Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

28.11.2024

Состоялся мастер-класс Людмилы Фомичевой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках проекта «Медиаспич» состоялся мастер-класс  Президента ЗАО «Интерфакс-Северо-Запад» Людмилы Фомичевой на тему «Технологии PR современного мира».

         Признанный эксперт в сфере журналистики и PR, Людмила Фомичева рассказала о пиаре сквозь призму своего многолетнего опыта. 

СМОЛЬНЫЙ

         Свой путь в профессии она начинала, когда о PR в России было мало известно. Можно сказать, стояла у самых истоков. После работы в нескольких газетах, информационном агентстве «ИТАР-ТАСС» спикер получила предложение стать пресс-секретарем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. 

       - Когда я пришла в Смольный, все было в диковинку, потому что чиновники – это совершенно другие люди. Когда Собчак только избрался, его очень «поклевывали» журналисты. Мы хотели изменить отношение к этому руководителю, - вспоминает эксперт. 

        Начались поездки в редакции газет «Час-пик», «Невское время» … Собчак рассказывал о ситуации в городе; об Играх доброй воли, что было очень значимо. Проводились пресс-конференции, где мэр отвечал на самые острые, порой неприятные, вопросы. В конце года, когда в городе была тяжелая обстановка – вводились карточки, состоялась неформальная встреча с главными редакторами. Таким образом о нем сложилось очень хорошее впечатление.

        Не хватало продовольствия и медикаментов. И тогда Владимир Путин, на тот момент   вице-мэр по международным связям, привез в Северную столицу технику «Sumsung». Благодаря чему во многих поликлиниках города оборудовали детские зубные кабинеты. Пиарщиками делалось все возможное, чтобы вице-мэры как можно чаще рассказывали о подобных достижениях журналистам. Велась работа с письмами, жалобами, критическими статьями… Это был такой хороший эффективный способ работы с населением и реакциями на критику.

         Людмила Фомичева вспоминает это время как невероятно интересное. Петербург хотели сделать банковским центром, и потихоньку в город стали поступать инвестиции. Приезжала английская королева, Маргарет Тэтчер, Шредер и другие руководители европейских государств. 

         Затем прошли выборы. Сильные, демократичные. И политик Анатолий Собчак с разницей в полтора процента проиграл хозяйственнику Владимиру Яковлеву – по большей части хозяйственнику.  

        На финальной пресс-конференции по этому поводу собралось очень много журналистов. Собчак очень грамотно объяснял свой проигрыш. Людям хотелось быстрых перемен. Демократия пришла, а экономика за ней не поспевала. И обеспечить всем необходимым производство, рыночные отношения и прочее не было возможности. Для нашего спикера это был необыкновенно поучительный опыт работы в пиаре.

ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД «БАЛТИКА»

         После Смольного Людмила Фомичева вернулась в агентство «ИТАР-ТАСС», где освещала жизнь Ленобласти.

         Чуть позже началась карьера на большом коммерческом предприятии – знаменитом пивоваренном заводе «Балтика». Никакой PR-службы там не было, и журналист работала советником по связям с общественностью или пресс-секретарем в одиночку.

         Это был уже совсем другой PR. Он распространялся уже на несколько заводов. Президенту компании удалось на тот момент поднять «Балтику» на очень высокий уровень. Покупались заводы в других городах.

         Возник вопрос - как создавать имидж компании и директора, когда речь идет о пиве. Тогда еще не было ограничений по этому продукту как по алкоголю. Пресс-секретарь стала приглашать журналистов и создавать инфоповоды. Например, на современное предприятие с новейшим оборудованием, с выпуском новых сортов пенного, стали водить экскурсии.

         Спикер рассказала, что журналисты их очень любили. Они получали доступ к цехам, затем перед ними выступал либо сам руководитель, либо директора по направлениям. Таким образом вокруг компании сформировался большой пул. 

        Но самым интересным были пивные фестивали. К участию в них привлекались другие заводы. Во время больших государственных праздников проходило их торжественное шествие по Невскому проспекту. Более того, они переносились еще и в Москву. Это народное мероприятие стало отличной рекламой. Там, по признанию Людмилы Фомичевой, она впервые подержала в руках большие деньги, получая в 15 раз больше, чем работая журналистом. 

МОСКВА. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

        Затем в жизнь спикера вновь вернулась журналистика. Но ненадолго. Только что вступивший в должность председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил ей возглавить в столице свою пресс-службу. 

        Решение о переезде далось очень нелегко. Сначала семья была против, и не хотела нарушать привычный уклад жизни. 

        Вспоминая то время, Людмила Фомичева отмечает, что деловой климат в Петербурге и Москве между собой сильно отличается. В столице все построено на финансах. Ее сразу спросили про бюджет. 

        Так совпало, что в тот период в Москву как раз переехал Владимир Путин. Он активно забирал туда свои петербургские кадры. Нашего спикера все время спрашивали: «Вы тоже из Петербурга?», словно это что-то неприличное.  

        Спикер приступила к привлечению журналистов. Миронову нужен был положительный имидж.

       Председателю Совфеда поручили заниматься экономическими форумами. Сначала они проходили в Таврическом дворце, а затем в Ленэкспо. Спикер отмечает, что сначала они были очень формальные – никакого экономического и политического эффекта не имели. Тогда пресс-секретарь предложила своему начальнику встретиться с руководителями профильных изданий, такими как «Эксперт» и «Ведомости». Уже в ходе этого неформального общения журналисты посоветовали Сергею Миронову приглашать на форумы людей из бизнеса, политиков, чиновников; и не просто говорить об экономике, а реально готовить какие-то проекты, которые будут на этих встречах подписываться и рассматриваться на панельных дискуссиях. И это дало свой эффект. форумы стали приносить пользу не только бизнесменам и чиновникам, они продвинули экономику.

       И еще пример, связанный с форумом. Тогда губернатором Санкт-Петербурга была Валентина Матвиенко. Ее убедили в том, что после Второй мировой войны экономику Германии продвигал автопром.  Увидев в этом перспективу, градоначальница привлекла в Северную стлицу очень много автокомпаний: «Nissan», «Volkswagen», «Ford». Создавались рабочие места, выпускались качественные автомобили. 

       Пользу получала и сфера культуры. Чиновники и деятели культуры обсуждали вопросы кинематографа, театров, музеев.

       В качестве поощрения журналистов брали в многочисленные поездки Сергея Миронова.  Это была возможность получить какие-то материалы и взять интервью у первого лица. 

       В том, насколько PR-специалисту важно уметь общаться с журналистами, Людмила Фомичева вновь убедилась в Совете Федерации. Был случай с интервью в одном известном издании. Тогда было большое противостояние Владимира Яковлева и Валентины Матвиенко; и Миронов высказался против первого. Интервью должно было выйти на следующий день. И Миронов неожиданно дал указание снять материал с публикации, сказав, что нельзя загонять человека в угол. И только благодаря доверительным отношениям с журналистом газеты в последний момент удалось отменить печать.  

ВЫВОДЫ

         Сейчас, уже имея такой громадный бэкграунд (Людмила Фомичева - председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (2011—2021), председатель Наблюдательного Совета конкурса «Золотое перо», член экспертного совета Северо-Западного отделения Российской Ассоциации по связям с общественностью), она охотно делится своим бесценным опытом с младшими коллегами.

          Из основных советов – ставить во главу угла умение контактировать с журналистами. Да и в целом уметь общаться. Если говорить о своей компании, то диалог нужно уметь вести не только с руководством, но и с другими специалистами; чтобы уметь давать комментарии и получать справочную информацию, а также готовить пресс-релизы. 

          О текстах отдельно. Материал должен быть такой, чтобы его можно было сразу поставить. Не обрабатывая и не перепроверяя, ведь журналисты как правило работают оперативно. От умения писать пресс-релизы, правильно подавать факты и цитаты зависит эффективность работы. 

           Особый случай - когда PR-специалист просит журналиста согласовать материал с организацией. В таких случаях этичнее согласовывать цифры и факты, а не журналистский текст. Во-первых, так не сложится впечатление, что вы не доверяете автору. А во-вторых, так этот процесс будет не настолько затратен по времени. 

         Людмила Фомичева привела недавний пример от «Интерфакса». Агентство уже не первый раз взяло интервью у директора Центрального военно-морского музея Руслана Нехая. Текст готовился к публикации. Но вышло новое указание -  все согласовывать с Министерством обороны. Уже заранее понятно, что это займет уйму времени.  

           И еще о контакте с первым лицом. Так уж сложилось, многие руководители считают пиарщиков второстепенным, обслуживающим персоналом. Из сильнейших специалистов в этом вопросе в нашей стране спикер назвала только двух.

          Первый – Андрей Трапезников, работавший PR-менеджером у Анатолия Чубайса в РАО «ЕЭС России». Он умел на высочайшем уровне подать материал и выстроить отношения со СМИ. Руководство настолько понимало его роль в создании имиджа и репутации компании, что этого человека сделали членом правления крупнейшей корпорации.

          Второй - руководитель департамента информационной политики ОАО «Газпром» Сергей Куприянов. Спикеру запомнился случай, когда перед самым Новым годом специалисту пришлось сообщить журналистам о прекращении поставок газа в Европу через Украину. Куприянов тогда не растерялся, вышел к микрофонам и на фоне елки, в валенках, сообщил о проблеме.    

          Также из правил от Людмилы Фомичевой – обязательно встречаться со своим руководителем. Хотя бы раз в неделю. Устраивать так называемые планерки с целью обсуждения информационного поля.

          И еще современный PR-специалист должен быть готов к многозадачности. Если раньше мнение формировали СМИ, то сейчас центр тяжести перешел в соцсети. 

        - Теперь интернет может как поднять личность или компанию, так и замарать со всех сторон. Это - особенность нашей жизни.  Развивается искусственный интеллект, интернет и социальные сети. Роль журналистов становится совершенно другой. Если раньше посылали операторов в горячие точки, то сейчас достаточно дронов. При этом журналист должен уметь писать, фотографировать, снимать видео, быстро передавать этот материал и размещать его в соцсетях. Поэтому жить становится сложнее, но интереснее, - подытожила Президент ЗАО «Интерфакс-Северо-Запад» Людмила Фомичева.

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен