
27.06.2025
"С людьми нужно уметь разговаривать": Новая мастерская ГИКИТ для будущих режиссеров сериалов и ТВ-программ
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения стартует вступительная кампания — время поиска новых талантов. Это не просто формальный отбор, а вдумчивый процесс выявления мастерами творчески одаренных абитуриентов, горящих страстью к искусству и обладающих оригинальным художественным мышлением.
Кафедра режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ объявляет набор в новую мастерскую под руководством опытных педагогов-практиков. Возглавляют мастерскую два профессионала с богатым практическим опытом. Ядвига Васильевна Закржевская - не только доцент кафедры, но и главный режиссер телеканала "Санкт-Петербург", а также Галина Анатольевна Никитина - практикующий режиссер и педагог с 18-летним стажем.
В эксклюзивном интервью Галина Никитина поделилась взглядами на обучение, творческий процесс и ключевые качества будущих режиссеров. Она рассказала, как будет строиться работа в новой мастерской, на что обращать внимание абитуриентам, и почему в профессии так важно сочетание таланта, трудолюбия и удачи.
— Как будет организовано обучение у студентов, которые выберут Вашу мастерскую в этом году?
— Наша программа ориентирована на практику — студенты будут сразу погружаться в профессиональную среду через большое количество разнообразных заданий, тренингов и, разумеется, работу над реальными проектами. Мы набираем мастерскую вместе с Ядвигой Васильевной Закржевской. Она не только доцент нашей кафедры, но и главный режиссер канала «Санкт-Петербург». Трансляции всех крупных городских проектов, такик как Парад Победы, ПМЭФ, музыкальные концерты, «Алые паруса» – это её работа. У нас большой опыт, в том числе, в съемках сериалов, и мы будем активно делиться этим опытом со студентами. Что касается теории, то она остается важной основой — классическая режиссура универсальна и пригодится в любом направлении: кино, телевидение, документалистика или даже PR. Но телевидение — это особая среда, где ценится скорость, гибкость и умение быстро принимать решения. Эти навыки востребованы везде, поэтому наш курс будет полезен всем, кто хочет работать в индустрии. Отдельное внимание мы уделим сериалам — это новое направление нашей кафедры. Мы предполагаем разбирать разные форматы: от ситкомов до исторических реконструкций, учиться работать с актерами в разных жанрах и поможем студентам освоить тонкости производства. Надеемся, что у нас получится передать наш опыт и подготовить востребованных специалистов. Будем рады видеть всех, кто хочет учиться у практиков!
— Что для вас важно в абитуриенте? Какие у вас ожидания?
— Хотелось бы, чтобы они были веселыми, чтобы они были готовы тратить свое время, свои силы на профессию. Потому что в нашей профессии вы не можете закрыть дверь и сказать «Все, я не работаю». Режиссура — это жизнь. Хочется, чтобы будущие режиссеры действительно влюбились в это дело, прочувствовали ту особую творческую энергию, которую невозможно спутать ни с чем другим. Нам нужны креативные, смелые люди, умеющие отстаивать свои идеи. При этом мы понимаем: новое поколение привносит свежий взгляд, поэтому для нас крайне важен диалог — мы готовы не только учить, но и учиться у студентов, создавая пространство для взаимного творческого обмена. Но главное — мы ищем ответственных ребят. Наша работа влияет на людей: через экран мы передаем модели поведения, жизненные ценности и ориентиры. Это огромная ответственность, которую нужно осознавать и чувствовать. Если вы готовы к такому подходу — добро пожаловать в нашу команду!
— Как абитуриенту поступить на вашу кафедру? Нужно ли предоставлять портфолио или есть другие требования?
— Мы ждем от абитуриентов не только сдачи ЕГЭ, но и содержательного творческого портфолио, которое поможет нам увидеть в каждом из них будущего режиссера. В портфолио мы ожидаем какой-то небольшой рассказ о себе, о том, что интересно, какие-то свои ожидания озвучить, планы на будущее — все то, что хоть немного позволяет нам узнать человека. В портфолио можно и нужно включать любые творческие работы, которые демонстрируют потенциал: рисунки, фотографии, короткометражные ролики, сценарные зарисовки, рецензии на фильмы или сценарии и короткие рассказы. Нам важно увидеть, в чем ребята проявляют себя сейчас, чем увлечены по-настоящему и что считают своими сильными сторонами. Главное, чтобы работы отражали их страсть к профессии и желание развиваться в мире кино и телевидения.
— Как вы считаете, должен ли абитуриент обладать базовыми теоретическими знаниями перед поступлением в институт?
— Разумеется, мы ожидаем от абитуриентов определенный культурный багаж. Здорово, если вы увлекаетесь музыкой, театром или кино — это расширяет кругозор. Но мы не требуем знания системы Станиславского, иначе нам было бы нечему учить. Главное — понимать базовые вещи. Хорошо бы иметь общее представление о ключевых фигурах: 10-15 главных имен театра и кино — это необходимый минимум. При этом мы прекрасно понимаем: глубокое знание кинематографа или театра не всегда означает режиссерский талант. Нам же важнее творческое мышление.
— Какие качества вы считаете ключевыми для будущих студентов вашей мастерской? На что вы обращаете особое внимание при отборе?
— Мы не предъявляем каких-то особых требований к личным качествам абитуриентов. Главное, чтобы им было интересно общаться с людьми, а нам — с ними. Нам важны порядочность, открытость, умение собраться в нужный момент и самодисциплина, — без этого в нашей профессии никуда! Но самое главное — умение слышать других. Режиссура — это всегда командная работа, где важно улавливать чужие идеи, находить общий язык и уметь договариваться.
— Что важнее, трудолюбие или талант все-таки?
— Нет режиссёров с одинаковой судьбой, у каждого человека своя дорога. За годы преподавания я видела множество разных судеб и ни разу не встречала двух одинаковых историй успеха. Многие наши студенты стали востребованными профессионалами, но каждый добился этого по-своему. Талант, безусловно, важен, но одного лишь таланта недостаточно: необходим упорный труд — одно без другого не выстреливает. Есть еще третий, не менее значимый элемент — удача. Это умение почувствовать момент, оказаться в нужном месте в нужное время. И быть готовым воспользоваться шансом, когда судьба его предоставит.
— Помимо основных критериев поступления, есть ли типичные ошибки, которые часто допускают абитуриенты? На что вы особенно обращаете внимание, и какие моменты могут стать решающими при отказе?
— Мы прекрасно понимаем, как волнительно поступать – для большинства это первый серьезный творческий экзамен в жизни. Даже при самой тщательной подготовке всегда остаются непонятные моменты. Именно поэтому мы всегда подходим к экзаменам комплексно: бывает, абитуриент переволновался, плохо басню прочитал, но завтра он может замечательно написать режиссерскую экспликацию. В приемную комиссию кафедры входят профессионалы с большим опытом, в том числе, приема студентов, что позволяет максимально объективно оценить все таланты поступающих. Советую вам воспринимать экзамен как праздник. Это ваш шанс поделиться тем, что вас действительно вдохновляет. Нам важно, что вы не просто красиво произносите заученный текст, а пытаетесь рассказать историю. Ведь в этом и есть суть нашей профессии: режиссер – это всегда рассказчик.





