Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

29.07.2025

Авторское видение – главный инструмент кинооператора

«Творческое начало, которое закладывается при рождении, невозможно ничем заменить. Всему остальному мы научим»

Беседа с Николаем Васильевичем Волковым, заведующим кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, об итогах приёмной кампании 2025 года и специфике профессии кинооператора. 

— Николай Васильевич, какие ключевые качества для Вас важны в абитуриентах поступающих на кинооператорское отделение?

— В первую очередь – личный творческий заряд. Это энергия в области художественного творчества, образного мышления. То, что даётся от природы. Есть те, кто отлично воспроизводит штампы: посмотрели книги, правильно поставили свет, сняли натюрморт, портрет или гипсовую фигуру – всё в рамках шаблона.

Высший пилотаж – если среди абитуриентов есть свободные люди, которые снимают нестандартно, видят мир шире и по-своему. В первую очередь обращаем внимание именно на них. Когда ребята проявляют свой творческий потенциал – это замечательно, дорога на кафедру для них всегда открыта.

Способность руководить коллективом хорошо видна в условиях съемочной площадки. Если человек не может организовать работу даже небольшого съемочного коллектива из 15 человек, это говорит о его недостаточных управленческих навыках.

Обучаемость – важный момент. Во время съёмки в павильоне, когда абитуриенты работают с гипсовым портретом или натюрмортом, мы постоянно наблюдаем за процессом. Можем посоветовать переставить свет или выключить источник, но некоторые упорно продолжают делать по-своему. Такое поведение один из показателей обучаемости.

В основе – всегда способность образно мыслить. Это проявляется и на примерах литературных произведений, и в фотографиях, которые абитуриенты делают.
Важны знания физики, математики и других дисциплин.

Есть один очень деликатный момент – физические способности. Некоторые, например, имеют очень плохое зрение. Они не замечают того, что обычно должен видеть кинооператор. К тому же бывают случаи, когда человек по состоянию здоровья не может поднимать больше трёх килограммов, а ведь в кинооператорской профессии необходимо работать с тяжёлыми предметами.

Мы обращаем внимание на всё: насмотренность, обучение на подготовительных курсах ГИКИТ, знание рекомендованной литературы. 

— Как проверяется насмотренность, есть ли обязательный список фильмов/кинооператоров для изучения?

— Когда мы говорим про насмотренность, речь идёт о знании искусства кино, как отечественного, так и зарубежного. Обязательно нужно знать историю кинооператорского искусства. Если поступающий знает только режиссёров или актёров, то становится понятно – у него нет настоящего интереса к профессии.

При оценке фотографических работ нет понятий: «понравилось» или «не понравилось». Есть чёткие критерии оценки.

С целью подготовки мы рекомендуем специальную литературу по фотокомпозиции, написанную профессионалами сферы: Вадим Юсов, Валентин Железняков и др. Также на кафедре кинооператорского искусства вышло учебное пособие Сергея Ландо по подготовке абитуриентов к вступительным испытаниям «Фототехнологии» в двух частях «Пленочная фотография» и «Цифровая фотография» .

— Какие задания вызывают у абитуриентов наибольшие трудности?

— Интересно, что некоторые поступающие студенты по специальности «Кинооператорство» предоставляют только вертикальные кадры.

Почему кино изначально горизонтальное, а не вертикальное? 

В интернете часто снимают вертикальные кадры для социальных сетей, но это немного другое. Человек смотрит на мир двумя глазами. Взгляд у нас устроен таким образом, что мы сканируем пространство по горизонтали. Поэтому кино никогда не станет вертикальным. С точки зрения восприятия, эмоций это не работает. Вертикальный формат не даёт того же эффекта.

— Что важнее: техническая база, с которой приходят, или самобытность?

— Идеально, конечно, сочетание. Но всё-таки важнее самобытность, всему остальному мы сможем научить. На кафедре работают настоящие мастера – не только потому, что среди них есть заслуженные деятели искусства, лауреаты государственных премий. Они действительно потрясающие педагоги.

Самое интересное – собирать на курсе очень разных людей, чтобы они работали вместе. В команде рождается новый уникальный продукт.

— Николай Васильевич, расскажите про творческий конкурс.

— У абитуриентов есть свобода снимать то, что они хотят. Но при этом поставлены определённые рамки: можно снять максимум 80 кадров. Из них выбрать 14 лучших.

При съемке экзаменационных заданий: натюрморты, гипсы, портреты в павильоне и на натуре, репортаж – это возможность достойно проявить себя. Многие стремятся найти для репортажа необычное событие, хотя это не так важно. Можно передать повседневность, зная законы композиции, освещения и др., таким образом достигается художественной выразительности изображения.

Был случай, во время вступительных съемок где-то загорелись покрышки. Чёрный дым валил столбом. Некоторые абитуриенты побежали на место происшествия, чтобы поснимать, но ни одного хорошего кадра не сложилось. Все гнались за событием, а не за выразительностью кадра.

Сейчас снимает весь мир, у каждого есть смартфоны. Для меня важно понять, чем абитуриент отличается от остальных. Экзамен – это возможность для реализации своей творческой энергии. 

Творческое начало, которое закладывается при рождении, невозможно ничем заменить. Всему остальному мы научим.

Автор: Надежда Образцова (корреспондент службы информации и общественных связей). 

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

20.11.2025

МКФ "Влюбленные в искусство"

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Творческая встреча с кинооператором Валерием Мюльгаутом

18.11.2025

Премьерный показ документального фильма «Максимум»

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

17.11.2025

Открытый мастер-класс Степана Коваленко по современным осветительным приборам на базе Kinoarenda и Kinemotor

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен