Птица счастья из архива «Ленфильма»

14 марта 2023

Птица счастья из архива «Ленфильма»   


           13-14 марта в Москве в Институте искусствознания прошел двухдневный семинар «Визульный и словесный текст в киноархиве», организованный Госфильмофондом. В рамках этого семинара был сделан доклад «Архив «Ленфильма». Специфика творческих коммуникаций. Фильм Джорджа Кьюкора «Синяя птица»».

Этот доклад стал первой презентацией полгода назад начатых исследований профессора кафедры драматургии и киноведения Артюх Анжелики Александровны о первом в истории советско-американском кинопроекте, созданной в 1976 году благодаря совместным усилиям «Ленфильма» и студии «20 век Фокс». В России до сих пор нет научных публикаций на эту тему, тогда как на Западе выходила только одна важная работа Тома Шоу, что позволяет говорить о том, что данный мюзикл, некогда привлекший к сотрудничеству лучшие творческие силы СССР и США остается одним из самых неисследованных тем истории культурных взаимоотношений в области кинематографа.


       100 дней снимался проект на берегах Невы. Тогда в Ленинграде собрались на одной съемочной площадке такие прекрасные артисты как Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Джейн Фонда, Сесиль Тайсон, Леонид Неведомский, Георгий Вицин, Маргарита Терехова, Игорь Дмитриев, а также танцовщицы Майя Плисецкая, Надежда Павлова и многие другие. Детские роли искателей синей птицы, приносящей счастье, сыграли американские актеры  Пэтси Кензит и Том Лукинленд. «Синяя птица» стала третьей по счету экранизацией знаменитой пьесы бельгийского драматурга и лауреата Нобелевской премии Мориса Метерлинка. Но для нашей страны особенно важным драматургическим материалом, поскольку любовь к этой пьесе заложил еще МХТ под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, в котором мировая премьера этой пьесы состоялась в 1908 году и где она игралась на протяжении многих десятилетий.


         Фильм Кьюкора мог возникнуть только как результат долгих дипломатических усилий эпохи Разрядки, когда культурные связи СССР и США укрепились на фоне потепления политического климата. Обмен опытом и идеями, который в то время осуществился благодаря совместной постановке, на долгие годы запомнился отечественным зрителям.

Только в первый год советского проката в 1978 картину посмотрели 11.5 млн. человек.  Архив «Ленфильма» хранит ряд важнейший материалов по постановке, а постоянная экспозиция студии содержит на почетном месте знаменитое платье персонажа Свет, сыгранного Элизабет Тейлор и созданного благодаря фантазии петербургской художницы Марины Азизян – редкого живого свидетеля этой важной вехи мирового кино.

Профессор кафедры драматургии и киноведения
Артюх А.А.


Яндекс.Метрика