Абделатиф Кешиш: «Встреча с будущим актером – встреча человеческая»

25 сентября 2014

Французский режиссер, автор главной европейской картины 2013 года «Жизнь Адель», ставшей победителем Каннского кинофестиваля, почетный гость фестиваля «Послание к человеку», Абделатиф Кешиш провел в СПбГУКиТ мастер-класс, посвященный работе режиссера с актером. Gukit.ru публикует фрагменты выступления.

Мастер-класс начался с задержкой в несколько часов. Причиной тому стала забастовка французских авиаперевозчиков, которая парализовала работу аэропорта в Париже. Свое выступление режиссёр начал с заявления:

– Вынужден был выехать в аэропорт в 4 часа утра, я не спал все это время. Наша встреча посвящена работе с актерами. Давайте начинать.



– Моя работа с актерами начинается с выбора. Я их выбираю из большого числа артистов, которые приходят на кастинг. Это всегда случай. Нового персонажа мы ищем везде: в школах, в домах культуры. У меня работает много ассистентов, которые занимаются поиском. Этот процесс может занять долгое время – от полугода до года, ведь необходимо найти именно «того самого» человека

– В первую очередь для меня встреча с будущим актером – встреча человеческая. На ней видно, есть ли у человека потенциал, предрасположенность к искусству, к игре, к тому, чтобы как-то себя выражать. С людьми, которые не являются профессионалами, работать намного проще. Вообще, в актерской группе, я считаю, должно быть товарищество, братство и должна устанавливаться тесная связь. У меня уже есть группа профессиональных артистов, с которой я стараюсь работать в каждом фильме. Это моя семья. Профессионалы обладают важными качествами: концентрацией, сосредоточенностью, серьезным подходом к делу. Это важно для роли.



– Характеры для персонажей беру из обычной жизни. Люди вокруг разные, главное – их видеть. Есть режиссеры, которые подгоняют актера под роль, чтобы все точно сходилось. Но я стараюсь адаптировать к своему представлению написанного персонажа и оставляю пространство для удивления, нового импульса, спонтанности актера.

– У меня бывали некоторые сожаления от выбора актера. Существует доверие, виден потенциал артиста, даже подмечаешь какие-то возможности в актере, которые могли бы удовлетворить твои замыслы. Но, во время съемок, по каким-то необъяснимым причинам, что-то идет не так. И все же я никогда не расставался с актерами, и, если их работа шла неправильно, старался сократить роль, изменить ее. Мы пробовали даже менять диалоги, чтобы актеру было легче. То есть, выбирали другой маршрут для этой роли. Бывало такое, что роль второго плана выходила на первый, она становилась более существенной и интересной. Все это тяжело предусмотреть. В выборе исполнителя роли должна произойти вспышка между режиссером и актером, некоторая эмоциональная связь, хотя в ходе работы она может и пропасть.


– В актерской работе я не создаю жестких рамок, у актера должна быть некоторая гибкость и солидное образование. Вообще, режиссер должен предоставить актеру пространство свободы. Так, например, я работаю и с детьми, которые играли в моих картинах. Нельзя заставить ребенка, его надо поместить в удобную для него среду – игры. Ведь они всегда играют в докторов, в маму, папу, то есть примеряют на себя разные роли. Ребенку дано играть, и если на съемочной площадке появляется еще и желание это делать, то все получается.

– При рождении фильма у меня всегда есть страх. Необходимо самообладание. Ты каждый день размышляешь над фильмом, думаешь о монтаже и еще о тысяче мелочей. Конечно, это все приводит к тревоге, внутреннему волнению. Но, во время работы, все это должно исчезнуть перед сильной концентрацией режиссера.

Подготовил: Максим Мирошниченко
Фото: Федор Бондаренко


Яндекс.Метрика