Рэй Фарр: «Нужно быть честным и не отступать от того, что вы нашли»

17 декабря 2015

Со студентами СПбГИКиТ встретилась знаменитый американский документалист Рэй Фарр, автор фильмов «Смертельная медицина: создание высшей расы», «Американский ответ на нацистские костры из книг», «Нюренбергские процессы: что есть справедливость?», «Голливуд – годы молчания», «Мир в войне» и многих других

Кинодокументалист Рэй Фарр всю свою жизнь занимается проблемами истории ХХ века, особое внимание уделяя Второй мировой войне. «Мои дети говорят, что мама живет на войне», – пошутила Рэй Фарр. До ухода на пенсию она возглавляла видеоархив Стивена Спилберга. В настоящее время Рэй Фарр работает консультантом в Музее Холокоста США и на ряде других исторических проектов.

– Я очень старомодный документалист, – призналась Рэй Фарр. – Я начинала работать еще с 35-ти миллиметровой пленкой. Затем переключилась на 16-ти миллиметровую. Потом у меня был шок, когда пришлось начинать работать в видео. Сейчас я работаю в цифровом формате. То есть у меня за плечами очень долгий путь. Я старомодна еще и в другом смысле. Я люблю, чтобы в документальном фильме шло очень четкое повествование, рассказ. Мне нравятся длинные кадры, когда вы можете смотреть и открывать что-то для себя самого. И особенно мне нравится та хроника, которая хранится в архивах, потому что с ее помощью можно заглянуть в глаза тем людям, которые жили тогда, когда эти фильмы снимались.

Более сорока лет назад Рэй Фарр работала над 26-ти часовым фильмом «Мир в войне», закадровый текст в котором читал Лоуренс Оливье. Картина завоевала «Эмми», приз Джорджа Ф. Полка (George F. Polk Award ), Приз Пибоди (the Peabody Award), была переведена на множество языков и до сих пор транслируется по телевидению.

На мастер-классе было показано несколько фрагментов этого фильма, одним из которых Рэй Фарр гордится особенно. Найти их было непросто. Документалист долго работала в видеоархивах Германии, просмотрела все их материалы, но для создания фильма этого было недостаточно. После тщательных расспросов, сотрудник архива признался, что существует кабинет, в котором хранятся сотни коробок с пленкой, и никто не знает, что на них запечатлено.

Оказалось, что это были видеоматериалы, которые снимались немецкими киносъемочными группами в ходе военных действий. После войны они были отвезены в США, хранились в библиотеке Конгресса и только в семидесятые годы, на волне новых отношений, вернулись в Германию. Все это время ими никто не занимался. Их не редактировали и не подвергали цензуре.

На этих кадрах фашистские захватчики взрывают дома в русской деревне и терроризируют местное население: разлучают семьи, уводят мужчин. После просмотра этого тяжелого фрагмента студенты спросили у Рэй Фарр, знает ли она, в какой деревне происходит дело. На что документалист ответила, что долгое время пыталась выяснить это, и, возможно, на пленке деревня Дубны.

– Эти кадры так важны, потому что они могут относиться к очень многим и разным местам. Я видела их уже много раз, но каждый раз мое сердце разрывается. Думаю, что это качество помогало мне быть хорошим исследователем архивных материалов, – подчеркнула Рэй Фарр.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика