Основы детектива

26 сентября 2022

Основы детектива

      26 сентября в мастерской профессора Артюх А.А. прошел мастер-класс автора книги «Формулы страха: введение в историю и теорию фильма ужасов», ведущего редактора газеты «Панорама TV» Дмитрия Евгеньевича Комма.

Темой мастер-класса стал жанр детектива и его философские и эстетические корни. Дмитрий Комм увлекательно рассказал о том, что детектив происходит из ключевого архетипа европейской цивилизации – архетипа познания, который древнее сюжета о Фаусте и может быть увиден еще в эпоху Ренессанса, когда магия и наука смыкались. Разделение магии и науки, окончательно произошедшее в эпоху Просвещения, не помешало поэтам в дальнейшем продолжать фантазировать о героях, которые были одержимы познанием страшных, вызывающих тревогу и ощущение открывшейся бездны тайн бытия. Ученые и маги отличались от религиозных людей тем, что выстраивали причинно-следственные связи и пытались объяснить тайны бытия, преодолевая чувство опасности, которое было с ней связано. 

Сегодня ряд западных литературоведов считает, что детективный сюжет впервые появляется не в книгах Эдгара По, его родовые черты можно найти в произведениях Гофмана, вроде рассказа «Пустой дом», где герой вторгается в тайну и пытается ее объяснить рациональным путем. Однако, именно Эдгар По, а затем Артур Конан Дойль, сумели вывести сыщиков, которые пытаются дедуктивным методом и могучим интеллектом объяснить происходящие странные события. Образ сыщика нисходит к фигуре Фауста, которая в популярной литературе расщепляется на безумного ученого, вроде Франкенштейна, и сыщика, вроде Шерлока Холмса, а появление множества подражаний популяризируют технологии создания детективов с криминальными завязками, в которых есть жуткое, странное, иррациональное.

Дмитрий Комм рассмотрел эволюцию образов сыщика и сюжетных моделей детектива на примерах нескольких последующих поколений детективов 20 века в Германии, Англии и США – от Агаты Кристи до Чандлера и Хэммета, показав как на эти образы повлиял психоанализ и две мировые войны. В завершении выступления Дмитрий Комм ответил на вопрос: почему этот жанр не особенно сильно развивался в России? Для того, чтобы возник детектив, должно произойти нарушение рационального порядка, но для этого этот порядок должен быть. В случае торжества хаоса подобное нарушение не работает.

профессор кафедры драматургии и киноведения
Артюх А.А.


Яндекс.Метрика