Александр Сокуров: «Режиссер, работая с актером в кино, в первую очередь должен думать о личности человека»

13 ноября 2020

12 ноября череду творческих встреч и мастер-классов в рамках XX Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ» открыл Александр Сокуров. В прошлом году режиссер набрал мастерскую в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, и беседа в прямом эфире проходила с его студентами

Темы для разговора затронули разные грани съемочного процесса, от работы с актерами до личных переживаний режиссера на экране. Александр Николаевич, имея за спиной длинный творческий путь, четко и ясно разъяснил зрителям эфира истины, которые должен знать каждый начинающий кинематографист.

– Актеру нужна свобода. Надо дать ему возможность не клонировать, не копировать себя. Это принципиально важно. И режиссер, работая с актером в кино, в первую очередь должен думать о личности человека, которая находится перед ним, не о его актерских навыках. Главное, чтобы было доверие к человеку, который у него снимается.

Александр Сокуров подчеркнул, что у студентов его мастерской лучше всего получаются работы с участием их же ровесников. По его словам, молодым людям проще чувствовать эмоции друг друга и передавать их в кино. О фильмах на сомнительные с точки зрения афиширования темы мастер сказал:

– Если вы хотите делать фильм о трагическом переживании жизни молодого человека и чувствуете это – не надо откладывать этот замысел в сторону, надо делать, надо успеть это сделать, потому что через год, через полгода уже это уйдет. Вы можете сделать этот фильм и не показывать никому, но не сделать его – не имеете право. У меня тоже есть такие идеи, но я понимаю, что общество никогда не примет то, о чем я буду говорить. Тем не менее, я всех призываю: если есть какая-то идея, есть страсть, замысел – его надо обязательно реализовывать.

Говоря о роли кино в обществе, Александр Николаевич рассказал о нарочитой приниженности влияния сюжетов фильмов на зрителя:

– Кино имеет гораздо большее деструктивное влияние на общество вне зависимости от цивилизованности, чем принято говорить. Кинематографисты стараются принизить роль кино и моральную ответственность, но мы прекрасно понимаем, что это совершенно порочная практика. Кино учит войне, кино учит наглости по отношению к смерти, бесстрашию перед кровью и усиливает экстремизм. Я уверен, что религиозный экстремизм был бы другим, если бы американское и европейское кино не показало бы бесстрашие перед агрессией и героизацию войны.

Студенты задали мастеру вопрос о том, как человеку без возможности переезда в Москву или Петербург стать режиссером. Отвечая на вопрос, Александр Николаевич отметил сегодняшние безграничные возможности начинающих кинематографистов за счет технического прогресса:

– Кино в значительной степени существует как профессиональная среда. Чехов в переписке с Горьким советовал начинающему писателю ехать в большой город, где есть с кем поговорить, кого послушать. Возможно, в кино все немного сложнее, чем в литературе. Настало время, когда кинематографический инструмент стал равен перу, ручке. Я начинал работу, когда еще не было видеозаписи. У нас все было в прямом эфире, мы не могли повторить время и играть со временем тоже не могли. Надо снимать все, на что смотрит глаз и что ваша душа хочет сохранить. Все снимайте: родных, жизнь вашего города, какие-то события. Следующим этапом может быть прочтение большой литературы. Если вы соедините ваше тонкое понимание литературы с вашей страстью, то, может быть, у вас возникнет какой-то собственный сюжет.

Беседа с режиссером получилась насыщенной и интересной. Полную версию можно посмотреть тут. Надеемся, что это далеко не последняя творческая встреча с мастером кинематографа в стенах нашего вуза.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика