Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.12.2016

Состоялся вечер памяти Эдуарда Розовского

В киноконцертном зале Института прошел вечер, посвященный 90-летию со дня рождения кинооператора, профессора кафедры операторского искусства, народного артиста Российской Федерации, лауреата государственных премий Эдуарда Александровича Розовского. Друзья, коллеги и ученики почтили память выдающегося кинематографиста

В декабре 2016 года Эдуарду Александровичу Розовскому исполнилось бы 90 лет. Этот большой юбилей большого мастера, чьи заслуги перед нашим вузом необычайно велики, совпал с еще одной яркой датой – 55-летием премьеры его картины «Человек-амфибия». Розовский принимал участие в создании 80 фильмов, среди которых «Начальник Чукотки», «Седьмой спутник», «Женитьба Бальзаминова» и «Белое солнце пустыни».

На вечере, посвященном Эдуарду Александровичу, его соратники и ученики делились воспоминаниями о нем, но, самое главное, говорили о том, как Розовский изменил их жизнь, чему научил и продолжает учить.

Заместитель заведующего кафедрой операторского искусства, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Николай Васильевич Волков:

– Спасибо, что пришли! Уже пятый год, как нет Эдуарда Александровича. Я надеюсь, что в будущем выпускники вуза будут приходить в этот день в Институт, чтобы вспомнить замечательного педагога, оператора, любимца студентов и профессионалов – Эдуарда Александровича Розовского.

Заведующий отделением творческих экранных профессий Анна Алексеевна Екатерининская:

– Так получилось, что мы с Эдуардом Александровичем работали вместе, и это было огромное счастье. Вы тут все операторы, а я актриса. Вы, как операторы, можете заметить, что у меня непростое лицо. В сериале «Сеньора», который снимал Розовский, я играла испанку. И Эдуард Александрович говорил мне: «Ань, повернись вот так. Нет, на сантиметр повыше». И действительно в фильме из меня сделали настоящую испанку. Он был выдающимся человеком. Огромное спасибо и ему и руководству кафедры за то, что его память так чтут. Отдельно хочу обратиться к студентам, чтобы они помнили его, ровнялись на него и снимали качественные, добрые, достойные фильмы.

Исполняющий обязанности заведующего кафедры операторского искусства, профессор кафедры режиссуры, профессор кафедры звукорежиссуры Константин Григорьевич Ершов:

– Эдуард Александрович много проработал на «Ленфильме», а начал он жизнь в кино с работы киномеханика. А это, можно сказать, важная кинопрофессия. Потому что без киномеханика зрители не видели бы ничего. Эдуард Александрович пришел работать на факультет экранных искусств в 1993 году. И, конечно, он сразу занял место в соответствии со своими способностями, характером, опытом. О нем можно очень много говорить. Он был замечательным разносторонним человеком. Сейчас собирается материал для книги о нем. Будем ждать, когда она выйдет. Он очень хорошо относился к студентам. И он вырастил много замечательных операторов. Во ВГИКе к  нему тоже относились замечательно. Если бы здесь собрались все его ученики и друзья по работе – наш зал не вместил бы такое количество людей.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственных премий, кинооператор Сергей Валентинович Астахов:

– Есть довольно избитая фраза: «Люди живут, пока их помнят». Эдуард Александрович не только живет, но и память о нем будоражит многих. Она заставляет людей общаться, решать проблемы. Прежде всего Эдуард Александрович интересен не только своими человеческими качествами. На мой взгляд, он был даже слишком добр к студентам. Розовский имел огромные профессиональные возможности. Его желание снимать, делать, отдаваться полностью было просто невероятно. В последнее время, когда у меня на базе проходили мастер-классы студентов, он удивлял меня тем, что также открывал тетрадь и конспектировал то, что я говорю. Это меня немного смущало и вызывало восхищение. В том возрасте, в котором он был, многие теряют интерес к жизни. Он его не терял ни на секунду. Розовский может быть эталоном, точкой отсчета, критерием ­­– тем, на кого нужно ровняться. Вас никто не заставит этого делать. Вы должны сами мобилизовать в себе интерес и получить эту энергию.

Знаменитый каскадер, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный тренер России по самбо и дзюдо, изобретатель СССР, член Союза кинематографистов России Александр Самойлович Массарский:

– С Эдуардом Александровичем мы дружили очень много лет. И я участвовал с ним не менее чем в 10 фильмах. Среди них «Седьмой спутник», «Белое солнце пустыни» и «Человек-амфибия». Когда в нашей стране впервые посмотрели фильмы снятые Кусто и узнали, что под водой все видно и можно снимать, – все бросились заниматься этим. Мне довелось заниматься конструированием аппаратуры для подводных съемок. И когда решили снимать «Амфибию», мы решили, что снимать нужно отечественной аппаратурой. У нас была возможность снимать только по 4 минуты. Радиосвязи тогда никакой не было, просто подплывали, показывали руками, мычали. Потом 4 минуты подходили к концу, надо выходить наверх, но режим декомпрессии, поэтому резко подниматься нельзя. Потом надо переждать какое-то время, когда можно идти на второй дубль. В это время кто-то устал, что-то случилось, изменилась погода…  Вот в таких условиях мы и работали.

Доцент кафедры режиссуры игрового фильма Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова Олег Борисович Шухер:

– Во ВГИКе относились и относятся с большим уважением к Эдуарду Александровичу Розовскому. Он с огромным интересом всегда относился к работам студентов. И страдал, мучался и сильно переживал, когда что-то делалось не так. Счастье быть знакомым и дружить с Эдуардом Александровичем не поддается описанию. Спасибо Вам, Эдуард Александрович!

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор кафедры операторского искусства СПбГИКиТ, кинорежиссер Юрий Георгиевич Калугин:

– Когда не стало Эдуарда Александровича меня здесь не было. Я был за две с половиной тысячи километров. Судьба не дала мне возможность проститься с ним. Я приехал через два месяца. У меня было чувство вины. Может кто-то вспомнит такие строчки Твардовского: «Я знаю, нет моей вины, но все же, все же, все же…». У меня возникла идея, вместе со студентами последнего набора Розовского сделать небольшой фильм, в котором бы ребята сказали, чем для каждого из них был Эдуард Александрович. Ребята мне поставили удивительное условие: «Мы будем говорить все, что чувствуем, но только мы должны быть вдвоем, я и мой собеседник». Из всех ответов сложился самый главный для меня: он очень любил и уважал студентов, и у него была своя правда. Для педагога это важнейшее качество.

Заведующий кафедрой фотографии и народной художественной культуры Елена Владимировна Константинова:

– Мне Эдуард Александрович запомнился прекрасным творцом и оператором, великолепным мастером, который, наверное, выпустил в каждом курсе очень талантливых и успешных операторов. Всего он выпустил пять курсов. В этой  жизни его интересовало все.  Мне кажется, что он мог бы заниматься любой работой и во всем добился бы успеха. То, что у нас в Институте появилась кинематографическая подготовка не только операторов, но и режиссеров, и звукорежиссеров, и фотографов – в этом огромная заслуга Розовского, его программы, его методички, его пособия, победы на кинофестивалях его студентов – все это стало золотым фондом Института кино и телевидения.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен