Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

27.03.2025

"Плевако": Интервью с Саввой Минаевым, автором сценария лучшего сериала "Ники-2024"

В московском театре "Маска" состоялась 38-я церемония вручения Национальной кинематографической премии "Ника", отметившая лучшие картины, вышедшие в 2024 году. В этом году "Ника" впервые представила номинацию "Лучший сериал", что стало важной вехой в истории премии и отражает растущую значимость сериалов в современном кинематографе. Триумфатором в этой новой номинации стал сериал "Плевако", покоривший сердца зрителей и критиков.

В то время как заголовки пестрят именами режиссера Анны Матисон и блистательного Сергея Безрукова, исполнившего главную роль, имя сценариста часто остается в тени. Чтобы восполнить этот пробел, представляем эксклюзивное интервью с Саввой Минаевым, доцентом кафедры драматургии и киноведения, человеком, чье имя стоит за сценарием сериала-победителя.

Этот материал — дань уважения и восхищения таланту и кропотливому труду сценариста, без которого успех сериала был бы невозможен. В интервью Савва поделится своим видением работы сценариста, расскажет о процессе создания "Плевако". Узнайте историю успеха сериала «Плевако» из первых уст!

Как вы отреагировали на предложение Алексея Учителя поработать над сериалом о Плевако? Что вас привлекло в этой истории?

— С Алексеем Учителем мы как раз делали "Цоя" и очень тепло общались. К тому же, я тогда только закончил писать сценарий сериала "Художник" (Золотой Орёл-2023), который продюсировал Тимур Вайнштейн, и которому принадлежала идея создания сериала о Плевако. Поэтому, когда я оказался с ними в одном кабинете, выхода у меня уже не было (смеется).

А если серьёзно, то меня манила эпоха. И, конечно, сам образ народного защитника из низов, в котором люди нуждались тогда и нуждаются сейчас.

Что было самым сложным в адаптации реальных дел Плевако в формат десятисерийного исторического экшен-детектива?

— Набрать ярких дел из практики Фёдора Плевако на десять серий проблемы не было. Можно было набрать и еще столько же. Другой вопрос, что драматургически каждое дело решалось в один ход, да ещё и в зале суда, а для серии это катастрофически мало и не динамично. Поэтому, если вы сравните любое реальное дело с тем, что происходит в сериале, окажется, что половину допридумывали создатели сериала. Только так появляется детектив и динамика. Так что главная трудность – превратить реальные дела в художественное кино.

Как изменилось ваше понимание личности Плевако в процессе работы над сценарием?

— Когда пишешь сценарий, конечно, начинаешь иначе смотреть на личность своего героя. Но к концу написания ты уже не можешь определить, где Плевако исторический, а где — придуманный.

Сериал получил премию "Ника" как лучший. Как вы думаете, что именно сделало "Плевако" таким успешным в глазах критиков и зрителей?

— Решение академии, да и любого жюри, всегда загадка. В этом году "Плевако" соревновался с великолепным сериалом "Трасса", например, с нашумевшим "Преступлением и наказанием", с "Детьми перемен", с сериалом "Первый номер" и со "Столыпиным". Будь это моё личное решение, я бы отдал статуэтку "Трассе".

Какой эпизод или дело Плевако, описанное в сериале, вы считаете наиболее показательным для понимания его личности и эпохи? Почему?

— Не стал бы выделять конкретного дела. Обычно всё самое-самое в сериалах с вертикально-горизонтальной структурой засовывают в пилотную серию и в финал. Исходя из этого, я бы назвал дело Прасковьи Качки, с которого сериал начинается. Но у нас все дела крайне интересные. Нам было из чего выбирать!

Вы упомянули встречи с Генри Резником и изучение речей Плевако. Какие еще источники вы использовали для исследования материала?

— Для изучения конкретных дел и личности Плевако хватило этих источников. Куда сложнее было изучить саму эпоху, в которой он жил. И здесь нужно было изучить массу литературы того времени. Как документальной (например, книгу Гиляровского "Москва и москвичи"), так и художественной. Последнее – я особенно люблю, так как, читая Толстого, Достоевского, Лескова, мы за сюжетом не замечаем гигантского количества документальных деталей эпохи: что ели, где брились, как перемещались.

В чем заключалась сложность создания "художественной реальности" судебных процессов того времени, сохраняя при этом историческую достоверность?

— Главная сложность в том, что художественная реальность не может быть скучной. И тут в ход шли все средства: и сценарные, и режиссёрская задумка с реконструкцией дел, и актёрские приёмы.

Как вы работали над созданием диалогов, чтобы передать ораторский талант Плевако и сделать их убедительными для современного зрителя?

— Я считаю, что диалоги в литературе того времени крайне убедительны и понятны современному читателю. Поэтому я просто старался подхватить тот стиль.

Вы сказали, что "вся история Плевако сводится к тому, что он не проиграл ни одного дела, кроме своего собственного". Как эта мысль повлияла на структуру и развитие сюжета сериала?

— На этом как раз и строится вся история. Вертикальные кейсы – отдельные микро-истории, но горизонтальная линия полностью подчинена этой мысли. Это история самого Плевако, его взлётов и падений, и, конечно, драматичнейшей истории его любви.

Насколько тесно вы работали с Сергеем Безруковым над созданием образа Плевако? Обсуждали ли вы с ним какие-то детали его персонажа?

— Мы пару раз встречались с Безруковым, когда только начинали работать с Анной (Матисон, режиссер и сценарист - прим. ред.). У него была масса предложений по персонажу. В частности, он придумал, что его герой в конце каждого дела будет говорить "вуаля".

Были ли какие-то моменты в сценарии, которые пришлось изменить или адаптировать в процессе съемок? Если да, то какие?

— В любых съёмках такие моменты неизбежны. Но у нас многое менялось и перед съёмками, так что многое, из того что я увидел на экране, удивило даже меня самого. Анна Матисон не даром соавтор сценария. Она действительно многое допридумала.

В начале к проекту был привлечен Владимир Машков, а режиссером должен был стать Алексей Учитель, как изменилась концепция после смены команды?

— Концепция менялась несколько раз. Особенно сильно она изменилась, когда я переписывал сценарий с Андреем Кравчуком, который хотел на главную роль утвердить Александра Петрова. Тогда нужно было менять вообще всё с учётом возраста главного актёра и делать историю не об успешном адвокате в расцвете сил, а о начинающем, который становится звездой. Мы переписали тогда половину сценария, но с утверждением Сергея и Анны вернулись к предыдущей концепции.

Как вы думаете, какое влияние сериал "Плевако" оказал на современное представление об адвокатской профессии?

— Хочется надеяться, что сериал дал зрителю новый взгляд на профессию, показал, откуда и как эта профессия появилась, объяснил идеалы этой профессии. Конечно, отношение к сериалу и к тому, как в нём показаны адвокаты, разное. Есть и те, кому сериал категорически не понравился, кто считает, будто мы кого-то очернили, а события переврали. Но такие люди есть всегда.

Каким образом работа над "Плевако" обогатила ваш опыт как сценариста? Какие новые навыки или знания вы приобрели?

— Работа над любым проектом обогащает невероятно. Именно поэтому сценаристы – самые интересные и эрудированные люди на свете! Мы всегда узнаём что-то новое, чтобы написать что-то новое.

Что бы вы посоветовали начинающим сценаристам, которые хотят работать над историческими проектами?

— Для любого сценария необходимо погружение. Рассказывая о современности, мы можем подслушать эту эпоху. Достаточно просто слушать людей. А вот в работе над историческими проектами мы уже не можем доверять своему опыту. Так что главное в работе над историческим проектом – чтение. Особенно, как ни странно, именно художественной литературы. Это первое. А второе, что крайне важно, - это не забывать, что люди в любое время одинаковые. Они так же чувствуют, влюбляются, болеют и врут. Они могут одеваться иначе и говорить чуть по-другому, но в душе они такие же, как и мы.

 

В заключение, стоит подчеркнуть, что сериал "Плевако" – это результат многолетней, кропотливой работы над сценарием. Савва Минаев начал этот путь еще в конце 2018 года, доведя историю до финального вида в 2021-м, после чего неоднократно возвращался к тексту, шлифуя его. Значительный вклад в доработку сценария внесла Анна Матисон. Все это свидетельствует о том, что "Плевако" – не просто историческая драма, а выверенное, тщательно проработанное художественное произведение, которое, благодаря интересному детективному сюжету и талантливой интерпретации исторических фактов, смогло завоевать признание зрителей и критиков. Высокий рейтинг на Кинопоиске и престижная награда "Ника" подтверждают значимость и художественную ценность этой масштабной работы.

 

"Плевако" – это увлекательное погружение в историю Российской империи, где талант и преданность своему делу превращают простого человека в народного героя. Съемки, проходившие с ноября 2022 по февраль 2024 года в Москве, Подмосковье и Троицке, свидетельствуют о масштабности проекта и тщательном подходе к воссозданию атмосферы эпохи.

Анна Алферьева, начальник отдела службы

информации и общественных связей, преподаватель

 кафедры медиакоммуникаций ГИКИТ.

Фото предоставлены сайтом PBK и пресс службой PREMIER,

Москва 24/Антон Великжанин, https://www.kinopoisk.ru/

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен