Легендарное киноведение

26 мая 2022

Легендарное киноведение


      Как внести научный вклад в киноведение? Этот вопрос задают себе многие студенты киноведческих мастерских. По-своему он волнует Илью Мазурова и Михаила Кехмана из мастерской профессора Артюх Анжелики Александровны, которые 25 мая встретились с легендарным петербургским киноведом, радиоведущим, кинорежиссером и сотрудником отдела общественных связей «Ленфильма» Александром Николаевичем Поздняковым. Его личный вклад в киноведение связан не только с многолетней историографией студии «Ленфильм», что отразилось в его замечательной книге «Листья аканта» (2014), в которой он рассказал, как в Петербурге из знаменитого театра «Аквариум» в течение определенного исторического периода сформировалась главная петербургская киностудия, но и в уникальном путешествии в Сан-Франциско много лет назад, которое позволило ему после долгих поисков в библиотеках и архивах открыть место захоронения пионера российского кино Александра Дранкова – продюсера первого российского фильма «Понизовая вольница», премьера которого состоялась в московском театре «Аквариум» Путинцева, а также в Летнем театре 15 октября 1908 года, а затем в петербургском театре «Колизей» 20 октября 1908 года.
    

  Придворный фотограф Дранков, чьи фотографии печатались в «Ниве», лондонской «Таймс» и парижской «Иллюстрасьон», основал первую русскую киностудию, снимавшую экранизации отечественных классиков, оставил уникальные кадры Льва Толстого в Ясной Поляне, после революции в 1918 году эмигрировал через Константинополь в Америку, и после неудачной попытки утвердится в Голливуде, оказался в Сан-Франциско, где жил на Эш-стрит, 368, недалеко от здания Оперы и Сити-холла. Здесь же, на Маркет-стрит на четвертом этаже дома № 1179 в комнате 404, находилась и его компания «Фото-тон сервис». Дранков скончался от сердечного приступа 3 января 1949 года, был похоронен в Колме на кладбище «Этернал хоум» (час езды от Сан-Франциско), и долгое время историки кино не знали, где именно находится его могила. Сегодня, благодаря давним киноведческим усилиям Александра Николаевича Позднякова, эта информация доступна через многие источники, включая его книгу «Листья Аканта».
     

  Свою любовь к первому русскому фильму «Понизовая вольница» и личности Александра Дранкова Александр Николаевич Поздняков творчески воссоздал в фильме «Голоса в старых стенах» (2018), где среди ряда сюжетов истории «Ленфильма» и петербургского кино иронично реконструировал кинокартину о Стеньке Разине, погибшей персидской княжне и «анархии в нижнем течении Волги» (так киноисследователь расшифровал название первого русского фильма, режиссером которого являлся актер Народного дома Владимир Ромашков ). Главный совет, который Александр Поздняков дал студентам киноведческой мастерской СПБГИКИТ, состоял в том, чтобы браться за неисследованные сюжеты, проявлять любопытство ко всему новому и искать тех людей, которые могут поведать интересную информацию о том, что стоит за съемками фильма.
   

   Широкий творческий кругозор Александра Позднякова позволяет ему быть не только знатоком кино, но и истории музыки. Много лет он ведет передачу «Воскресный культпоход», где рассказывает о легендарных музыкальных группах. Встреча со студентами увенчалась демонстрацией клипов «Rolling Stones”, Duffy и «Beatles”, как образчиков аудиовизуальной культуры эпохи MTV и Интернета.  
     
Профессор кафедры драматургии и киноведения Артюх А.А.


Яндекс.Метрика