05.06.2025
Мечтаете о сцене? Интервью с набирающим мастером курса "Артист мюзикла" – Николаем Паниным

За кулисами блистательных постановок, на пересечении режиссерского видения, музыкальной гармонии и драматургического мастерства стоит Николай Панин – мэтр, чьи таланты многогранны, а опыт охватывает сцены от Камерного музыкального театра до Большого театра России. Теперь Николай Геннадьевич открывает двери своей мастерской у нас в вузе по направлению "Артист мюзикла", чтобы зажечь новые звезды на небосклоне музыкального театра.
Мы получили эксклюзивную возможность заглянуть в закулисье его творческой лаборатории и узнать, каким видит маэстро идеального студента, какие секреты таит в себе процесс отбора в его мастерскую, и какие головокружительные перспективы обещает этот путь к мечте.
– Николай Геннадьевич, почему именно "Артист мюзикла"? Что вас привлекает в этом жанре?
– Я много времени провел в опере, но всегда любил мюзикл! Меня всегда к нему тянуло. Это синтез музыки, драмы, танца – невероятная палитра возможностей для самовыражения. Жанр активно развивается, и сейчас особенно важно воспитывать артистов, способных воплотить на сцене этот праздник.
– Значит, мюзикл – это праздник?
– Да, совершенно верно! Мюзикл – это праздник, яркое, фееричное зрелище. Но за этим праздником стоит огромная работа, профессионализм и самоотдача артистов.
– Как вы считаете, чем артист мюзикла отличается от обычного драматического актера?
– Артист мюзикла должен быть универсальным солдатом! Он должен владеть не только драматическим мастерством, но и вокалом, танцем, пластикой. Он должен уметь перевоплощаться, передавать эмоции через музыку и движение. Это требует колоссальной подготовки и таланта.
– А если абитуриент не силен в каком-то из этих направлений, но у него есть огромное желание и потенциал, есть ли у него шанс?
– Конечно! Мы в мастерской и будем работать над тем, чтобы раскрыть этот потенциал, подтянуть слабые стороны. Главное – это огонь в глазах, любовь к искусству и готовность трудиться. Мы поможем огранить этот алмаз и превратить его в бриллиант!
– Что, на ваш взгляд, самое важное в работе с будущими артистами мюзикла?
– Самое важное – это создать атмосферу доверия и творчества, где каждый студент сможет раскрыться, почувствовать себя уверенно и свободно. Важно не только научить технике, но и помочь найти свой уникальный голос, свой стиль, свою индивидуальность.
– Какие конкретно навыки и умения будут развивать студенты в вашей мастерской?
– Мы будем работать над развитием вокальных данных, постановкой голоса, освоением различных танцевальных стилей, актерским мастерством, сценическим движением, сценической речью. Также уделим внимание развитию музыкального слуха, чувства ритма, умению работать в ансамбле.
– Планируете ли вы привлекать к обучению известных артистов мюзикла, хореографов, режиссеров?
– Безусловно! Мы будем приглашать на мастер-классы и творческие встречи ведущих специалистов в области музыкального театра. Студенты смогут получить ценный опыт, вдохновение и профессиональные советы от лучших представителей профессии.
– Каковы ваши планы на будущее мастерской?
– У нас много планов! Мы хотим создать сильную, сплоченную команду, которая будет создавать яркие, запоминающиеся спектакли. Мы хотим экспериментировать, искать новые формы, развивать жанр мюзикла в России. И, конечно, мы хотим, чтобы наши выпускники стали востребованными и успешными артистами, которые будут радовать зрителей своим талантом и мастерством.
– Каких абитуриентов вы ждете? Что им нужно иметь в своем арсенале?
– Мне бы хотелось видеть людей, знакомых с жанром мюзикла, понимающих, что такое музыкальный театр, хотя бы частично. Чтобы они ходили в театр и находили там для себя что-то интересное. Мы ждем талантливых, одарённых, любящих театр и музыку одинаково сильно.
– Нужно ли уметь обязательно петь, танцевать? Обязательна ли музыкальная школа?
– Научить можно даже зайца танцевать польку, но так как у нас жизнь вообще быстрая сейчас, темп очень высокий и время обучения ограничено, мы, конечно, ждем людей с данными, которые умеют петь и знакомы с танцами. Хотя бы в каком-то состоянии, чтобы это состояние уже доводить до совершенства. Чтобы можно было продуктивно работать. То есть, эти люди должны уметь играть в драматическом спектакле и петь на определенном уровне какие-то музыкальные фрагменты. Артист мюзикла – это синтетический артист, мы смотрим на все данные в комплексе.
– Что будет на вступительных испытаниях?
– У них стандартная схема поступления, как у драматического актера, но при этом они должны продемонстрировать, как они владеют вокалом и что они могут спеть. То есть, более серьезные требования к вокалу, пластике и ритмике, чем у актеров драматического театра. Я, конечно, жду, что все звездочки придут к нам! Мы набираем людей, у которых есть потенциал.
– Планируется ли участие студентов в спектаклях учебного театра?
– У нас огромные планы! Уже с 3 курса мы планируем работу в сторону постановки мюзикла. Их может быть несколько. Мы обсуждали несколько возможных, пока рано об этом говорить. Но это будут невероятные мировые премьеры! Это обещаю.
– Мировые премьеры?! Расскажите подробнее!
– Да, у нас будут мировые премьеры, но имеется в виду, что это новое произведение. То, что нигде в мире не звучало раньше. Мы хотим предложить студентам новый, сложный материал. Такой интересный творческий вызов.
– В чем, по вашему мнению, особенность и привлекательность профессии артиста мюзикла?
– Музыка и театр вместе! Мне кажется, жанр сейчас развивается, и нужны хорошие артисты. Мы очень ждем хороших, горящих, неравнодушных людей с открытыми глазами и с открытыми сердцами.
– Где смогут работать выпускники вашей мастерской? Только в мюзикле?
– В драматическом театре – легко. В кино — легко. Кафедры вуза режиссуры и телевидения тоже мечтают о каких-то музыкальных работах, именно с артистами мюзикла. Недавно в вузе презентовали первый телеспектакль «Квики ван Бетховен», и мы хотим попробовать делать телеверсии мюзиклов, специально писать наши сценарии и выпускать одну версию на сцене и совместно с кафедрой режиссуры телевидения и ТВ сериалов снимать телеверсию. И я надеюсь, что у нас получится с мюзиклом.
– Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые готовятся к поступлению?
– Подготовить музыкальный материал. Выбрать правильную разностороннюю программу, прозу, поэзию и басню, чтобы показать диапазон своих возможностей, быть разным на показе. И нужно обратить внимание на то, чтобы программа не была однотипной.
– Какие произведения лучше выбрать для чтения на отборочных турах?
– Мы просим абитуриентов подготовить басню, прозу и стихотворение. В басне мы проверяем чувство юмора, в стихотворении – умение существовать в заданном ритме, донести эмоцию и смысл. Проза позволяет нам увидеть, как человек мыслит, рассуждает. Мы все-таки за умных актеров!
Девочкам мы рекомендуем любовную лирику, обязательно женскую, но не Маяковского. Парням – любовную лирику, героическое, желательно что-то юмористическое. Самое главное – выбирайте материал, который вам нравится! Это сразу видно, когда произведение заучено без души. Даже подбор репертуара многое говорит о человеке.
– Какие песни нужно подготовить для прослушивания?
– Важно выбрать то, что вам нравится, в чем вы чувствуете себя комфортно. Мы хотим увидеть вашу душу, почувствовать, что вы испытываете в этой музыке. Проще говоря, хотим оценить ваш вкус. Это может быть и зарубежная эстрада. Но обязательно нужно подготовить что-то на русском языке. Русская фонетика, русское звукоизвлечение – это совершенно другая история. Очень хорошо, если в запасе будет русская народная или просто какая-то широкая, протяжная песня, чтобы мы увидели, как вы дышите, как звучите. Ну и, конечно, если мы говорим о мюзикле, то было бы замечательно, если бы вы принесли что-то из мюзикла. Но это в идеале, конечно.
– Нужно ли приносить минусовки на прослушивание?
– Да, обязательно! Пожалуйста, минусовки с собой!
– Будут ли на вступительных испытаниях танцевальные задания?
– Обязательно!
– Где будут проходить вступительные испытания? И стоит ли готовиться к работе с микрофоном?
– Вступительные испытания будут проходить в киноконцертном зале института по адресу ул. Бухарестская, 22. Вам может понадобиться микрофон, а может и нет – комиссия определит на месте. Мы обязательно будем вести съемку, как всегда, чтобы проверить телегеничность поступающих. Кинематограф у нас присутствует во всех специальностях института.
– Что еще вы хотели бы посоветовать абитуриентам, которые мечтают стать артистами мюзикла?
– Будьте собой! Не бойтесь проявлять свою индивидуальность, свой талант. Верьте в себя и в свою мечту! И помните, что мюзикл – это не только праздник, но и огромная работа, требующая полной отдачи.
– Николай Геннадьевич, спасибо за интересную беседу! Желаем вам успешного набора в мастерскую и ярких, талантливых студентов!
Справка:
Приглашаем абитуриентов на очные консультации в мастерскую "Артист мюзикла"!
У вас есть уникальная возможность получить ценные советы и рекомендации от опытных педагогов и мастеров, узнать больше о программе обучения и подготовиться к вступительным испытаниям.
Даты консультаций: 19 июня, 20 июня, 21 июня
Важно! Регистрация на консультацию завершается в 15:00 за день до объявленной даты консультации. Успейте зарегистрироваться заранее!
Для участия в очной консультации необходимо пройти предварительную регистрацию:
Отправьте электронное письмо на адрес: actors_reception@gikit.ru
Укажите в теме письма: "Актерские консультации"
В тексте письма обязательно укажите следующую информацию:Мастерскую: "Артист мюзикла" Дату консультации, ФИО (полностью), год рождения,паспортные данные (серия и номер паспорта, кем выдан, дата выдачи), контактный телефон.
Ожидайте уведомление: После прохождения регистрации на указанный вами адрес электронной почты придет уведомление с указанием времени вашей консультации.
В день консультации:
Подойдите к вахте СПбГИКиТ по адресу: Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 13 в указанное время.
Обязательно возьмите с собой: паспорт и заполненное заявление на консультацию
Не упустите свой шанс получить ценную информацию и сделать шаг к мечте о карьере артиста мюзикла!
Беседовала Анна Алферьева, начальник отдела службы информации и общественных связей, преподаватель кафедры медиакоммуникаций ГИКИТ.
Фото: Дарья Чернышева.
#Эксклюзивное_интервью