Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

14.06.2018

Перевод творческих идей на английский: как студенты СПбГИКиТ снимали кино с финнами

Завершился второй этап программы обмена опытом между студентами и преподавателями Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и Университета прикладных наук Карелии (Финляндия). В течение четырех дней международная съемочная группа работала над созданием документально-игрового фильма о субкультурных площадках Санкт-Петербурга. О работе в интернациональной команде, переводе творческих идей на английский язык и о колоссальной разнице в подходе к кинематографу рассказал участник кинопроекта – Андрей Харитонов

В феврале прошлого года стартовал творческий кинопроект, организуемый СПбГИКиТ и Университетом прикладных наук Карелии (Финляндия). Тогда съемочная группа из нашего Института побывала в городе Йоэнсуу, где познакомилась с командой финских студентов и обсудила сценарий будущего совместного фильма. О том, как это было – в материале «Старт финского кинопроекта: студенты СПбГИКиТ делятся впечатлениями» на сайте СПбГИКиТ.

В апреле 2018 г. уже в Санкт-Петербурге завершился второй и самый интересный этап международной программы обмена опытом – съемочный процесс. Интернациональная команда вновь объединилась и в течение четырех дней работала над созданием совместного документально-игрового фильма о субкультурных площадках Санкт-Петербурга.

Фильм, придуманный финско-русской командой, называется «Тени Санкт-Петербурга» и повествует о любовной коллизии, приключившейся с финским художником-туристом, прибывшим в северную столицу с намерением посетить скрытые от глаз обычного путешественника места. На протяжении картины он использует скетчбук для фиксирования географических точек, где он оказывается. В одном из таких мест он встречает незнакомку, взволновавшую его чувства и увлекающею в путешествие по городу. Вместе они посетят time-кафе «Цифербург» в «Галицын Лофте», окажутся на Пушкинской-10 в доме художников-нонконформистов и заглянут в семейный бар "Парабеллум". Приключения, происходящие с главным героем, приведут его к финальной точке, где раскроется тайна незнакомки.

Конечно, съемки фильма не обошлись без различных трудностей. Одним из сложных этапов оказался процесс договоренности со съемочными локациями в Санкт-Петербурге. Некоторые просто отказывались, некоторые не отвечали вовсе, и лишь к самому приезду финской половины команды удалось найти и утвердить все места съемки.

Также группа наших студентов столкнулась с небольшими сложностями в общении с иностранными коллегами. Думаю, решение этих проблем позитивно отразилось на коммуникативных навыках, способностях ясно и просто излагать сложные творческие задачи, а также на организации совместной работы.

Дополнительные сложности внес изменившийся график пребывания финской стороны в Петербурге. От изначально озвученных семи дней на съемочный процесс осталось всего три, однако это не помешало выполнить все задачи, стоящие перед вторым этапом программы. В связи с такими сжатыми сроками на площадке царила нервозная атмосфера, которая вылилась в небольшой конфликт. Благодаря тому, что все открыто рассказали о том, что им не нравится, препятствующие работе факторы были устранены и в дальнейшем съемочный процесс не прерывался.

Также свою лепту внес разительно отличающийся менталитет и взгляды на кинематограф русской и финской сторон. Одним из главных отличий российского и финского кинообразования (можно сказать шире, европейского) является отсутствие четкого разделения на профессии в первые годы учебы в киновузе. Каждый из студентов получает общие знания по всем специальностям, что позволяет к середине обучения определиться с желаемой профессией и начать глубокое погружение в нее. Такой подход подкрепляется тем, что европейские вузы полностью укомплектованы всей необходимой для полновесного обучения студентов техникой, отвечающей современным стандартам в индустрии кинопроизводства. Это достигается благодаря сотрудничеству с мировыми производителями кино- и аудиоаппаратуры, технических средств и элементов для кинопроизводства.

Однако систематизированность и техническая подготовка соседствует с несколько искаженным представлением о кинематографе. Насчет игрового кино мнения российской и финской стороны практически совпадали, но что касается документального кино – были выявлены значительные различия. Одним из главных является то, что для финской стороны документальное кино представляется фиксацией реальности, в которой рука автора может воздействовать лишь на монтажную последовательность кадров, но не на обстоятельства, происходящие в кадре. На словах, такой подход чем-то напоминает искаженное представление о киношколе Разбежкиной, но на деле являет собой типичные «телевизионные» фильмы, лишенные красоты и построения кадра, лишенные полностью работы звукорежиссера.

Подобное отношение привело к тому, что на этапе формирования идеи и первых вариантов сценария, между группами возникали творческие прения, связанные с разным пониманием игрового и документального кино и различающимся менталитетом. Оказалось, что выразить свою мысль на чужом языке максимально точно, непросто, отчего некоторые особо сложные материи излагались отчасти на словах, отчасти жестами и эмоциями.

В итоге интернациональный проект с институтом Йоэнсуу 2017-2018 гг. не только показал готовность студентов СПбГИКиТ к работе с иностранными коллегами, но и в очередной раз выявил фундаментальные различия между европейской и российской школой кинопроизводства.

 

 

Андрей Харитонов,

звукорежиссура, гр. 453а

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен