29.05.2025
Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма: 19 лет на передовой цифрового искусства

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма Санкт-Петербургского государственного Института кино и телевидения отметила 19-летие. Это событие стало поводом не только для подведения итогов, но и для определения дальнейших перспектив развития уникальной специальности, опережающей время. В разговоре об истории и достижениях кафедры приняла участие заведующая кафедрой, доцент Ольга Ефимова, а также преподаватели, создающие будущее цифрового искусства - Ирина Литовская и Станислав Гайлюнас.
Люди – главное достижение кафедры. По словам Ольги Ефимовой, главным богатством кафедры являются ее люди – преподаватели, отдающие себя профессии без остатка, и студенты, успешно реализующие полученные знания в различных сферах. Выпускники кафедры сегодня – это создатели крупнейших студий визуальных эффектов, контент-продакшн компаний, востребованные специалисты в гейм-индустрии, моушн-дизайне, 3D-анимации, VR, мэппинге.
Их успехи – лучшее подтверждение эффективности образовательного подхода на кафедре. "Для меня совершенно невероятным золотом и потрясающей значимой поддержкой являются преподаватели на нашей кафедре, потому что все они - калиброванные бриллианты", – подчеркнула Ольга Ефимова.
Особое место в истории кафедры занимает Нина Ивановна Дворко – основатель специальности "Режиссер мультимедиа", визионер, сумевшая увидеть перспективы мультимедийной режиссуры еще в конце 90-х годов. Тогда, когда многие не понимали сути нового направления, она с упорством двигала свою идею, заложив прочный фундамент для развития цифрового искусства в России. "Нина Ивановна Дворко – это столп, это начало, это мама, это источник, к которому мы все всегда прикасаемся, всегда читаем", – отметила Ольга Ефимова, подчеркивая значимость научного наследия основателя кафедры. Выпускники Нины Ивановны, такие как Ирина Литовская и Станислав Гайлюнас, преподаватели на кафедре, продолжают ее дело, сохраняя и развивая уникальный подход к режиссуре мультимедиа. Ирина Литовская подчеркнула, что Нина Ивановна научила "векторно понимать, что такое режиссура цифровых медиа, что такое интерактивность, что такое интерактивное повествование", дав студентам прочную базу для дальнейшего профессионального роста. Станислав Гайлюнас, в свою очередь, отметил, что Нина Ивановна заложила "фундамент нашей профессии", сформировав не только теоретическую базу, но и философию цифрового искусства.
В условиях стремительного развития индустрии мультимедиа и геймдизайна возникает вопрос о конкуренции с многочисленными курсами. Станислав Гайлюнас убежден, что главное преимущество обучения на кафедре режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма – это фундаментальное высшее образование, формирующее профессиональный образ мышления, а не просто набор навыков. "Мы относимся к профессии, прежде всего, как к режиссуре. Даже, если мы говорим про геймдизайн, то, наверное, у моих мастерских по геймдизайну, скорее, формат «режиссура видеоигр»", – подчеркнул доцент кафедры. Ольга Ефимова поделилась своим видением будущего кафедры, отметив необходимость развития технических направлений и подготовки специалистов в области программирования. В современных условиях создания интерактивных проектов программист становится неотъемлемым членом команды.
Коллеги сообщили о планах по расширению пространства, созданию новых компьютерных классов и приобретению современного оборудования, включая системы motion capture и другие передовые технологии.
Перспективы развития кафедры связаны и с расширением международного сотрудничества. Обмен опытом с зарубежными коллегами, участие в международных конференциях и совместные проекты позволят повысить квалификацию преподавателей и студентов, а также адаптировать образовательные программы к мировым стандартам. Это откроет новые возможности для трудоустройства выпускников и повысит престиж кафедры. Надо отметить, что в стенах кафедры постоянно рождаются не просто проекты, а целые вселенные, в которых прошлое переплетается с будущим, а искусство и история становятся доступными и увлекательными для каждого. И дело не только в инновациях, дело в отношении к студентам, в поддержке их самых смелых идей, даже если для них еще не придумали конкурсы. Здесь ценят поиск, эксперимент, дерзость мысли.
Нельзя не упомянуть дипломный VR-опыт "Над Витебском" Алисы Николаевой, в котором пользователь погружается в иммерсивное VR-пространство Витебска через воспоминания и картины Шагала. А дипломная работа студента кафедры Даниила Фоменко "Дворец конгрессов" на ВДНХ стал настоящим хитом, доказав, что даже традиционная экскурсия может стать захватывающим приключением, если создать ее в VR-пространстве. Дети, которых, казалось бы, ничем не удивишь, с интересом воспринимали информацию в легкой и увлекательной форме игры-путешествия. Секрет такого количества успешных выпускников кафедры, видимо, кроется в сочетании нескольких факторов. Во-первых, это атмосфера свободы и поддержки, когда каждый студент чувствует себя ценным, уникальным и важным. Во-вторых, это постоянный поиск новых технологий, форм и форматов, готовность идти на риск и экспериментировать. В-третьих, это внимание к деталям и стремление к совершенству, даже в самых маленьких шагах. И, конечно же, преподаватели кафедры, демонстрирующие любовь к своему делу и желание делиться этой любовью со студентами.
Ирина Литовская – набирающий мастер 2025 года, открывает двери своей мастерской для тех, кто готов творить, кто горит желанием делиться историями, способными изменить мир к лучшему. В первую очередь, Ирина Литовская ждет абитуриентов, обладающих творческим потенциалом. "Мы ждем ребят, которые интересуются искусством, проявляют интерес к миру, в котором мы живем, и хотят рассказывать истории, которые помогут другим людям научиться жить в этом сложном мире", – говорит Ирина Всеволодовна. Она подчеркивает, что мастерская занимается режиссурой, повествованием, а не просто компьютерной графикой. Именно поэтому важно не только владение техническими навыками, но и глубокое понимание сути рассказываемой истории.
Процесс поступления состоит из нескольких этапов. Помимо собеседования и профессионального испытания, особое внимание уделяется творческой папке. В нее могут войти автобиография, представленная в креативной форме, а также письменные работы, демонстрирующие умение создавать истории с разными финалами. Это позволяет оценить, насколько абитуриент ориентируется в цифровом нарративе, подразумевающем разветвление сюжета. ЕГЭ, хотя и учитывается в общих баллах, не является определяющим фактором. Главное – творческий потенциал и желание учиться. Ирина Литовская развеивает распространенное заблуждение о том, что режиссура мультимедиа – это упрощенный вариант других режиссерских направлений. Она подчеркивает, что это - особый способ рассказывать истории в цифровой среде, которая имеет свои законы и особенности. "Если вы хотите узнать, как устроено рассказывание истории в цифровой среде, пожалуйста, можно поступать к нам", – приглашает Ирина Литовская.
Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ – это не просто место получения образования, а плацдарм для взлета в мир цифрового искусства, где каждый студент может стать архитектором новых реальностей. Отличительной чертой кафедры является ее стремление к созданию синергии между традициями классической режиссуры и новейшими технологиями, что позволяет выпускникам быть востребованными в самых разных областях медиаиндустрии.
Одним из самых ярких проектов кафедры за последнее время стал "Бункер Трибуца" – первый в России интерактивный, документальный, сторителлинговый VR-проект, позволяющий совершить захватывающую экскурсию в бункер адмирала. Первый в России проект такого формата создан на кафедре под руководством Ирины Литовской.
В преддверии нового учебного года кафедра ждет амбициозных абитуриентов, готовых погрузиться в увлекательный мир цифрового повествования и внести свой вклад в развитие современного искусства. Здесь каждый студент получает возможность раскрыть свой потенциал и стать частью передовой команды, создающей инновационные проекты.
Развивая успех прошлых лет, кафедра активно внедряет новые образовательные методики, ориентированные на практическое применение знаний. Студенты получают возможность участвовать в реальных проектах, работать с современным оборудованием и решать сложные задачи под руководством опытных наставников. Такой подход позволяет выпускникам быть востребованными специалистами на рынке труда и успешно реализовывать свой творческий потенциал.
Важно отметить, что кафедра цифровых медиа и анимационного фильма не останавливается на достигнутом и постоянно развивается, стремясь соответствовать требованиям времени. В планах – расширение сотрудничества с ведущими компаниями индустрии, создание новых образовательных программ и приобретение современного оборудования. Все это позволит кафедре и дальше оставаться на передовой цифрового искусства и готовить высококвалифицированных специалистов, способных формировать будущее медиаиндустрии.
Особое внимание уделяется развитию междисциплинарных связей. Студенты кафедры активно сотрудничают с другими факультетами ГИКИТ, создавая уникальные проекты на стыке различных искусств. Это позволяет им расширить свой кругозор, получить новые навыки и подготовиться к работе в современной, динамично развивающейся медиаиндустрии, где востребованы специалисты с широким спектром компетенций.
© Беседовала: Aнна Алферьева
Фото: Дарья Чернышева