Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

03.06.2014

Мастер-класс кафедры компьютерной графики и дизайна в Хельсинки

В период с 5 по 9 мая 2014 года в рамках Международного кинофестиваля Illumenation Educational Film Festival в университете Aalto University в г. Хельсинки (School of Arts, Design and Architecture / ELO Film School Helsinki) был проведён четырёхдневный мастер-класс «Захват движения в художественной анимации: от идеи до экрана»:

http://illumenation.fi/masterclasses-and-seminars#3-mocap-workshop

Мастер-класс проводил доцент кафедры компьютерной графики и дизайна, к.т.н. М.В.Коновалов со студентами 4 и 5 курсов специальности «Графика» Викторией Епанян, Максимом Свириденко и Даниилом Орловым. В результате мастер-класса выпущен короткий анимационный фильм «I’m So Flat». Задачей мастер-класса было продемонстрировать в практическом формате весь художественно-технологический процесс создания анимационного фильма от начала до конца, с применением современных техник захвата движения, трёхмерного моделирования сцены, выскополигонального анатомического скульптинга, оптимизации и текстурирования моделей персонажей. Все участники мастер-класса принимали активное практическое участие в технологическом процессе.

5 мая: первый день

Конференция началась со знакомства участников, представления технологического комплекса захвата движения и телевизионной студии, на площади которой предстояло проводить мастер-класс.

Слушателям мастер-класса представлена презентация фильмов студентов специальности «Графика» СПбГУКиТ с применением технологии захвата движения, на практических примерах и этюдных работах продемонстрированы технологические и художественные особенности инструментария, продемонстрирован маршрутный технологический план работы на период мастер-класса.

Идея мастер-класса состояла в коллективном творчестве всех участников: в общем обсуждении рождается сценарная идея, с чистого листа составляются графический, технологический и режиссёрский сценарии, участники делают эскизы персонажей, и по этим материалам начинается коллективное производство художественного анимационного ролика, который должен быть закончен производством к концу четырёхдневного мастер-класса.

По эскизам персонажей, выполненным слушателями мастер-класса, сразу же начинается демонстрация процесса анатомического высокополигонального скульптинга. Изображение с двух рабочих графических станций одновременно выводится на экран. Даниил Орлов комментирует технологические особенности анатомического моделирования по эскизам, в то время как Виктория Епанян и Максим Свириденко приступают к созданию будущих персонажей.

Процесс моделирования, оптимизации и оснастки персонажей для использования в захвате движения – трудоёмкий процесс, требующий художественной и технической подготовки исполнителей. Поэтому, пока слушатели на обеде, наши студенты продолжают работать: нужно успеть подготовить всё необходимое к следующей части мастер-класса.

Программа первого дня выполнена, модели персонажей готовы, но для использования их в захвате движения нужно ещё выполнить оптимизацию, построить анатомический скелет, настроить весовые области привязки к поверхности: это легко объяснить и быстро продемонстрировать слушателям, но для того, чтобы наутро всё работало, нужна ночь кропотливой работы. Она начинается в студии и продолжается в гостинице, и к 4 часам утра всё готово к следующему дню мастер-класса.

6 мая: второй день

Второй, главный технологический день мастер-класса. Модели персонажей готовы, оптимизированы, снабжены анатомическим скелетом, оснащены контроллерами прямой кинематики для захвата движения и протестированы на гладкость привязки: можно приступать к захвату движения. Все слушатели выражают желание попробовать себя в роли актёра-модели. Персонажей хватит на всех.

Снаряжение актёра-модели – кропотливый процесс. Помимо подбираемого точно по фигуре обтягивающего трико, для точности захвата оптические маркеры крепятся лейкопластырем на босые ноги актёра-модели.

Технические возможности телестудии Media Centre Lume поражают своим размахом даже привычных к современному оборудованию Научно-инновационного центра цифрового кинематографа студентов кафедры КГиД. Огромная площадь захвата, 20-камерная система Motion Analysis с возможностью одновременного захвата до четверых актёров с частотой 200 кадров в секунду, одновременная синхронизированная по таймкоду запись живого видео высокой чёткости, виртуальная камера, позволяющая оператору снимать актёра и видеть вместо него на мониторе модель, роскошная «зелёная комната» с богатыми возможностями студии реального времени для съёмки актёра в виртуальном окружении, параллельный вывод четырёх видеопотоков на демонстрационный экран в реальном времени. Техническое оснащение телестудии буквально ни в чём не ограничивает фантазию художника-постановщика, аниматора, и режиссёра захвата.

Работа с актёром-моделью – настоящее удовольствие как для постановщика захвата, так и для оператора и актёра-модели (Anna Nuuros): на протяжении захвата актёр видит самого себя в облике персонажа, двигающегося так же, как и он, в реальном времени, а оператор – персонажа на мониторе виртуальной камеры, координатное движение которой в сцене сохраняется синхронно с записью движения актёра-модели.

Получив некоторый практический опыт работы с новой системой захвата, после обеда приступаем к захвату групповой сцены фильма, где главного персонажа окружают нападающие. Работа с тремя актёрами-моделями одновременно – тройная нагрузка как в техническом, так и в художественном плане.

Материалов, полученных в ходе второго дня, с лихвой хватает на неделю работы, однако для продолжения мастер-класса всё должно быть готово к завтрашнему утру. Ещё одна бессонная ночь для наших аниматоров. Пока телестудия не закрылась, можно работать на их оборудовании, дальше – ночью из гостиницы, в режиме удалённого доступа к компьютерам кафедры в Петербурге.

7 мая: третий день.

В программе третьего дня мастер-класса – моделирование сцены, визуализация персонажей с перенесёнными данными захвата движения, освещение, атмосферные и физические эффекты. Сцены фильма начинают обретать реалистичность: выросли деревья, трава расходится под ногами персонажа… Чем дальше, тем больше растёт объём технической работы, а эффектность демонстрации уменьшается, но всё окупится выпуском законченного экранного произведения.

Кроме того, невозможно было не воспользоваться богатейшими возможностями студии реального времени для живой съёмки актёров на зелёном экране. Максим Свириденко и Виктория Епанян пробуют себя в роли видеооператоров, а Даниил Орлов – в роли актёра.

Впереди последний день мастер-класса. Всё должно быть готово к демонстрации законченного анимационного ролика, а работы ещё на двое суток. По нашей просьбе, завершение мастер-класса сдвигается на 9 мая.

9 мая: День Победы

День, которого все участники мастер-класса ждали с нетерпением, а ведущие – боялись не успеть уложиться в сроки. Весь день до обеда продолжается доработка сцен фильма, заканчивается чистовое озвучание, доснимаются последние кадры трёхмерной сцены.

Наконец, всё готово. Живая реакция зрителей, смех и аплодисменты – лучшая награда аниматорам за четверо суток непрерывной работы. Слушатели других мастер-классов, завершившихся к этому времен, собираются в зале, чтобы тоже увидеть результаты

По просьбе руководства университета, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна М.В.Коновалов выступает с кратким обзором организации учебного процесса по специальности «Графика», методическими особенностями преподавания на кафедре, знакомит слушателей с работами студентов от первого до шестого курса. Зал тепло принимает работы русских коллег.

Новости

13.12.2025

Академия дополнительного профессионального образования в гостях на кафедре компьютерной графики

11.12.2025

Доцент кафедры компьютерной графики победила в Всероссийском открытом фестивале-конкурсе поэзии и искусства "Поэзия осени"

11.12.2025

Студенты кафедры компьютерной графики призерами конкурса "Дебют" на XI Международной Ассамблеи Анимации

08.12.2025

Итоги работы кафедры компьютерной графики за 2025 год

08.12.2025

Студенты специальности «Графика» посетили Музей железных дорог России

08.12.2025

В институте кино и телевидения состоялось награждение победителей IX инклюзивного кинофестиваля детского и молодежного кино «Волшебный фонарь»

06.12.2025

В библиотеке им. Н.А.Внукова состоялся показ проекта "Художник и кино"

03.12.2025

Студенты кафедры компьютерной графики посетили студию "Петербург"

28.11.2025

В школе №627 прошёл мастер-класс по песочной анимации

28.11.2025

На кафедре компьютерной графики состоялась межвузовская творческая встреча

27.11.2025

На кафедре компьютерной графики состоялась встреча с выпускниками 2022 года Е.Девятовой и Д.Романовой

27.11.2025

Первый день работы IV Всероссийской конференции «Цифровое искусство: искусство в цифре»

24.11.2025

Студенты и преподаватели кафедры графики посетили скульптурную мастерскую и встретились с Р. Лотошом

23.11.2025

В клубе "Выборгская сторона" состоялась встреча с И.В.Несветайло «Монолог художника о джазе»

17.11.2025

Преподаватели кафедры компьютерной графики приняли участие в выставке "Осень 2025"

17.11.2025

Студенты кафедры компьютерной графики посетили музей Анатомического Эрмитажа

15.11.2025

Выпускница кафедры компьютерной графики стала призером 1 этапа Международного фестиваля "ПитерКИТ"

12.11.2025

На кафедре компьютерной графики состоялся мастер класс по искусству комикса

11.11.2025

В детской библиотеке №7 открыта выставка творческих работ студентов кафедры компьютерной графики «Россия -моя семья»

07.11.2025

На кафедре компьютерной графики прошло заседание секции VIII Национальной научно-практической конференции

07.11.2025

Всемирный день анимации на кафедре компьютерной графики: традиции, которые живут

07.11.2025

Мир анимации на фестивале «В кругу друзей» в библиотеке "Авеню"

06.11.2025

В Доме кино состоялась премьера анимационного фильма "Соберись"

05.11.2025

Студенты кафедры приняли участие в Межрегиональной онлайн-конференции, посвященная 100-летию со дня рождения писателя Николая Внукова

01.11.2025

Преподаватели кафедры приняли участие в XIII Международном биеннале "Арт-мост Акварель"

31.10.2025

В библиотеке "Азарт" открыта выставка творческих работ студентов графиков, посвященная Дню народного единства

29.10.2025

Преподаватели и студенты кафедры компьютерной графики приняли участие в ХI Ассамблее анимации

28.10.2025

Союз кинолюбителей в гостях на кафедре компьютерной графики

27.10.2025

Доценты кафедры компьютерной графики приняли участие в IV Форуме педагогов дополнительного образования в сфере искусства

27.10.2025

Александра Елкина провела мастер-класс «Комикс как инструмент твоих идей»

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен