Константин Лопушанский: «Идея должна тебя «жечь», пока ты не донесешь свой замысел до воплощения»

19 октября 2014

 «ПитерКиТ», день 2. Петербургский кинорежиссер, профессор кафедры режиссуры СПбГУКиТ провел мастер-класс для участников ежегодного смотра студенческого кино. Разговор о профессии предварял показ фильма-антиутопии «Роль», ставшего одним из фаворитов премии «Ника». После финальных титров гости встречи узнали, почему идея фильма должна быть художником выстрадана и как снимать картину, когда вокруг все говорят, что это невозможно.

Мастер-класс Константина Лопушанского стал одним из первых на студенческом кинофоруме «ПитерКиТ» наряду с состоявшейся накануне творческой встречей с легендарным оператором Александром Антипенко. Серия открытых лекции – новинка XIV кинофестиваля, который продлится в университете кино и телевидения до 22 октября.

Для приветствия ведущего мастер-класса на сцену поднялся художественный руководитель «ПитерКиТа», кинорежиссер и заведующий кафедры режиссуры СПбГУКиТ Сергей Овчаров. В своем вступительном слове он отметил, что подобные встречи и презентация лучших картин современного русского кинематографа – хороший пример высшего профессионального мастерства для молодых кинорежиссеров:

– Ему не давали сделать этот фильм, но он все же настоял и сделал, – представил своего коллегу С.М. Овчаров. – «Роль» – манифест о творческом человеке. Это фильм о нас. Понимаете, актер, который добился всего, почувствовал, что может ворваться в реальную жизнь и прожить эту жизнь, потом в творчестве и погибнуть. Сейчас у нас беда в актерской профессии: если раньше актеры перевоплощались, и Станиславский – самый яркий пример этого мышления, то сегодня появились медийные лица, то есть те знакомые физиономии людей, которые играют самих себя. И только благодаря этому на них идут зрители. Константин Сергеевич нанес удар по такому пошлому мышлению. 

– Фильм «Роль» – это все же противостояние творчества и быта, это оппозиция, которая противостоит началу пошлости в человеке, – начал свое выступление К.С. Лопушанский.

– Я сторонник того, чтобы режиссер сам писал сценарий, тяжело представить художника, которому нечего сказать. Не может быть такого. Когда слышу разговоры коммерческих режиссеров, они постоянно говорят, что нет сценариев, то есть ему не принесли готовую идею, а у самого идей нет. Это должна быть выстраданная идея, с которой потом ты пять лет проживешь, кино же снимается долго. Герман сказал одну такую фразу: «Когда Тарковский снял «Андрея Рублева», он всех нас перевел на другую сторону улицы», имея в виду другое понимание кино. Это было погружение в реальность далекой для нас эпохи. То же самое потом сделал сам Герман – «перевел на другую сторону улицы», а это значит, что нам работать иначе уже неприлично. Идея должна тебя «жечь», пока ты не донесешь свой замысел до воплощения. Умру, погибну, но донесу – должно быть так, и я уверяю Вас, тогда преодолеете все, чему не научились. Научитесь по ходу дела...

– Одна из больших удач фильма «Роль» – это актер Максим Суханов. У больших актеров, каким он и является, кроме того, что сыгран сюжетный план, за ним читается второй план, третий (он присущ ему как личности), четвертый (ассоциативный) и пятый план, который связан с актерской философией. Это глубина личности. Актеры устали играть «лабуду», на которой они зарабатывают деньги, на сериалах. В «Роли» им дали нормальную драматургию, словно глоток воздуха.... Так что вы должны знать: если не будет написан «Гамлет», актеру нечего будет сыграть. Надо, чтобы была драматургия.

– Я не видел, чтобы Тарковский репетировал с актерами, когда я был на съемках его «Сталкера». Потом, уже на занятиях, он мне сказал, как работает с актерами: «Руки держу». То есть, когда ребенок маленький, только начинает ходить, взрослые придерживают его руками. У хорошего актера есть свои методики входа в состояние героя, главное – направить его. Но для меня важно еще и делать кинопробы: мы берем сцену, долго репетируем и снимаем на самую дешевую камеру. Съемочная группа смотрит на экран и понимает, что получилось, а что нет. То есть идет длинный репетиционный процесс и получается, что все основные сцены фильма актер сыграл. И у него создается ощущение сыгранного спектакля.

 – Когда снимал первый свой полнометражный фильм, «Письма мертвого человека», в главной роли был Ролан Быков, и он мне сказал: «Костя, запомни: каждый съемочный день у тебя будет начинаться с того, что кто-то будет подходить из группы и говорить: «Сегодня снимать нельзя». Не обращай на это внимания». Это оказалось чистой правдой: всегда происходит что-то, из-за чего работать кажется невозможным, но потом всегда находится выход.

Подготовил: Максим Мирошниченко, Служба информации СПбГУКиТ
Фото: Александр Барышников

 


Яндекс.Метрика