Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

22.10.2014

Сергей Соловьев: «Даже при минимальном бюджете надо снимать шедевры»

«ПитерКиТ», день 5. В киноконцертном зале СПбГУКиТ прошли внеконкурсные показы фильмов Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Кульминацией гастролей московской киношколы стал визит в СПбГУКиТ кинорежиссера и сценариста, руководителя одной из ВГИКовских мастерских Сергея Соловьева. Он провел мастер-класс, на котором рассказал, почему, снимая фильм, не стоит соревноваться со Спилбергом, и объяснил, с чего началась драма русского кино.

Представляя гостя, заведующий кафедрой режиссуры СПбГУКиТ, художественный руководитель фестиваля «ПитерКиТ» Сергей Овчаров (на фото справа) отметил, что Соловьев – самый настоящий петербуржец: еще школьником он играл в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене БДТ, затем был ведущим на Ленинградском телевидении. Впоследствие Сергей Соловьев окончил мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе, снял более 20 картин, и стал призером Берлинского и Венецианского кинофестивалей.

– Вообще, я плохо знаю, что такое мастер-класс, – признался Соловьев, поднявшись на сцену. – Конечно, надуваю щеки для важности, но в принципе не знаю, как он должен проходить. Но, давайте попробуем.

– Я чистый вампир, потому что пью молодую кровь! Последние 20 лет провожу с молодыми ребятами. Мне вы интересны, потому что весь мой жизненный интерес находится в вас. Если бы сейчас не преподавал, то я бы сошел с ума. Каждый набор – это маленькое открытие. Ребята приходят с удивительным важным для меня качеством – знанием жизни такой, какая она есть сегодня. Но при этом во время обучения молодые люди начинают соревноваться с Голливудом. Это смешное занятие.

– Почему-то знанием той, подлинной, жизни мы не пользуемся. Говорим себе: «В поединке со Спилбергом мы победим его!». Но побеждать-то не надо. Как у нас говорили на Херсонской улице, «у тебя своя компания, а у меня своя». У нас компании разные. Я убежден, что вы знаете то, что не знаем мы и что необходимо нам. Вы живите в мире людей, ваши родители, братья и сестры живут потрясающей реальной жизнью. Вот именно про нее я ничего и не знаю, ее и хочу узнать. То есть, вы должны сделать то, в чем тот же Тарантино не соображает, например, он не представляет, как мы живем. Это тот вопрос, на который я хочу получить ответ. Колоссальная надежда на вас.

– Самое необходимое – обнаружить свои истории. Сегодня снимают все как-то в формате «кем-то для кого-то». Личная марка исчезает, а без нее кино невозможно. Итальянцы спаслись и создали гениальный кинематограф второй половины 20-го века за счет того, что обратились к себе самим, к своей истории, к своей Италии. Потом они обратились к рейтинговому кино и исчезли. И все же надо обращаться не к общепринятому мировому шаблону, а к самим себе. Общество образуется только тогда, когда нам будет, о чем разговаривать друг с другом. Назовите мне хотя бы одну картину последнего времени, где было бы понятно, на что рассчитывать человеку сегодня… Это ненормально.

– С чего началась драма русского кино? В зале сидят ваши преподаватели – Лопушанский, Долинин.... Они-то знают, что такое русское кино. Это было великое кино. Драма началась со слов: «вы должны удовлетворить зрительские потребности». Знайте, что вы ничего никому не должны. Искусство устроено так, что оно не может быть «удовлетворителем» чьих-то потребностей, оно может удовлетворять только потребности Бога. Мы все время выходим на какой-то рейтинг. Сериал вышел – говорят: «он у вас вышел по рейтингу». А по рейтингу Господа, вы никуда не вышли, сделав тихий ужас. Сегодня мы должны рассказать то, что есть на самом деле, чем заняты головы и души людей.

– Картину, которые вы снимаете, не должна стоить ничего. И сколько бы мы ни говорили о том, что в фильме должен быть коммерческий потенциал, вы должны понимать, что даже при минимальном бюджете надо снимать шедевры. Мы сами объявили, что хотим жить в продюсерском кино – пожалуйста, держите… Вот я представляю себе такую историю, например: обеденный перерыв на «Мосфильме», в павильоне собрались Шукшин, Шепитько и Тарковский. К ним приходят продюсеры со своими требованиями и говорят: «Тарковский, зритель требует активности, не хочешь быть активным уходи отсюда. Найдем запросто другого Тарковского». То же самое бы повторилось с Шукшиным: «Эй, Шукшин, где экшн?». Про Ларису Шепитько не говорю, при попытке ее чему-нибудь научить она бы сразу выбила глаз. Понимаете, они так несли честь профессии, человеческой совести, честь собственного художественного достоинства. Это все сейчас утеряно полностью в продюсерском кино. Поймите, я не против продюсеров: это полезная профессия, которая требует культуры. Но продюсерской культуры в России нет. И первое, что Вам придется делать, окончив вуз, отстаивать достоинство своей профессии. И знайте, что в профессии можно остаться или благодаря, или вопреки.

Встреча завершилась показом картин, снятых студентами мастерской Сергея Александровича Соловьева. Демонстрацию кинофильмов посвятили 95-летию Всероссийского государственного университета кинематографии им.С.А.Герасимова (ВГИК). Организаторы фестиваля «ПитерКиТ» в ближайшее время представят на официальном сайте университета полную видеоверсию мастер-класса.

Подготовил: Максим Мирошниченко
Фото: Антон Казистов, Ирина Морозова

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен