
29.07.2025
Авторское видение – главный инструмент кинооператора
«Творческое начало, которое закладывается при рождении, невозможно ничем заменить. Всему остальному мы научим»
Беседа с Николаем Васильевичем Волковым, заведующим кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, об итогах приёмной кампании 2025 года и специфике профессии кинооператора.
— Николай Васильевич, какие ключевые качества для Вас важны в абитуриентах поступающих на кинооператорское отделение?
— В первую очередь – личный творческий заряд. Это энергия в области художественного творчества, образного мышления. То, что даётся от природы. Есть те, кто отлично воспроизводит штампы: посмотрели книги, правильно поставили свет, сняли натюрморт, портрет или гипсовую фигуру – всё в рамках шаблона.
Высший пилотаж – если среди абитуриентов есть свободные люди, которые снимают нестандартно, видят мир шире и по-своему. В первую очередь обращаем внимание именно на них. Когда ребята проявляют свой творческий потенциал – это замечательно, дорога на кафедру для них всегда открыта.
Способность руководить коллективом хорошо видна в условиях съемочной площадки. Если человек не может организовать работу даже небольшого съемочного коллектива из 15 человек, это говорит о его недостаточных управленческих навыках.
Обучаемость – важный момент. Во время съёмки в павильоне, когда абитуриенты работают с гипсовым портретом или натюрмортом, мы постоянно наблюдаем за процессом. Можем посоветовать переставить свет или выключить источник, но некоторые упорно продолжают делать по-своему. Такое поведение один из показателей обучаемости.
В основе – всегда способность образно мыслить. Это проявляется и на примерах литературных произведений, и в фотографиях, которые абитуриенты делают.
Важны знания физики, математики и других дисциплин.
Есть один очень деликатный момент – физические способности. Некоторые, например, имеют очень плохое зрение. Они не замечают того, что обычно должен видеть кинооператор. К тому же бывают случаи, когда человек по состоянию здоровья не может поднимать больше трёх килограммов, а ведь в кинооператорской профессии необходимо работать с тяжёлыми предметами.
Мы обращаем внимание на всё: насмотренность, обучение на подготовительных курсах ГИКИТ, знание рекомендованной литературы.
— Как проверяется насмотренность, есть ли обязательный список фильмов/кинооператоров для изучения?
— Когда мы говорим про насмотренность, речь идёт о знании искусства кино, как отечественного, так и зарубежного. Обязательно нужно знать историю кинооператорского искусства. Если поступающий знает только режиссёров или актёров, то становится понятно – у него нет настоящего интереса к профессии.
При оценке фотографических работ нет понятий: «понравилось» или «не понравилось». Есть чёткие критерии оценки.
С целью подготовки мы рекомендуем специальную литературу по фотокомпозиции, написанную профессионалами сферы: Вадим Юсов, Валентин Железняков и др. Также на кафедре кинооператорского искусства вышло учебное пособие Сергея Ландо по подготовке абитуриентов к вступительным испытаниям «Фототехнологии» в двух частях «Пленочная фотография» и «Цифровая фотография» .
— Какие задания вызывают у абитуриентов наибольшие трудности?
— Интересно, что некоторые поступающие студенты по специальности «Кинооператорство» предоставляют только вертикальные кадры.
Почему кино изначально горизонтальное, а не вертикальное?
В интернете часто снимают вертикальные кадры для социальных сетей, но это немного другое. Человек смотрит на мир двумя глазами. Взгляд у нас устроен таким образом, что мы сканируем пространство по горизонтали. Поэтому кино никогда не станет вертикальным. С точки зрения восприятия, эмоций это не работает. Вертикальный формат не даёт того же эффекта.
— Что важнее: техническая база, с которой приходят, или самобытность?
— Идеально, конечно, сочетание. Но всё-таки важнее самобытность, всему остальному мы сможем научить. На кафедре работают настоящие мастера – не только потому, что среди них есть заслуженные деятели искусства, лауреаты государственных премий. Они действительно потрясающие педагоги.
Самое интересное – собирать на курсе очень разных людей, чтобы они работали вместе. В команде рождается новый уникальный продукт.
— Николай Васильевич, расскажите про творческий конкурс.
— У абитуриентов есть свобода снимать то, что они хотят. Но при этом поставлены определённые рамки: можно снять максимум 80 кадров. Из них выбрать 14 лучших.
При съемке экзаменационных заданий: натюрморты, гипсы, портреты в павильоне и на натуре, репортаж – это возможность достойно проявить себя. Многие стремятся найти для репортажа необычное событие, хотя это не так важно. Можно передать повседневность, зная законы композиции, освещения и др., таким образом достигается художественной выразительности изображения.
Был случай, во время вступительных съемок где-то загорелись покрышки. Чёрный дым валил столбом. Некоторые абитуриенты побежали на место происшествия, чтобы поснимать, но ни одного хорошего кадра не сложилось. Все гнались за событием, а не за выразительностью кадра.
Сейчас снимает весь мир, у каждого есть смартфоны. Для меня важно понять, чем абитуриент отличается от остальных. Экзамен – это возможность для реализации своей творческой энергии.
Творческое начало, которое закладывается при рождении, невозможно ничем заменить. Всему остальному мы научим.
Автор: Надежда Образцова (корреспондент службы информации и общественных связей).





