Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

Поделиться

27.11.2024

«Вдохновение и опыт»: творческая встреча с Юсупом Разыковым в рамках фестиваля «ПитерКИТ»

24 ноября в ГИКИТ прошла творческая встреча с режиссером Юсупом Разыковым в рамках 2 этапа международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Статью о мероприятии подготовила студентка группы 1423 ГИКИТ Алиса Курнакина.

Юсуп Сулейманович Разыков – узбекский и российский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, уроженец Ташкента. Ему принадлежат такие картины как «Керосин», «Турецкое седло», «Стыд» и многие другие.

Помимо режиссёрской деятельности, Юсуп Сулейманович выступает художником-постановщиком для своих картин:

– Я рисовать не умею, но вообразить себе ту или иную сцену важно, –отметил режиссер.

Ведущий встречи задал вопрос о том, что снял бы Юсуп Сулейманович, если бы бюджет картины был неограниченным? Режиссёр ответил, что снимал бы то же самое. Понятно, что интерьеры, костюмы и тому подобное было бы качественнее и дороже, но в целом Разыков предпочёл бы не экспериментировать.

Отвечая на традиционный вопрос о том, как режиссер пришел в профессию, Юсуп Разыков рассказал историю о том, как в возрасте 12 лет он учился в школе с изучением французского языка, где они с другими учениками разыгрывали сценки и занимались прочей актёрской деятельностью. И вот однажды Юсупа выбрали на главную роль в фильм «Завещание старого мастера». Видимо, это и стало триггером, потому что после школы он стал "методично" поступать во ВГИК сначала на режиссёрское направление, затем на актёрское и сценарное. В результате окончил сценарный факультет и снял первый фильм, в котором выступил еще сценаристом и художником.

Следующие вопросы от студентов привели к обсуждению фильма Юсупа Сулеймановича «Турецкое седло». Сюжет картины повествует о бывшем сотруднике спецслужб, который влюбляется в свою соседку и начинает следить за ней.

На вопрос, что же сподвигло к созданию этой истории, Разыков ответил, что он запрриметил одного из актёров массовки на съёмках и подумал, что он идеально подошёл бы на роль бывшего сотрудника КГБ. А еще для создания фильма режиссёру помогла одна деталь: в отеле Лондона его соседкой за стеной была оперная певица, он слышал её распевки. Контраст между тем, что он слышал утром в номере и что он услышал вечером, когда дива выступала на сцене, поразил Разыкова. Именно так он вдохновился на создание персонажа и темы голоса.

Далее обсуждение плавно перетекло к картине «Керосин». Вопрос из зала:

 – Есть такое мнение, что финал фильма вроде «хэппи энд», но почему главная героиня никак не умрёт, если она сама как смерть и всё, что оказывается рядом с ней, гибнет?

– Мне хотелось сделать картину про русский дух. У меня в мыслях не было, чтобы она умерла, – признаётся Юсуп.

Режиссёр отметил, что у главной героини в жизни было очень много горя, но плачет она в картине всего два раза. Он сделал главную героиню настоящим Героем, а они, как правило, вечные.

– Какие вы видите пути развития узбекского кинематографа? – звучит следующий вопрос от студентки.

По мнению Юсупа Сулеймановича, не у всех нынешних студентов узбекских вузов есть будущее, ведь многие их них владеют только русским языком, а также снимают фильмы «чтобы их похвалили» или же для фестивалей.

– Там же не нужны победы узбекские! На Западе это никому не интересно, – утверждает режиссёр.

В обсуждении картины «Стыд» Разыков подчёркнул важность драматической ситуации как основополагающего элемента истории:

  – Она нужна как пружина.

Ведущий встречи задал вопрос о впечатлениях от фестиваля «ПитерКИТ» и изменениях, произошедших в нём с момента прошлого визита режиссёра 5 лет назад.

– Меня как в прошлый раз, так и в этот восхищает дисциплина! – отмечает Разыков, хваля организацию мероприятия. Также режиссёр сказал о повышении качества анимации, актёрской игры, операторской и режиссёрской работы в фильмах.

Юсуп Сулейманович признался в том, что очень быстро пишет сценарии и на данный момент у него в работе их 5 штук!

– Каждый день нужно работать над сценарием, хотя бы немного, – такой совет даёт режиссёр.

Юсупу на площадке помогают магнетические слова, которые он вставляет в свои сценарии (в диалоги, монологи и т.д.). Говоря о скорости написания сценариев, режиссёр отмечает, что у него нет определенных временных границ, на каждую историю уходит разное количество времени: «Турецкое седло» он писал 5 лет, а «Керосин» создал за 2 недели.

– Я актёров на площадке не воспитываю никогда! – утверждает Юсуп Сулейманович, отвечая на вопрос об актёрах его картин.

Продолжая рассматривать различные аспекты создания кино, Разыков признаётся, что он не так долго ищет актёров, как композитора. У режиссёра есть «проверенный» композитор, который часто помогает ему со звуковыми решениями картин.

В конце встречи Юсуп Разыков дал такое напутственное слово для выпускников:

– Дружите с продюсерами! Именно дружите! Но дружите с умом. Никогда не изменяйте себе.

 

Текст подготовила Алиса Курнакина, группа 1423, кафедра медиакоммуникационных технологий (текст автора и публикуется в авторской редакции).

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен