Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

18.06.2025

Новая мастерская режиссеров игрового кино: Ирина Обидова о важности опыта и трудолюбия

В альма-матер российского кинематографа начинается ответственный этап — отбор будущих творцов. Это не просто приемная кампания, а тонкий процесс поиска одаренных личностей, движимых жаждой знаний и обладающих уникальным взглядом на мир. Задача мастеров — разглядеть в юных энтузиастах потенциальных гениев, способных покорить экраны своим особым видением. И, конечно, сформировать из разных индивидуальностей сплоченную команду, готовую творить и преодолевать любые вызовы.

Режиссер, сценарист и креативный продюсер Ирина Обидова делится планами новой мастерской режиссуры игрового кино, которая будет сформирована в тандеме с Мирославом Маличем, известным российским режиссером, актером и сценаристом.

В интервью Ирина Обидова расскажет о своем видении того, как помочь молодым талантам раскрыть свой потенциал и обрести свой неповторимый голос в кинематографе.

Ирина, Вы набираете курс режиссуры игрового кино вместе с Мирославом Маличем. Как возникла идея совместного набора, и в чем сила Вашего тандема?

Идея этого союза исходила не от нас, а была предложена. Я не считаю себя "мастером" в традиционном понимании. Скорее, я – практикующий специалист из индустрии, готовый делиться опытом со студентами. Мирослав Малич – активно снимающий режиссер, с огромным опытом.

Мы отлично дополняем друг друга: я имею большой опыт работы с короткометражными фильмами и хорошо помню все этапы создания дебютного полнометражного фильма. Мирослав Малич, в свою очередь, сможет дать студентам глубокое понимание индустрии, познакомить с классической режиссурой и теорией кино и дать навыки работы с актерами. Мы учились в разное время, что позволит нам представить студентам всестороннее представление о современном кино и доступных инструментах – от классических до новейших технологий. Я и сама постоянно учусь, чтобы осваивать самые актуальные инструменты.

 

Что для вас самое важное в работе с молодыми кинематографистами?

По правде говоря, после окончания института я ощущала некоторую растерянность. Именно поэтому кинокомпания, одним из основателей которой являюсь я и в которой сейчас работаю, всегда стремилась поддерживать молодых режиссеров, сценаристов. Я хочу помочь студентам избежать подобного чувства, рассказать им о различных гранях профессии, помочь найти свой собственный путь и уникальный стиль. Важно помочь им выбрать подходящий проект, довести его до успешного завершения, чтобы они уверенно вошли в профессиональную среду. Главное – пройти этот путь вместе с ними, быть для них надёжной опорой, направляя и поддерживая, но не навязывая своё видение.

У вас образование режиссера неигрового кино. Как этот опыт повлияет на ваш подход к обучению режиссуре игрового?

— Я никогда не делала принципиального различия между игровым и неигровым кино. Поступила на режиссуру неигрового кино, потому что меня привлек именно Владислав Виноградов. Во время учебы я работала над проектами в обоих направлениях. Мне всегда было интереснее создавать собственные миры, а не просто фиксировать реальность. И во многом именно благодаря опыту в неигровом кино сформировался мой режиссерский метод. Я активно использую полученные знания при работе над сценарием и с актерами. Перед началом каждого проекта я провожу масштабное исследование, применяя инструментарий документалистики. В современном кинематографе границы между этими направлениями становятся всё более размытыми. В игровом кино, безусловно, больше внимания уделяется работе с актерами и художниками, но в остальном мы изучаем общую теорию и используем схожие инструменты. Поэтому для меня разделение на эти направления весьма условно.

—Учитывая ваш предыдущий опыт в кино, работа над мультсериалом «Команда Матч» наверняка стала интересным вызовом. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось адаптироваться к специфике анимации и создать проект, который завоевал такую широкую популярность и получил столь высокую оценку зрителей, как показывает рейтинг на Кинопоиске?

Работа над мультсериалом "Команда Матч" действительно стала для меня новым интересным опытом, поскольку раньше с анимацией я не сталкивалась. Когда поступило предложение стать сценаристом первого сезона этого детского анимационного сериала о спорте, я сразу заинтересовалась. Во-первых, у меня двое сыновей-спортсменов, да и в целом в моем окружении много людей, увлеченных спортом.

В соавторстве с коллегой мы написали шесть или семь серий для первого сезона и одну для второго. Этот опыт оказался очень полезным, поскольку позволил мне познакомиться с особенностями анимационного производства. Оказалось, что даже, если сценарий написан по всем законам драматургии, не все идеи возможно реализовать в анимации.

Я работала в большой команде, получала обратную связь от редакторов, вносила необходимые правки. У нас регулярно проходили созвоны с продюсерами и координаторами, которые непосредственно занимались анимацией. В процессе читок мы детально разбирали каждый сценарий, и нам объясняли, какие элементы невозможно реализовать, что можно отложить до следующего сезона, а какие приемы не сработают из-за технических ограничений анимации. Так постепенно приходило понимание особенностей этого процесса.

К слову, мультсериал "Команда Матч" оказался очень успешным и востребованным у юных зрителей, получив множество наград.

 

 

Какие главные уроки вы вынесли из своего опыта в киноиндустрии, которыми бы вы хотели поделиться со своими студентами?

Талант – это меньшая часть успеха в кино. Главное – трудолюбие, постоянная работа над собой и понимание, что это не работа с выходными и праздниками. Всегда есть большие ожидания от проектов, но переход на новый уровень происходит постепенно. Психологически сложная профессия со взлетами и падениями. Нужно уметь держать себя в руках, беречь психику, делать выводы и общаться с разными людьми. Важна стрессоустойчивость и умение быстро ориентироваться в кризисных ситуациях. На съемочной площадке постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, и нужно быстро принимать решения, анализировать ситуацию и обращать ее в свою пользу. Если студенты освоят этот навык, им будет намного легче в профессии.

 

У вас есть любимый фильм и любимый режиссер?

Нет любимых фильмов, есть разные любимые фильмы под настроение. Есть любимый режиссер – Дэвид Финчер. Для меня он - эталон перфекционизма. В его фильмах нет ничего случайного, при этом они очень зрительские и содержат сильное авторское высказывание. То, как он создал себя и свои проекты, для меня является лучшим примером. Но я люблю и классику, и фильмы разных режиссеров. Я стараюсь много смотреть, следить за новинками, смотреть блокбастеры, фестивальное кино, чтобы понимать, какие сейчас веяния и тенденции.

А есть фильм, который вы, допустим, пересматриваете для вдохновения?

— Я каждый год пересматриваю "Гарри Поттера", но не для вдохновения, а для настроения. Для работы я выстраиваю систему референсов под каждый проект и смотрю много фильмов, подходящих для конкретной истории, плюс много всего нового. У меня огромный список фильмов, которые нужно посмотреть, и он постоянно растет. Сейчас выходит слишком много контента, включая сериалы, которые необходимо смотреть для работы над собственными проектами. Поэтому пересматривать что-то сложно.

 

—Вы сами прошли через режиссерскую мастерскую. Как вы считаете, в чем заключается уникальность режиссерской мастерской, и каким образом, опираясь на свой опыт, вы планируете строить программу обучения, чтобы она была максимально эффективной и отвечала потребностям студентов с разными способностями и интересами?

Режиссерская мастерская, в том контексте, в котором мы ее понимаем, это особенная история. Связь студентов с мастером, особая атмосфера, интересные упражнения и лекции – обучение режиссуре кино само по себе не простой процесс. Я училась в режиссерской мастерской и училась у разных специалистов. Постоянно старалась посещать курсы повышения квалификации. После института я активно изучала драматургию. У каждого педагога свой метод. Мне кажется, искусство кино – это самое субъективное из всех искусств. Когда у тебя премьера фильма, а потом ты читаешь критику, где есть и оценки 5, и оценки 2, это показывает, что кому-то очень нравится, а кому-то категорически нет. Если бы в критике написали, что фильм не произвел никаких впечатлений, я бы расстроилась. А когда пишут, что им что-то категорически не нравится - это замечательно. Когда мы учимся, и каждый педагог преподает по-своему, студент может посмотреть, как это устроено, и выбрать что-то свое.

 

Кого вы хотите видеть в своей мастерской? Вы обсуждали с Мирославом Маличем эту историю?

—Мы говорили про психотипы, про портрет группы. Каждый год приходят разные люди. Коллеги говорят, что год на год не приходится: где-то активнее, где-то пассивнее. Важно оценить на этапе вступительных экзаменов: кто пришел, и как из этих людей собрать группу, в которой всем будет комфортно учиться и существовать. Не думаю, что здесь можно заранее составить какой-то портрет. Конечно, хочется видеть людей с горящими глазами. У меня, например, нет требований, чтобы люди хорошо разбирались в кино - они пришли в институт, чтобы научиться. Но общий культурный уровень и развитый кругозор очень важны.

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен