Николай Харлампиев: «Ребенок – это вселенная»

6 ноября 2015

Студенты СПбГИКиТ встретились с главным редактором всероссийского журнала для школьников «Костер» Николаем Харлампиевым. Магистральной темой мастер-класса стала детская журналистика, ее история и актуальность

«Костер», основанный в 1936 году, является старейшим журналом в Санкт-Петербурге. В следующем году он отметит свой восьмидесятилетний юбилей. Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель общественной организации «Ассоциация детской и педагогической прессы Санкт-Петербурга» Николай Борисович Харлампиев возглавляет журнал более пятнадцати лет.

Общение со студентами гость Института начал с исторического экскурса:

– Детская журналистика возникла 14 января 1785 года, когда вышел первый номер или, как тогда говорили, «первый лист» детского журнала. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». Журнал появился в качестве бесплатного приложения к авторитетной, состоявшейся, популярной газете «Московские ведомости», которую издавал великий человек, просветитель Николай Иванович Новиков. Идея родилась у него не внезапно. Размышляя над судьбами Отечества, он пришел к выводу, что если давать в этом журнале повести, рассказы, сказки, стихи, научные очерки, природоведческие материалы, забавные игры, то из поколения в поколение это издание будет формировать мировоззрение и ценностные ориентиры народа. Именно тогда сложилась структура детского журнала, которая принципиально не изменилась.

После Великой Октябрьской революции о детской литературе и периодике заговорили как о мощном оружии:

– Алексей Максимович Горький поставил задачу открыть перед детьми мир, говорить с ними и о гражданской позиции и о науке и о природе и о многом другом языком товарища. Были перегибы. Считалось, что ребенок – это взрослый и просто нужно упростить лексику, а говорить с ним можно обо всем.

Горький был создателем и редактором первых советских журналов, появившихся в Петрограде: «Красные зори» и «Северное сияние».  Затем выходит журнал «Новые Робинзоны». Правой рукой Горького в деле развития детской литературы стал Самуил Яковлевич Маршак:

– Есть ли среди вас те, кто собирается стать детским журналистом? Поднимите руки! Таких нет. Все хотят стать акулами пера и звездами взрослой журналистики. Конечно, Маршак тоже хотел стать взрослым поэтом, писателем, переводчиком. Но главное – он был гениальным организатором. Его сравнивали с Солнечной системой, и вокруг него вращались талантливые люди. Именно Горький убедил его заняться детской литературой.

В истории «Костра» есть и удивительные страницы творческих взлетов, есть и героические страницы:

– Журнал «Костер» – это единственный детский журнал, который выходил во время Блокады. В феврале-марте 1942 года, был очень тяжелый период, когда не было электроэнергии, все встало, невозможно было печатать журнал, и тогда решили, что он должен звучать по радио.

В 1946 году журнал тихо закрывают, в связи с гонениями на Зощенко, одного из его авторов. Следующий выпуск журнала вышел лишь спустя десять лет.

В разные годы с журналом сотрудничали Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Лев Лосев, Корней Чуковский, Евгений Шварц, Виталий Бианки, Константин Паустовский и многие другие. Именно здесь впервые публиковались ставшие классикой произведения Астрид Линдгрен и Джанни Родари.

– В восьмидесятые годы «Костер» единственный детский журнал, который организовал всесоюзные семинары для молодых авторов, пишущих для детей, – отметил Николай Борисович. – Со всего Советского Союза сюда слетались молодые авторы, поэты, эссеисты и встречались с маститыми писателями. Это был праздник!

Завершая встречу, Николай Борисович дал слушателям рецепт избавления от пошлости и необразованности:

– Этим надо заниматься с молодых ногтей. А для этого нужно читать журнал «Костер».

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика