Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

20.05.2025

"INтонации": откровения Роланда Вайса о тайнах звукорежиссуры

С 13 по 17 мая Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (ГИКИТ) принимал XI Международный кинофестиваль студенческих работ звукорежиссёров «INтонации», посвященный искусству создания звука в кино. В рамках фестиваля нам посчастливилось побеседовать с Роландом Вайсом, членом жюри, выдающимся звукорежиссёром, чьи работы получили признание во всем мире.

Роланд Вайс – обладатель трех премий «Primetime Emmy Awards» («Подпольная империя», «Однажды ночью», «Свободное соло») и двух «Golden Reel Award» («Свободное соло», «Спасение»). Его талант позволил ему работать над такими фильмами, как «Gaza Mon Amour», «Manchester by the Sea», «Green Room», «Chocolat», «Lust, Caution». Маэстро сотрудничал с именитыми режиссерами, среди которых Энг Ли, Мартин Скорсезе, Майкл Мур, Ларри Кларк, Мира Наир и Хавьер Теллез. Помимо работы в кино Роланд является учредителем и руководителем студии «119 Marvila Studios» в Лиссабоне. Он неоднократно принимал участие в работе жюри международного кинофестиваля студенческих работ звукорежиссёров «INтонации».

Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Роландом Вайсом:

Роланд, как вы пришли в профессию звукорежиссёра? С чего вы вообще начали?

— Я занимался музыкой. Уезжал в Америку на учёбу. Когда закончил обучение, я начал стажировку в студии звукозаписи. Тогда они только начинали озвучивать кино. Позже я стал понимать, что эта профессия даётся мне лучше, чем любая другая, потому что я чувствовал связь с тем, чем они занимались, и что требовалось от меня для творчества.

То есть, ваше прошлое связано с музыкой?

— Да, связано с музыкой. Вот и всё.

Что самое сложное для вас в работе над проектами?

— Всё, что связано с бизнесом.

Можете ли вы вспомнить какой-то определённый проект, работа над которым была особенно сложной?

— Определённый проект! Над которым было непросто работать. Я даже не знаю, в чём измерить уровень сложности. Много было сложных проектов.

То есть, они примерно равны по сложности?

— Примерно, да. Договариваться, убеждать — труднее всего с продюсерами. Зачастую сам творческий процесс — это очень весело. Тем не менее, если остаются какие-то вопросы, внутреннее напряжение или чувство, будто что-то не так, то это очень усложняет работу. А потом ты думаешь: «Боже, да зачем я за это взялся?».

Какие ошибки вы допускали в начале вашей карьеры?

— Я думал, что знаю всё. Но это не так. Так что прошли годы, прежде чем я начал что-то понимать. Пришлось очень многому учиться.

Как звук может передать то, чего не видно в кадре?

— Всё зависит от сюжета, от содержания. Абсолютно точно, это возможно. И вы, ребята, много раз доказывали это в течение фестиваля. Отличная работа. Благодарю Марину Шейнман за приглашение в состав жюри.

Как вы находите баланс между технической точностью и художественной выразительностью звука?

— Как я уже говорил, нужно освоить техническую часть и забыть о ней. И тогда остаётся только творить. Но на деле, когда я работаю, я даже не задумываюсь об этом. Хотя, конечно, важно: если ты не… ну, если не понимаешь, что именно делает тот или иной элемент — ты начинаешь копаться, пытаешься это осмыслить уже в творческом процессе, а это тормозит работу. Так что без техники никуда. А творчество — это то, что ты взращиваешь в себе.

Свобода самовыражения?

— Именно.

На ваш взгляд, насколько сильно развитие технологий меняет профессию звукорежиссёра?

— Изменения есть, к сожалению, или к счастью. Это всё ещё - дело вкуса.

Можете вспомнить ситуации, когда технологии влияли на рабочий процесс?

— Они очень помогают. За последние несколько лет появились программы на основе искусственного интеллекта, благодаря которым мы можем, например, очищать необработанный звук от постороннего шума. Есть много всего. Ими легко пользоваться, главное только знать меру. Они очень помогают.

Какие жанры кино, на ваш взгляд, наиболее требовательны к звуку? Почему?

— Лучшие жанры для озвучки? Вы бы наверняка сказали «фильм ужасов» или «триллер». Потому что в них есть, где разгуляться: можно создать какой-нибудь мощный звук и везде его использовать. На самом деле, не только. Драмы, которые практически все мы смотрим и любим, тоже требуют внимания. Всё зависит от того, насколько приближенным к реальности нужен результат.

Какой совет вы дадите молодым звукорежиссёрам, которые только начинают свой путь?

— Я уже говорил об этом, но скажу еще раз: будьте целеустремленными и запаситесь терпением. Для того, чтобы стать профессионалом, нужно очень много времени.

Как фестивали вроде «INтонации» помогают развивать профессию звукорежиссёра?

— Они очень помогают! Потому что участники вовлечены: смотрят, обсуждают, делятся идеями. Это то, для чего всё это организовано. И меня сюда пригласили, и я решил не упускать возможность.

В завершение нашей беседы Роланд Вайс выступил с мастер-классом перед студентами института и участниками кинофестиваля. Он оставил не только ценные знания и вдохновение, но и ощущение причастности к чему-то большему, чем просто техническая сторона кинопроизводства. Его слова о важности терпения, постоянном обучении и поиске гармонии между технологиями и творчеством звучат как напутствие для всех, кто стремится создавать захватывающие звуковые миры. Кинофестиваль «INтонации», как площадка для обмена опытом и рождения новых идей, безусловно, играет ключевую роль в формировании будущего поколения звукорежиссёров в мире, даря им возможность перенять опыт у таких мэтров, как Роланд Вайс.

© 

Авторы: Анна Алферьева, начальник отдела службы информации и общественных связей, преподаватель кафедры медиакоммуникаций ГИКИТ и Александра Николаева специалист службы информации и общественных связей.

Фото: Дарья Чернышева.

Перевод: Антонина Казанцева

#Эксклюзивное_интервью

 

 

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен