Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

27.03.2025

"Плевако": Интервью с Саввой Минаевым, автором сценария лучшего сериала "Ники-2024"

В московском театре "Маска" состоялась 38-я церемония вручения Национальной кинематографической премии "Ника", отметившая лучшие картины, вышедшие в 2024 году. В этом году "Ника" впервые представила номинацию "Лучший сериал", что стало важной вехой в истории премии и отражает растущую значимость сериалов в современном кинематографе. Триумфатором в этой новой номинации стал сериал "Плевако", покоривший сердца зрителей и критиков.

В то время как заголовки пестрят именами режиссера Анны Матисон и блистательного Сергея Безрукова, исполнившего главную роль, имя сценариста часто остается в тени. Чтобы восполнить этот пробел, представляем эксклюзивное интервью с Саввой Минаевым, доцентом кафедры драматургии и киноведения, человеком, чье имя стоит за сценарием сериала-победителя.

Этот материал — дань уважения и восхищения таланту и кропотливому труду сценариста, без которого успех сериала был бы невозможен. В интервью Савва поделится своим видением работы сценариста, расскажет о процессе создания "Плевако". Узнайте историю успеха сериала «Плевако» из первых уст!

Как вы отреагировали на предложение Алексея Учителя поработать над сериалом о Плевако? Что вас привлекло в этой истории?

— С Алексеем Учителем мы как раз делали "Цоя" и очень тепло общались. К тому же, я тогда только закончил писать сценарий сериала "Художник" (Золотой Орёл-2023), который продюсировал Тимур Вайнштейн, и которому принадлежала идея создания сериала о Плевако. Поэтому, когда я оказался с ними в одном кабинете, выхода у меня уже не было (смеется).

А если серьёзно, то меня манила эпоха. И, конечно, сам образ народного защитника из низов, в котором люди нуждались тогда и нуждаются сейчас.

Что было самым сложным в адаптации реальных дел Плевако в формат десятисерийного исторического экшен-детектива?

— Набрать ярких дел из практики Фёдора Плевако на десять серий проблемы не было. Можно было набрать и еще столько же. Другой вопрос, что драматургически каждое дело решалось в один ход, да ещё и в зале суда, а для серии это катастрофически мало и не динамично. Поэтому, если вы сравните любое реальное дело с тем, что происходит в сериале, окажется, что половину допридумывали создатели сериала. Только так появляется детектив и динамика. Так что главная трудность – превратить реальные дела в художественное кино.

Как изменилось ваше понимание личности Плевако в процессе работы над сценарием?

— Когда пишешь сценарий, конечно, начинаешь иначе смотреть на личность своего героя. Но к концу написания ты уже не можешь определить, где Плевако исторический, а где — придуманный.

Сериал получил премию "Ника" как лучший. Как вы думаете, что именно сделало "Плевако" таким успешным в глазах критиков и зрителей?

— Решение академии, да и любого жюри, всегда загадка. В этом году "Плевако" соревновался с великолепным сериалом "Трасса", например, с нашумевшим "Преступлением и наказанием", с "Детьми перемен", с сериалом "Первый номер" и со "Столыпиным". Будь это моё личное решение, я бы отдал статуэтку "Трассе".

Какой эпизод или дело Плевако, описанное в сериале, вы считаете наиболее показательным для понимания его личности и эпохи? Почему?

— Не стал бы выделять конкретного дела. Обычно всё самое-самое в сериалах с вертикально-горизонтальной структурой засовывают в пилотную серию и в финал. Исходя из этого, я бы назвал дело Прасковьи Качки, с которого сериал начинается. Но у нас все дела крайне интересные. Нам было из чего выбирать!

Вы упомянули встречи с Генри Резником и изучение речей Плевако. Какие еще источники вы использовали для исследования материала?

— Для изучения конкретных дел и личности Плевако хватило этих источников. Куда сложнее было изучить саму эпоху, в которой он жил. И здесь нужно было изучить массу литературы того времени. Как документальной (например, книгу Гиляровского "Москва и москвичи"), так и художественной. Последнее – я особенно люблю, так как, читая Толстого, Достоевского, Лескова, мы за сюжетом не замечаем гигантского количества документальных деталей эпохи: что ели, где брились, как перемещались.

В чем заключалась сложность создания "художественной реальности" судебных процессов того времени, сохраняя при этом историческую достоверность?

— Главная сложность в том, что художественная реальность не может быть скучной. И тут в ход шли все средства: и сценарные, и режиссёрская задумка с реконструкцией дел, и актёрские приёмы.

Как вы работали над созданием диалогов, чтобы передать ораторский талант Плевако и сделать их убедительными для современного зрителя?

— Я считаю, что диалоги в литературе того времени крайне убедительны и понятны современному читателю. Поэтому я просто старался подхватить тот стиль.

Вы сказали, что "вся история Плевако сводится к тому, что он не проиграл ни одного дела, кроме своего собственного". Как эта мысль повлияла на структуру и развитие сюжета сериала?

— На этом как раз и строится вся история. Вертикальные кейсы – отдельные микро-истории, но горизонтальная линия полностью подчинена этой мысли. Это история самого Плевако, его взлётов и падений, и, конечно, драматичнейшей истории его любви.

Насколько тесно вы работали с Сергеем Безруковым над созданием образа Плевако? Обсуждали ли вы с ним какие-то детали его персонажа?

— Мы пару раз встречались с Безруковым, когда только начинали работать с Анной (Матисон, режиссер и сценарист - прим. ред.). У него была масса предложений по персонажу. В частности, он придумал, что его герой в конце каждого дела будет говорить "вуаля".

Были ли какие-то моменты в сценарии, которые пришлось изменить или адаптировать в процессе съемок? Если да, то какие?

— В любых съёмках такие моменты неизбежны. Но у нас многое менялось и перед съёмками, так что многое, из того что я увидел на экране, удивило даже меня самого. Анна Матисон не даром соавтор сценария. Она действительно многое допридумала.

В начале к проекту был привлечен Владимир Машков, а режиссером должен был стать Алексей Учитель, как изменилась концепция после смены команды?

— Концепция менялась несколько раз. Особенно сильно она изменилась, когда я переписывал сценарий с Андреем Кравчуком, который хотел на главную роль утвердить Александра Петрова. Тогда нужно было менять вообще всё с учётом возраста главного актёра и делать историю не об успешном адвокате в расцвете сил, а о начинающем, который становится звездой. Мы переписали тогда половину сценария, но с утверждением Сергея и Анны вернулись к предыдущей концепции.

Как вы думаете, какое влияние сериал "Плевако" оказал на современное представление об адвокатской профессии?

— Хочется надеяться, что сериал дал зрителю новый взгляд на профессию, показал, откуда и как эта профессия появилась, объяснил идеалы этой профессии. Конечно, отношение к сериалу и к тому, как в нём показаны адвокаты, разное. Есть и те, кому сериал категорически не понравился, кто считает, будто мы кого-то очернили, а события переврали. Но такие люди есть всегда.

Каким образом работа над "Плевако" обогатила ваш опыт как сценариста? Какие новые навыки или знания вы приобрели?

— Работа над любым проектом обогащает невероятно. Именно поэтому сценаристы – самые интересные и эрудированные люди на свете! Мы всегда узнаём что-то новое, чтобы написать что-то новое.

Что бы вы посоветовали начинающим сценаристам, которые хотят работать над историческими проектами?

— Для любого сценария необходимо погружение. Рассказывая о современности, мы можем подслушать эту эпоху. Достаточно просто слушать людей. А вот в работе над историческими проектами мы уже не можем доверять своему опыту. Так что главное в работе над историческим проектом – чтение. Особенно, как ни странно, именно художественной литературы. Это первое. А второе, что крайне важно, - это не забывать, что люди в любое время одинаковые. Они так же чувствуют, влюбляются, болеют и врут. Они могут одеваться иначе и говорить чуть по-другому, но в душе они такие же, как и мы.

 

В заключение, стоит подчеркнуть, что сериал "Плевако" – это результат многолетней, кропотливой работы над сценарием. Савва Минаев начал этот путь еще в конце 2018 года, доведя историю до финального вида в 2021-м, после чего неоднократно возвращался к тексту, шлифуя его. Значительный вклад в доработку сценария внесла Анна Матисон. Все это свидетельствует о том, что "Плевако" – не просто историческая драма, а выверенное, тщательно проработанное художественное произведение, которое, благодаря интересному детективному сюжету и талантливой интерпретации исторических фактов, смогло завоевать признание зрителей и критиков. Высокий рейтинг на Кинопоиске и престижная награда "Ника" подтверждают значимость и художественную ценность этой масштабной работы.

 

"Плевако" – это увлекательное погружение в историю Российской империи, где талант и преданность своему делу превращают простого человека в народного героя. Съемки, проходившие с ноября 2022 по февраль 2024 года в Москве, Подмосковье и Троицке, свидетельствуют о масштабности проекта и тщательном подходе к воссозданию атмосферы эпохи.

Анна Алферьева, начальник отдела службы

информации и общественных связей, преподаватель

 кафедры медиакоммуникаций ГИКИТ.

Фото предоставлены сайтом PBK и пресс службой PREMIER,

Москва 24/Антон Великжанин, https://www.kinopoisk.ru/

Новости

05.05.2025

В преддверии Дня Победы в ГИКИТ представят студенческий VR-проект «Бункер Трибуца»

Интерактивный VR-проект, над которым работали студенты нескольких кафедр, посвящен истории Великой Отечественной Войны.

05.05.2025

"Звездная эстафета" на Дворцовой: студенты ГИКИТ отдали дань памяти Великой Победе

16 студентов нашего института присоединились к ежегодному забегу на главной площади города.

30.04.2025

Студенты ГИКИТ - призеры Международной студенческой научной конференции «Экранизация литературных произведений как перевод и диалог»

В ГИКИТ в рамках форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Неделя науки и творчества» прошла традиционная Международная студенческая научная конференция «Экранизация литературных произведений как перевод и диалог» под руководством доцентов кафедры филологии и истории искусства Романа Геннадьевича Круглова и Натальи Геннадьевны Федосеенко.

30.04.2025

Будущие тележурналисты ГИКИТ — призеры окружного этапа VIII конкурса «Россия, устремленная в будущее»

Сюжет «Блокадный Новый год», созданный студентами кафедры телевидения, занял 2 место в номинации «Лучшая видеоработа». Ребята снимали сюжет в рамках работы Молодежного музейного медиацентра «Ленинград» под руководством доцента кафедры телевидения Михаила Фатеева.

29.04.2025

Молодые актеры ГИКИТ — лауреаты IV Всероссийского конкурса «Крылья»

Студенты мастерской Инны Провоторовой стали лучшими в номинации «Оригинальный и экспериментальный жанр».

29.04.2025

29 апреля отмечает юбилей Сергей Овчаров!

Сергей Михайлович Овчаров – известный российский кинорежиссер, сценарист, Заслуженный деятель искусств РФ, обладатель множества наград в том числе международного уровня, профессор кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, мастер курса, хранитель традиций «Ленинградской киношколы».

29.04.2025

День открытых дверей направления «Реклама и связи с общественностью» в ГИКИТ

В ГИКИТ прошел День открытых дверей направления «Реклама и связи с общественностью».

Абитуриенты и их родители познакомились с программой обучения, перспективами профессии и возможностями, которые открываются перед студентами.

29.04.2025

Выпускник ГИКИТ – призер Международного фестиваля в Кыргызстане

Дипломный фильм «Унгерния» (Сарчашма – на таджикском языке) выпускника-режиссера нашего института Пайрава Шарифов (выпуск 2023, мастерская С.М. Овчарова) завоевал престижную награду – «Приз зрительских симпатий» в XIII Международном кинофестивале стран СНГ, Балтии и Грузии «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» (Кыргызстан), который проходил в Бишкеке.

28.04.2025

В ГИКИТ прошел конкурс талантов "Открытая сцена"

Студенты ГИКИТ и КВТК представили на суд жюри более 30 номеров в 10 номинациях.

28.04.2025

Студенты ГИКИТ продемонстрировали знания истории на "Диктанте Победы"

В стенах ГИКИТ прошла международная акция "Диктант Победы", ставшая неотъемлемой частью университетской жизни и объединяющая множество площадок по всему миру. 

25.04.2025

В ГИКИТ подвели итоги XIV Всероссийского конкурса медиаконтента MEDIAКИТ

В малом киноконцертном зале ГИКИТ состоялась церемония награждения победителей и призеров номинаций конкурса MEDIAКИТ.

24.04.2025

В ГИКИТ стартовал XIV Всероссийский конкурс “MEDIAКИТ”

24 апреля в малом киноконцертном зале ГИКИТ прошло торжественное открытие XIV Всероссийского конкурса медиаконтента “MEDIAКИТ”.

24.04.2025

К Юбилею мастера. "Сад" Сергея Овчарова: комедия сквозь слезы или трагедия в маске?

В преддверии юбилея режиссёра Сергея Овчарова невозможно обойти вниманием его творчество, пронизанное духом русской идентичности и фольклорной традиции.

23.04.2025

Герою нашего института: с Днем Рождения, Сергей Самков!

Поздравляем.

22.04.2025

В ГИКИТ подвели итоги «Недели науки и творчества – 2025»

В этом году в Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых участие приняли более 300 молодых исследователей со всего мира.

22.04.2025

VI Международный форум-фестиваль "Интеллектуальная собственность для будущего"

Наш институт готовится стать центром притяжения для специалистов в области интеллектуальной собственности (ИС) и молодых ученых.

22.04.2025

Масштабный телепроект объединил студентов и кафедры института: от спектакля до экрана

В институте успешно завершился масштабный проект, объединивший усилия нескольких кафедр и студентов разных направлений для создания двух уникальных телеверсий спектаклей. Проект стал ценным опытом творческого взаимодействия, продемонстрировав потенциал института в создании качественного телевизионного контента.

21.04.2025

Балтийский культурный форум 2025: сохраняя память о Победе

Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова рассказала о вкладе вуза в годы Великой Отечественной войны.

21.04.2025

80-летие Великой Победы – главная тема Международной конференции  кафедры драматургии и киноведения

     В рамках Недели науки-2025 кафедра драматургии и киноведения организовала и провела две международных научно-практических конференции. Одна из них была посвящена великой дате – 80-ти-летию Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2025

В ГИКИТ прошла игра «Что? Где? Когда?», посвященная 80-летию Великой Победы

 

В интеллектуальной битве сошлись девять команд студентов и преподавателей

18.04.2025

Неделя Якусткого кино на «Ленфильме»

С 22 по 26 апреля на «Ленфильме» пройдет неделя Якутского кино, организованная при поддержке Постпредства Якутии при Президенте России и кинокомпании «Сахафильм» ко Дню Республики Саха (Якутия).

17.04.2025

«Тихие шедевры» заговорят в РОСФОТО: Институт кино и телевидения представляет программу немого кино

Погрузитесь в чарующий мир немого кино! РОСФОТО и ГИКИТ представляют программу «Тихие шедевры немого кино». Редкие и значимые картины 1910–1920-х годов откроют вам истоки кинематографического языка и революционные приемы, актуальные и сегодня. Не пропустите путешествие во времени!

16.04.2025

Лучшие короткометражки Института кино и ТВ (ГИКИТ) покажут в «Большом эфире»

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (ГИКИТ) и крупнейший в России оператор спутникового телевидения «Триколор» стали партнерами.

16.04.2025

Второй день "Недели науки и творчества - 2025" в ГИКИТ: тренды, навыки и креатив!

Насыщенная программа, интересные доклады и инновационные проекты!

15.04.2025

ГИКИТ на Российском венчурном форуме: инновации и молодежное предпринимательство в креативных индустриях

Преподаватели и студенты института приняли активное участие в XIX Российском венчурном форуме в Казани, представив свои разработки и поделившись опытом в сфере инноваций и молодежного предпринимательства.

15.04.2025

В ГИКИТ стартовал форум «Неделя науки и творчества - 2025», объединившая экспертов из разных стран

Открытие форума.

15.04.2025

Комплексная программа формирования молодежного кадрового резерва креативных индустрий «ПРОФИ – 2030

14 апреля на открытии «Недели науки и творчества – 2025» в малом кинозале ГИКиТ был представлен проект «Комплексная программа формирования молодежного кадрового резерва креативных индустрий «ПРОФИ – 2030».

14.04.2025

«СЛЕДУЮЩИЙ!»: Молодое кино на престижном фестивале

В этом году, в рамках программы "New Russians", зрителям будет представлена картина "СЛЕДУЮЩИЙ!" – результат кропотливой работы талантливой команды выпускников Высших режиссёрских курсов.

11.04.2025

Ежегодный вечер встречи выпускников факультета медиатехнологий

5 апреля 2025 года прошла традиционная встреча выпускников прошлых лет факультета медиатехнологий.

11.04.2025

"Планета" фильм о переосмыслении на ММКФ

Вдохновленный советским новатором Павлом Клушанцевым, главный герой в исполнении Сергея Гилева пытается воссоздать его уникальные кинематографические технологии. Это не только художественное высказывание, но и оммаж пионеру кинонауки от талантливых выпускников, уже заявивших о себе на "Кинотавре".

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен