Сергей Овчаров: «В моих фильмах нет отрицательных героев»

20 октября 2014

«ПитерКиТ», день 3. Художественный руководитель фестиваля «ПитерКиТ», кинорежиссер и заведующий кафедрой режиссуры университета кино и телевидения Сергей Овчаров провел мастер-класс для участников и гостей кинофорума, после чего состоялся просмотр фильма «Сад», снятого по мотивам пьесы Антона Чехова в 2008 году.

Встреча с известным режиссером была построена в виде монолога и не предполагала вопросов со стороны аудитории. Однако, в плане информации о способах создания особенного эмоционального фона, присутствующего на съемочной площадке, этот рассказ оказался чрезвычайно полезным для будущих работников киноиндустрии.

– По какому-то мистическому стечению обстоятельств мы с продюсером Андреем Сигле сразу же договорились о съемках чеховского «Вишневого сада», хотя уже начали работать над другим фильмом, – начал свое выступление Сергей Овчаров. – Разве это, кроме как чудом, можно чем-то назвать?

В процессе работы над сценарием режиссер пересмотрел все постановки последнего произведения Антона Чехова, и нашел их чрезвычайно скучными. И это, несмотря на то, что сам писатель считал «Вишневый сад» комедией. Дополнительно проштудировав дневники Антона Павловича, Сергей Овчаров решил отойти от канонов представления пьесы, сложившихся за последние 100 лет:

– Погрузившись в это произведение, я ощутил на себе какие-то чудесные волны и флюиды, которые сопровождали меня несколько месяцев, – продолжил режиссер. – Не знаю, под влиянием каких положительных сил все это происходило, но я боялся, что эйфория закончится раньше, чем съемки. Видите, как правда жизни и правда искусства сошлись в одно время в одном месте.

Вначале планировали смонтировать шестисерийный фильм и количество отснятого материала позволяло это сделать. Но жесткие сроки сдачи картины подтолкнули авторов «Сада» к монтажу полуторачасовой версии.

– Ни в одном из моих фильмов нет отрицательных героев, – заявил Сергей Овчаров. – Даже если они совершают плохие поступки — они вынуждены это делать. В этом смысле я полностью солидарен с Чеховым. Антон Павлович всегда всех оправдывает. И я влюбился в своих персонажей, полностью проникся ими, поняв, что каждый актер привносит в произведение много своего. «Вишневый сад», по моему мнению, это не пьеса, а вид искусства, выдерживающее любую трактовку, и в этом смысле она сродни «Гамлету».

Не смог маэстро обойти тему правды жизни и ее влияния на правду искусства. В фильме «Сад» школа представления и школа переживания находятся в странном взаимодействии, причем уловить границу перехода одного состояние в другое сложно.

– Театр в смысле возможностей намного шире, чем кино, – подчеркнул Сергей Овчаров. – В фильме я вынужден лицезреть тот план, который выбрал режиссер. Я бы, например, еще посмотрел на героя, но тут картинка меняется. А театре каждый волен смотреть на любой персонаж, или на всех сразу по своему усмотрению.

Интересным образ может быть, только если он противоречив. Задача постановщика представить персонаж в разных ипостасях. Кроме этого, различными способами режиссер может предвосхитить будущее, проследив дальнейшую, за рамками произведения, судьбу героев. Это могут быть незаметные контрапункты музыки или, на первый взгляд, случайные фразы.

– Мы — не боги, и не можем создать на экране 100-процентную жизнь. Посмотрите работы великих Феллини, Антониони, Тарковского. В них правда создателя! – призвал студентов в заключении встречи Сергей Овчаров. – Вы скажите — далеко от жизни, но ведь это и есть искусство. Догнать правду жизни хочется, но она – как горизонт, все дальше убегает от нас.

Служба информации СПбГУКиТ


Яндекс.Метрика