Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

03.06.2014

Мастер-класс кафедры компьютерной графики и дизайна в Хельсинки

В период с 5 по 9 мая 2014 года в рамках Международного кинофестиваля Illumenation Educational Film Festival в университете Aalto University в г. Хельсинки (School of Arts, Design and Architecture / ELO Film School Helsinki) был проведён четырёхдневный мастер-класс «Захват движения в художественной анимации: от идеи до экрана»:

http://illumenation.fi/masterclasses-and-seminars#3-mocap-workshop

Мастер-класс проводил доцент кафедры компьютерной графики и дизайна, к.т.н. М.В.Коновалов со студентами 4 и 5 курсов специальности «Графика» Викторией Епанян, Максимом Свириденко и Даниилом Орловым. В результате мастер-класса выпущен короткий анимационный фильм «I’m So Flat». Задачей мастер-класса было продемонстрировать в практическом формате весь художественно-технологический процесс создания анимационного фильма от начала до конца, с применением современных техник захвата движения, трёхмерного моделирования сцены, выскополигонального анатомического скульптинга, оптимизации и текстурирования моделей персонажей. Все участники мастер-класса принимали активное практическое участие в технологическом процессе.

5 мая: первый день

Конференция началась со знакомства участников, представления технологического комплекса захвата движения и телевизионной студии, на площади которой предстояло проводить мастер-класс.

Слушателям мастер-класса представлена презентация фильмов студентов специальности «Графика» СПбГУКиТ с применением технологии захвата движения, на практических примерах и этюдных работах продемонстрированы технологические и художественные особенности инструментария, продемонстрирован маршрутный технологический план работы на период мастер-класса.

Идея мастер-класса состояла в коллективном творчестве всех участников: в общем обсуждении рождается сценарная идея, с чистого листа составляются графический, технологический и режиссёрский сценарии, участники делают эскизы персонажей, и по этим материалам начинается коллективное производство художественного анимационного ролика, который должен быть закончен производством к концу четырёхдневного мастер-класса.

По эскизам персонажей, выполненным слушателями мастер-класса, сразу же начинается демонстрация процесса анатомического высокополигонального скульптинга. Изображение с двух рабочих графических станций одновременно выводится на экран. Даниил Орлов комментирует технологические особенности анатомического моделирования по эскизам, в то время как Виктория Епанян и Максим Свириденко приступают к созданию будущих персонажей.

Процесс моделирования, оптимизации и оснастки персонажей для использования в захвате движения – трудоёмкий процесс, требующий художественной и технической подготовки исполнителей. Поэтому, пока слушатели на обеде, наши студенты продолжают работать: нужно успеть подготовить всё необходимое к следующей части мастер-класса.

Программа первого дня выполнена, модели персонажей готовы, но для использования их в захвате движения нужно ещё выполнить оптимизацию, построить анатомический скелет, настроить весовые области привязки к поверхности: это легко объяснить и быстро продемонстрировать слушателям, но для того, чтобы наутро всё работало, нужна ночь кропотливой работы. Она начинается в студии и продолжается в гостинице, и к 4 часам утра всё готово к следующему дню мастер-класса.

6 мая: второй день

Второй, главный технологический день мастер-класса. Модели персонажей готовы, оптимизированы, снабжены анатомическим скелетом, оснащены контроллерами прямой кинематики для захвата движения и протестированы на гладкость привязки: можно приступать к захвату движения. Все слушатели выражают желание попробовать себя в роли актёра-модели. Персонажей хватит на всех.

Снаряжение актёра-модели – кропотливый процесс. Помимо подбираемого точно по фигуре обтягивающего трико, для точности захвата оптические маркеры крепятся лейкопластырем на босые ноги актёра-модели.

Технические возможности телестудии Media Centre Lume поражают своим размахом даже привычных к современному оборудованию Научно-инновационного центра цифрового кинематографа студентов кафедры КГиД. Огромная площадь захвата, 20-камерная система Motion Analysis с возможностью одновременного захвата до четверых актёров с частотой 200 кадров в секунду, одновременная синхронизированная по таймкоду запись живого видео высокой чёткости, виртуальная камера, позволяющая оператору снимать актёра и видеть вместо него на мониторе модель, роскошная «зелёная комната» с богатыми возможностями студии реального времени для съёмки актёра в виртуальном окружении, параллельный вывод четырёх видеопотоков на демонстрационный экран в реальном времени. Техническое оснащение телестудии буквально ни в чём не ограничивает фантазию художника-постановщика, аниматора, и режиссёра захвата.

Работа с актёром-моделью – настоящее удовольствие как для постановщика захвата, так и для оператора и актёра-модели (Anna Nuuros): на протяжении захвата актёр видит самого себя в облике персонажа, двигающегося так же, как и он, в реальном времени, а оператор – персонажа на мониторе виртуальной камеры, координатное движение которой в сцене сохраняется синхронно с записью движения актёра-модели.

Получив некоторый практический опыт работы с новой системой захвата, после обеда приступаем к захвату групповой сцены фильма, где главного персонажа окружают нападающие. Работа с тремя актёрами-моделями одновременно – тройная нагрузка как в техническом, так и в художественном плане.

Материалов, полученных в ходе второго дня, с лихвой хватает на неделю работы, однако для продолжения мастер-класса всё должно быть готово к завтрашнему утру. Ещё одна бессонная ночь для наших аниматоров. Пока телестудия не закрылась, можно работать на их оборудовании, дальше – ночью из гостиницы, в режиме удалённого доступа к компьютерам кафедры в Петербурге.

7 мая: третий день.

В программе третьего дня мастер-класса – моделирование сцены, визуализация персонажей с перенесёнными данными захвата движения, освещение, атмосферные и физические эффекты. Сцены фильма начинают обретать реалистичность: выросли деревья, трава расходится под ногами персонажа… Чем дальше, тем больше растёт объём технической работы, а эффектность демонстрации уменьшается, но всё окупится выпуском законченного экранного произведения.

Кроме того, невозможно было не воспользоваться богатейшими возможностями студии реального времени для живой съёмки актёров на зелёном экране. Максим Свириденко и Виктория Епанян пробуют себя в роли видеооператоров, а Даниил Орлов – в роли актёра.

Впереди последний день мастер-класса. Всё должно быть готово к демонстрации законченного анимационного ролика, а работы ещё на двое суток. По нашей просьбе, завершение мастер-класса сдвигается на 9 мая.

9 мая: День Победы

День, которого все участники мастер-класса ждали с нетерпением, а ведущие – боялись не успеть уложиться в сроки. Весь день до обеда продолжается доработка сцен фильма, заканчивается чистовое озвучание, доснимаются последние кадры трёхмерной сцены.

Наконец, всё готово. Живая реакция зрителей, смех и аплодисменты – лучшая награда аниматорам за четверо суток непрерывной работы. Слушатели других мастер-классов, завершившихся к этому времен, собираются в зале, чтобы тоже увидеть результаты

По просьбе руководства университета, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна М.В.Коновалов выступает с кратким обзором организации учебного процесса по специальности «Графика», методическими особенностями преподавания на кафедре, знакомит слушателей с работами студентов от первого до шестого курса. Зал тепло принимает работы русских коллег.

Новости

17.11.2025

Преподаватели кафедры компьютерной графики приняли участие в выставке "Осень 2025"

15.11.2025

Выпускница кафедры компьютерной графики стала призером 1 этапа Международного фестиваля "ПитерКИТ"

12.11.2025

На кафедре компьютерной графики состоялся мастер класс по искусству комикса

11.11.2025

В детской библиотеке №7 открыта выставка творческих работ студентов кафедры компьютерной графики «Россия -моя семья»

07.11.2025

На кафедре компьютерной графики прошло заседание секции VIII Национальной научно-практической конференции

07.11.2025

Всемирный день анимации на кафедре компьютерной графики: традиции, которые живут

07.11.2025

Мир анимации на фестивале «В кругу друзей» в библиотеке "Авеню"

06.11.2025

В Доме кино состоялась премьера анимационного фильма "Соберись"

05.11.2025

Студенты кафедры приняли участие в Межрегиональной онлайн-конференции, посвященная 100-летию со дня рождения писателя Николая Внукова

01.11.2025

Преподаватели кафедры приняли участие в XIII Международном биеннале "Арт-мост Акварель"

31.10.2025

В библиотеке "Азарт" открыта выставка творческих работ студентов графиков, посвященная Дню народного единства

29.10.2025

Преподаватели и студенты кафедры компьютерной графики приняли участие в ХI Ассамблее анимации

28.10.2025

Союз кинолюбителей в гостях на кафедре компьютерной графики

27.10.2025

Доценты кафедры компьютерной графики приняли участие в IV Форуме педагогов дополнительного образования в сфере искусства

27.10.2025

Александра Елкина провела мастер-класс «Комикс как инструмент твоих идей»

27.10.2025

Сайдам Гаврильев стал участником финала фестиваля якутской анимации TO:KU FEST

22.10.2025

Студенты кафедры компьютерной графики на творческой прогулке по городу

20.10.2025

Студенты кафедры компьютерной графики и дизайна приняли участие в осеннем пленэре

19.10.2025

В школе №627 прошёл мастер-класс по песочной анимации

08.10.2025

На кафедре компьютерной графики состоялась встреча с Ларисой Ширшовой

06.10.2025

На кафедре компьютерной графики прошла встреча с В.Торопчиным

06.10.2025

На кафедре компьютерной графики прошла встреча с В.Торопчиным

06.10.2025

На кафедре компьютерной графики прошла встреча с В.Торопчиным

06.10.2025

Кинопоказ мультфильмов студентов кафедры компьютерной графики

06.10.2025

В гостях кафедры наши выпускники со студии "Мельница"

06.10.2025

Кинопоказ мультфильмов студентов кафедры компьютерной графики

3 октября  2025 года в библиотеке «Азарт» (Большой Сампсониевский проспект, 77) в рамках выставки «Россия — моя семья», приуроченной ко Дню народного единства, прошёл показ анимационных фильмов студентов кафедры компьютерной графики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
Перед показом преподаватели кафедры, доценты А. В. Воронова и М. В. Прокопьева, рассказали юным зрителям о процессе создания мультфильмов и об ответственном подходе студентов к этой сложной задаче. Для некоторых представленных работ это был практически дебют. Среди участников были и те, кто уже успел зарекомендовать себя как профессионал в анимационной индустрии.
Все зрители, и дети, и взрослые, сочли мультфильмы познавательными, местами трогательными и даже немного пугающими... Но главное — все истории закончились хорошо!
Мы надеемся, что кто-то из юных зрителей вдохновится и тоже захочет стать художником-аниматором, а в будущем, возможно, поступит к нам, чтобы изучать анимацию и компьютерную графику!

Текст Прокопьевой М.В

01.10.2025

Подведены итоги творческой практики студентов - 2025

28.09.2025

Студенты специальности "Графика" приняли участие в выездном пленэре

26.09.2025

В школе №627 состоялся мастер класс по секретам песочной анимации

26.09.2025

Студенты кафедры компьютерной графики и дизайна ощутили "Мир на ощупь"

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен