Фестиваль современной драматургии в Учебном театре: три дня праздника театральных жанров в СПбГИКиТ

21 марта 2022

С 18 по 20 марта 2022 года в Учебном театре Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения проходил Фестиваль современной драматургии. Он был задуман и осуществлен кафедрами актерского мастерства, драматургии и киноведения нашего института и Гильдией драматургов РФ

Прошлой весной кафедра драматургии и киноведения провела конкурс пьес среди студентов-драматургов. Строгое жюри прочло более 30 драматургических проведений, отобрав лучшие из них. Вот они и попали в поле зрения кафедры актерского мастерства, студенты которой жаждут попробовать свои силы не только в классике, но и в современных пьесах.

А Гильдия драматургов РФ, которая объединяет людей, сочиняющих сегодня для театра, нуждается в молодом профессиональном зрителе. Вот так и сошлись в единой точке устремления трех творческих групп. И родился уникальный фестиваль, аналогов которому сегодня нет.

Читки пьес - история известная, в нашей стране существует немало фестивалей, на которых актеры читают современную драматургию, знакомя публику с новыми драматургическими идеями. Но вот читки пьес профессиональных драматургов, проведенные студентами-актерами под руководством своих мастеров – это новация.

Фестиваль открыли заведующий кафедрой драматургии и киноведения, доктор искусствоведения, профессор С. И. Мельникова, заведующий кафедрой актерского мастерства Н. В. Шнейдер и председатель Гильдии драматургов РФ, замечательный драматург Ю. О. Ломовцев. Поэт Галина Илюхина сделала прекрасный пролог, посвященный Владимиру Шпакову. 

К фестивалю готовились долго. Заведующий кафедрой актерского мастерства доцент Н. В. Шнейдер организовал репетиции читок пьес. Курс народной артистки РФ А. Я. Алексахиной взялся за лирическую экзистенциальную драму недавно ушедшего из жизни Владимира Шпакова «Бумажный корабль». Владимир Михайлович в течение нескольких лет был бессменным членом государственной экзаменационной комиссии по защите дипломов будущих драматургов – бакалавров и магистров. Он любил встречи с молодыми сценаристами, готовился к ним тщательно, выступал необычайно содержательно и глубоко. «Бумажный корабль» был прочитан студентами под руководством педагога курса С. К. Каргина как грустная история об уходящем в никуда кораблике с людьми на борту, а само судно оказывается картонным.

Фурор произвела пьеса Юрия Ломовцева «Бабулечка», прочитанная студентами курса заслуженной артистки РФ М. Г. Бычковой. Жанр гиньоля, позабытый русской сценой, а в начале XX века очень популярный в бульварных театрах, оказался как нельзя кстати в нашей современной жизни. Взрывы хохота перемежались с волнами ужаса, которые прокатывались по зрительному залу. Столкновение молодости со старостью, решенное в столь радикальных драматургических формах, дало мощный эффект перевернутого с ног на голову известного смысла, заставило думать, содрогаться, ужасаться и весело смеяться в одно и то же время.

Пьесы Жанар Хусаиновой «Когда петух увидит ангела» и «Свои, чужие, свои» были прочитаны студентами мастерской заслуженного артиста РФ Михаила Черняка, Романа Всеволодова «Дивертисменты» - студентами курса И. Ю. Провоторовой, а «Как Петюнина против всех была» Александра Фомина – студентами мастерской В. И. Глазкова. 

Третий день стал кульминацией фестиваля. Сначала студенты курса А. А. Носкова прочли пьесу Елены Радченко «До войны мы жили в Ленинграде», исполненную благородства и памяти о войне. История молодых девчонок-летчиц, погибших на первом же задании, задела всех, кто пришел в этот вечер в Учебный театр.

А в финале было самое необычное: коллаж из пьес студентов-драматургов, мастерски сотворенный Юрием Ломовцевым был прочитан педагогами кафедры актерского мастерства. И студенты-актеры, сидя в зрительском зале, могли наблюдать за профессиональной работой своих мастеров. Такого опыта у нас точно не было. Да и нигде, судя по всему, не было!

В канву коллажа «Они и мы» были вплетены фрагменты из пьес Елизаветы Шевченко «Дипломная работа», Софии Шапаповой «Лишних денег не бывает», Темирлана Шаграпа «Не сегодня, так завтра», Артема Мурзенкова «Халат», Анны Кондаковой «Надя едет поступать» и Дарины Стрельцовой «Пускай в меня ударит молния». Это студенты мастерских доцентов Н. А. Милашкиной, А. А. Ганшиной и А. А. Федоровой кафедры драматургии и киноведения. На сцене читали эти фрагменты уже упомянутые выше педагоги кафедры актерского мастерства, а также Е.А. Руфанова и Е.А. Иванов, педагоги и актеры кино и петербургских театров.

Студенты-драматурги впервые в своей жизни услышали слова своих пьес со сцены. Надо сказать, были шокированы, ожидали чего-то другого, и тут прямо в зале завязался горячий диалог между педагогами-актерами и юными драматургами. Что происходит с пьесой, когда она попадает в руки режиссера, а потом обживается актером? К чему надо быть готовым сценаристу, когда его творение попадет в руки продюсера и кинорежиссера? 

Это уникальный опыт, который получили сразу все: участники, гости, зрители. Студенты-актеры перестали бояться опытов с современной драматургией, услышав со сцены знакомые интонации, слова, голоса. Педагоги расслышали боль и горечь в пьесах молодых драматургов, а опытные драматурги смогли распознать талантливые ноты и целые музыкальные фразы в пьесах начинающих авторов пьес и сценариев.

Вывод можно сделать только один: фестиваль необходим, как воздух, нашему творческому содружеству педагогов и студентов, а также профессиональным драматургам, которые подарили нам свои лучшие произведения. Ведь лучшая пьеса или сценарий – это те, которые были написаны вчера!

 

 

Текст: Зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор
Светлана Ивановна Мельникова

 


Яндекс.Метрика