Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

24.04.2025

К Юбилею мастера. "Сад" Сергея Овчарова: комедия сквозь слезы или трагедия в маске?

В преддверии юбилея режиссёра Сергея Овчарова невозможно обойти вниманием его творчество, пронизанное духом русской идентичности и фольклорной традиции. Одним из самых неоднозначных и смелых экспериментов в его фильмографии стал фильм «Сад» (2008) – комедийная интерпретация пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

Исследования творчества Овчарова показывают, что режиссёр черпает вдохновение в народной смеховой культуре, умело используя фольклор для создания «портретов России». В его фильмах («Небывальщина», «Левша», «Оно», «Барабаниада» и др.) прослеживается магистральная линия – осмысление национальной идентичности и места народа в исторической перспективе.

Овчаров – мастер новелл. Его фильмы состоят из микроисторий и абсурдных сцен, в которых целостность нарратива ставится под сомнение. Его интересует не столько историчность, сколько антиисторизм, где анекдотические элементы изымают события из линейной перспективы, погружая их в хаос случайностей.

В фильмографии Сергея Овчарова царская Россия представлена картинами «Левша», «Сказ про Федота-Стрельца» и «Сад». Несмотря на стилизацию под определенные эпохи, эти фильмы не являются историческими реконструкциями.

В этой статье мы остановимся на фильме «Сад». В фильмографии режиссёра экранизация «Вишнёвого сада» занимает особое место, представляя собой смелый и неординарный эксперимент. Последняя пьеса Антона Чехова, написанная в предчувствии скорой смерти, – произведение многоплановое. С одной стороны, это – новаторская драма, а с другой – пародия на неё, наполненная буффонадой, фарсом и эксцентричными деталями. Как отмечает Борис Зингерман, «„Вишнёвый сад“ — это и сущность современной Чехову новой драмы, и шутливое расставание с ней. Это – одновременно новая драма и шарж на неё, легкий сдвиг её проблематики и поэтики в плоскость буффонного комизма».

Овчаров, уловив эту иронию, попытался взглянуть на чеховскую пьесу сквозь призму эксцентрической комедии. По его словам, «В пьесе есть элементы фарса, комедии палочных ударов и падений: Варя бьёт Лопахина кием, Петя падает с лестницы».

Подчёркивая нереалистичность происходящего, Овчаров с самого начала задаёт условность действия, вводя в кадр Фирса, которого нет в начале пьесы. Зритель видит сад в предрассветной мгле, слышит музыкальный лейтмотив, а затем переносится в комнату Фирса. Условность фильма выражается не только в пародийных отсылках к немому кино, но и в искусственности самого вишнёвого сада, который становится фоном для разворачивающихся событий. «Я хотел, чтобы ощущался искусственный сад, – поясняет Овчаров. – Таких вишневых садов-поместий в России не было. Об этом говорили еще современники. Это чеховская мистификация». Сад предстаёт метафорой всей страны, а финальный титр «Шёл 1904 год» наделяет картину историческим и пророческим смыслом. Жуткое и смешное переплетаются, пронизывая овчаровскую интерпретацию «Вишнёвого сада». Мрачность сада подчёркивается цветовым решением: общие планы, снятые в вечерней мгле, иссиня-чёрный цвет, обволакивающий цветущие ветви, предвещают надвигающуюся катастрофу. Порой, когда персонажи гуляют по саду, ветви деревьев светятся огненно-рыжим, будто в пожаре, и персонажей окружает чаща, где немудрено заплутать и откуда, возможно, не выбраться.

Секрет фильма кроется в языковой ткани произведения: персонажи существуют в кадре, покоряют зрителя своей речью. Именно манера произнесения ремарок и монологов становится ключевым элементом фильма. Каждая реплика, отчеканенная, словно молотом, сопровождается запредельной актерской игрой, что становится ведущим средством достижения максимальной условности.

Ведущим средством в достижении этой условности становится актёрское существование в кадре и пластика. Овчаров говорил в интервью: «Я снимал просто, даже фронтально, чтобы следили не за изысками изображения, а за сутью. Мне нужно было, чтобы следили не за перемещениями героев в пространстве, а за движениями их душ». Снимать просто и фронтально, избегая композиционных и мизансценических изысков, нацеливаясь только на существование актера – это то, чего Овчаров ранее не делал.

В беседе с журналом «Искусство кино» мастер делился: «Я давно сформулировал для себя принципы, которые хотел бы осуществить в кино, и искал произведение… И вдруг меня как будто озарило: много лет я смотрел на книгу, что стояла в моем шкафу… „Вишневый сад“ – произведение нереалистическое. Там ведь и говорят почти стихами, почти поют». Режиссёр признавался, что шёл к этой пьесе десятилетиями, пока не «дорос до её понимания».

Для Овчарова Чехов – это единый образ национального гения, чьё творчество подкреплено общественной деятельностью. Чехов-художник и Чехов-гражданин для него неразделимы. Чехов считал себя лекарем не в переносном, а в самом прямом смысле, отсюда его неприятие осуждения человека, что бы ни случилось.

Между тем, его герои, особенно драматические, подвергались подобному осуждению в советском литературоведении определённых лет. Сергей Овчаров отмечает: «Они осуждались и современниками Чехова – вместе с автором. Достаточно взглянуть на критику тех лет, недавно выпущенную огромным фолиантом. Чехова называли безграмотным, пошлым очернителем жизни, человеком, не знающим русского языка. Даже если он прочёл лишь часть этой брани, можно представить, под каким прессом он жил! Неудивительно, что он так рано умер. А провал пьес, а непонимание их театрами, даже таким новаторским, как МХТ, где во время чествования Чехова в последние месяцы его жизни прервали спектакль „Вишнёвый сад“ – его последнее детище – и стали славословить автора… Превратили в „многоуважаемый шкаф“, как он сам сказал. Это трагическая жизнь, страшно одинокая, хотя его окружали толпы выдающихся людей – литераторов, актёров, театральных деятелей. Летом они наезжали в Ялту, а зимой он оставался совершенно один, и это был его ужас. Последнюю пьесу, как он считал, театр не понял, не прочёл, до режиссёров-основателей ему было не достучаться. Я стремился сделать то, чего не выполнил театр при жизни Чехова. Изучал письма, воспоминания людей, близких ему, чтобы понять, чего он хотел. Создав разноформатные варианты фильма, мы остановились на полуторачасовой версии, чтобы фильм дошёл до аудитории кинотеатров. Мы не упрощали, но стремились к наибольшей эмоциональности. Для меня комплиментом было мнение одного австралийского кинодеятеля на фестивале, который назвал картину вполне коммерческой. Я вообще считаю неправильной тенденцию делать из Чехова элитарного писателя для интеллектуалов. Его дед был крепостным, отец – лавочником, сам он получил дворянство за своё творчество, добился признания своей кровью. По-моему, для Чехова, пронизавшего все русское общество снизу доверху, причисление к интеллектуалам просто оскорбительно. Его интеллект был его практическим инструментом, а не социальной привилегией».

Как говорит режиссёр: «Чехов создал конфликт не между персонажами, но внутри каждого персонажа, создав новый тип драматизма. В каждом герое есть и низменное, и высокое. Я хотел показать развитие и изменение в каждом персонаже — это в кино залог зрительского внимания и интереса. Меняется по ходу действия и сама форма фильма: чаплинская эксцентрика, почти бурлеск, фарсовая комедия, снятая как в старину в павильоне, постепенно перерастает в современный психологический кинематограф. Это принцип. Я хотел, чтобы ощущался искусственный сад. Таких вишневых садов-поместий в России не было. Об этом говорили еще современники. Это чеховская мистификация. Для нас уже не важно, вишни это или другие деревья. Поэтому в названии осталось только слово «Сад». Фильм о нас. Люди, о которых писал Чехов, при том, что они поступают жестко, цинично, дурно, все же остаются трепетными, чувственными, взволнованными, одухотворенными. Они все еще являются возвышенным образцом для сегодняшнего прагматичного и нацеленного на извлечение прибыли человеческого сообщества».

В итоге, «Сад» Сергея Овчарова – это не просто экранизация классики, а смелый эксперимент, в котором режиссёр, уловив чеховскую иронию, представил свое видение «Вишнёвого сада». Это кино, где фарс переплетается с трагедией, а условность происходящего подчеркивает вневременность затронутых проблем. Фильм заставляет зрителя не только смеяться, но и задумываться о судьбе России, о вечных ценностях и о том, что мы теряем, бездумно прощаясь с прошлым. «Сад» – это напоминание о необходимости «возделывать свой сад», как в прямом, так и в переносном смысле, чтобы не оказаться в ситуации героев Чехова, потерявших не только вишневый сад, но и самих себя. Картина, в которой Сергей Овчаров, оставаясь верным себе и своему уникальному стилю, предлагает зрителю по-новому взглянуть на классику и увидеть в ней отражение сегодняшнего дня.

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен