевой, чтобы узнать: как устроена эта сложная система, где найти неваляшку на замену, и почему нельзя просто взять и выбросить историю.
– В чём заключается ваша работа?
Светлана Орлова: Наша задача – обеспечить студентов костюмами, реквизитом, мебелью. Техническая служба, в свою очередь, отвечает за свет и аппаратуру. У нас есть план по проектам на каждый месяц. Кроме того, бывают внеплановые заявки – они поступают к нам по служебным запискам. То есть, если что-то не входит в основной план, студенты пишут служебную записку, подают документы администраторам, и мы уже рассматриваем их запрос.
Альфира Янбаева: Если говорить о процессе, то всё начинается с заявки. Студенты приходят, выбирают реквизит и костюмы для своего проекта, бронируют их за неделю до съёмок с помощью специальных наклеек. Мы помогаем с подбором, если нужно. Главное правило – все документы по проекту должны быть оформлены, иначе мы не сможем ничего выдать. Мы, можно сказать, не только выдаём, но и немного контролируем этот процесс, чтобы у ребят не было проблем.
– А что происходит, когда съёмки заканчиваются?
Светлана: Начинается большая работа по приёмке. Студенты возвращают реквизит, а мы проводим настоящую инвентаризацию: сверяем всё по перечню, проверяем состояние. Всё фиксируем: и на бумаге, и на фото.
Альфира: Каждая вещь должна вернуться на своё строго определённое место. Если положить что-то не туда - потом будет не найти. Мы даже подписали все полки, чтобы новым сотрудникам и студентам было проще ориентироваться.
Я уже училась здесь раньше и была знакома с тем, как работают реквизиторы на Ленфильме. Они сортировали предметы по принадлежности: телефоны с телефонами, дисковые телефоны отдельно, причём чёрные дисковые – отдельно, цветные – отдельно, современные кнопочные – тоже отдельно. Когда я пришла сюда работать, я использовала этот метод для сортировки. Затем передала эту систему другим девушкам, которые теперь здесь работают.
– Откуда вообще появляется весь этот огромный арсенал вещей?
Светлана: Фонд создавался годами. Но главный источник – это сами студенты и сотрудники. После съёмок часто остаются вещи, и ребята приносят их нам. То же самое с костюмами – дарят преподаватели, выпускники, иногда даже актёры. Я и сама что-то приносила.
Альфира: Это постоянный круговорот. Студенты, особенно иногородние, часто копят реквизит у себя в общежитии, а на пятом курсе, перед отъездом, приносят нам целые коллекции. Это стало уже доброй традицией.
– В какое время года в костюмерной наибольшая загруженность?
Альфира: Основная загруженность начинается после зимних каникул, когда студенты понимают, что до летней сессии осталось всего 4 месяца, а нужно сдать все курсовые, курсовые проекты, закончить фильмы, которые они полгода планировали. Вот они всё это наконец-то начинают реализовывать именно после зимних каникул. Обычно пик нагрузки приходится на март и апрель, у нас – на май.
– С какими главными сложностями вы сталкиваетесь?
Светлана: Основная сложность – неосторожное обращение. Случается, что вещи портятся или теряются. Например, если разбили хрустальную вазу, мы просим принести другую вазу – не обязательно хрустальную, но подходящую на замену. Деньги мы принципиально не требуем, потому что это студенты.
– Почему для института так важно иметь собственную костюмерную и реквизитную базу?
Альфира: Это колоссальная экономия для студентов! Деньги, выделенные на фильм, можно потратить не на аренду вазочки за 300 рублей, а на закрытие других важных аспектов: на краску для декораций, на еду для команды во время съёмок, на тот же скотч, который всегда в дефиците. Наша база – это возможность направить скромный бюджет в нужное русло.
– Вы пришли в профессию из других сфер. Что вас в ней зацепило?
Светлана: До этого я 7 лет проработала в страховом бизнесе – это была монотонная стрессовая офисная рутина. А сюда меня привела сама жизнь. Мне нравится работать со студентами, их энергетика. Они приходят такие воодушевлённые, делятся идеями. А потом я хожу на их показы и с огромной радостью узнаю наши вазочки, наши костюмы в кадре. Это согревает сердце.
Альфира: Я училась в ГИКИТе на оператора. Когда я была студенткой, такой базы не было, и мы всё искали сами. 4 года назад я увидела вакансию и решила попробовать, потому что понимала специфику. Оказалось, что работы гораздо больше, чем я думала! Но это та работа, где ты постоянно в центре творческого процесса, общаешься со всеми – от режиссёров до продюсеров. Кино – это командная работа на всех уровнях, и наша служба это доказывает.
– Изменилось ли ваше восприятие кино?
Альфира: Кардинально! Раньше смотрела как оператор – на свет, кадр. Теперь же мой взгляд сразу цепляется за реквизит и костюмы. Я невольно оцениваю, как вещь поставлена в кадре, чистая ли она, как её использовали. Даже в большом кино теперь смотрю на работу художника-постановщика. Это профессиональная деформация, но очень приятная.
Светлана: И для меня тоже! Теперь я смотрю кино совсем другими глазами. И это прекрасно.
– Что для вас значит эта работа сегодня?
Светлана: Это возможность быть частью чего-то большого. Видеть, как из разрозненных вещей, которые мы бережно собираем и храним, рождается новое кино. И знать, что в этом есть и наш небольшой, но очень важный вклад.
Альфира: Это больше, чем работа. Это большая копилка случайных историй и человеческой доброты. Как-то раз в институт зашла женщина – она проезжала мимо в трамвае, увидела наше здание и решила зайти. Оказалось, она - актриса, разбирала квартиру и привезла нам целую машину реквизита и костюмов. Такие истории и наполняют наши фонды.
– Какой момент в создании кино с Вашей точки зрения является особенно важным?
Альфира: Кино – это такая сфера, где нужно уметь общаться на всех уровнях. Недостаточно просто найти хороших друзей в команде и снимать с ними. Нужно находить общий язык с людьми из самых разных областей. Даже с дворником, который будет убирать площадку на локации, важно выстроить отношения. Это абсолютно точно. Нужно наладить контакт, чтобы всем было приятно работать на проекте. Одного творческого видения и потенциала здесь недостаточно. На самом деле, это очень тонкая коммуникация.
Автор: Надежда Образцова (корреспондент службы информации и общественных связей).





