Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.11.2013

МАРИАННА КААТ: «Человек, который согласился сниматься, готов раскрыть тебе душу!»

Эстонский режиссер и продюсер МАРИАННА КААТ представила в Университете кино и телевидения фильм «ШАХТА №8» и провела мастер-класс.

«Я живу и держу глаза и уши открытыми. Все время вижу, что вот из этого можно было бы сделать кино и из этого. Читаю, смотрю телевизор, встречаюсь с людьми и всегда на все это со стороны немного смотрю. Считаю себя – документалистом! Не большой любитель игрового кино, хотя продюсировала пару игровых фильмов. В игровом фильме вся энергия уходит на подготовку: нужно найти идею, написать сценарий, все очень отработать, и на это уходит много времени, потом ты собираешь группу. Дальше вступаешь в производственный период и молишься: «Лишь бы ничего не случилось. Все чтобы шло по плану!» – это я с точки зрения продюсера говорю. Любая экстренная ситуация – лишние траты, которые у тебя не были запланированы. В документальном кино совершенно противоположная ситуация. Безусловно, тебе нужна какая-то идея, за что-то ухватиться. Чувствовать, что там что-то может начать происходить интересное для тебя как для режиссера, так и для истории самой, которую ты собираешься снимать, а дальше начинаются приключения. И здесь ты молишься, чтобы что-то случилось, только так ты можешь получить какую-то историю. Монтажный период в игровом кино, безусловно, творческий, но история заложена уже заранее в сценарии, а в документальном кино сам сценарий «пишется» за монтажным столом, то есть ты создаешь свою историю в монтаже. И здесь ты не знаешь, куда ты придешь. Понятно, что в голове у тебя уже что-то сложилось, но в монтаже у тебя складываются неожиданные переходы». 

«Человек, который согласился сниматься в документальном кино, готов раскрыть тебе душу. Но дашь ли ты ему, как режиссер, эту возможность? Есть люди – «нет, и все!», и тогда ты не сможешь этого сделать. Но если человек дал согласие на съемку, то он готов раскрываться. Режиссер должен быть очень заинтересован в своем герое, степень интереса должна быть очень высокой. Надо смотреть на героя такими глазами, чтобы ему хотелось еще больше рассказать о себе. У нас на площадке фильма «Шахта №8» было 4 человека: я - режиссер, оператор, звукооператор, продюсер. Герой даже не замечал нас и камеры, хотя мы могли быть часто все вместе в маленьком пространстве. И человек начинает себя естественно вести. Ему нельзя ни в коем случае говорить: «Покажи мне это», «Сыграй мне это». Никто не должен вмешиваться в естественную жизнь героя – ни оператор, ни режиссер. Оператор снимает свое, и не может задавать никаких вопросов на площадке. Конечно, у него что-то технически, может, не получилось, и задача режиссера – как-то создать эту ситуацию, чтобы только это не было сыграно. Своим студентам (я еще преподаю в киношколе Таллина) говорю: "Если вы сопереживаете, находитесь на волне героя, то он вам расскажет все и сделает все, что вам нужно"». 

«Оператору всегда ставлю задачу, и он ее понимает. Объясняю, что мы идем сейчас туда-то и то, то, то снимать. Мне важно, например, план какой-нибудь крупный или средний – все это обсуждаем заранее. А там смотрим и действуем по ходу. Оператор всегда видит только одно направление, как правило, вторым глазом ему сложно работать. И если там что-то начинает происходить, а оператор в другой стороне, то я просто разворачиваю и показываю, шепчу на ухо, если что-то действительно кардинально поменялось. Все это держится только на взаимопонимании, на ощущение понимания – что один хочет, что другой». 

«Документальный фильм может конкурировать с игровым. Благодаря развитию техники камеры стали легче, звук стало проще писать, и появилась возможность проникать в любые места мира, можно поехать и что-нибудь такое снять. Понятно, что бюджет документального фильма, какой бы он ни был, в любом случае намного меньше, чем у игрового фильма. В фестивалях категории «А», в Венеции, в Берлине, уже не один раз какой-то полнометражный документальный фильм был в конкурсе вместе с игровым фильмом и получал главный приз. Для киноиндустрии это очень привлекательный момент – стоимость меньше, а результат можно тот же получить. Поэтому сейчас есть такая тенденция: полнометражные документальные фильмы снимают все. Другой вопрос, что потом с полнометражным фильмом очень тяжело попасть на телевидение, потому что нет такой сетки, куда можно было вместить этот фильм. Но для этого тоже уже все продумано: делается несколько версий фильма. Я тоже «Шахту №8» резала до 57 минут специально для ТВ, потому что очень мало каналов показывают длинные документальные фильмы, кроме специализированных телекомпаний в Израиле, Финляндии и др. Продюсеры понимают, что если ты хочешь продавать фильм, то из него придется делать часовую версию, а может и 43 минуты. Поэтому существуют разные системы финансирования кино в каждой стране. Для таких развитых стран существуют свои бюджеты для документальных фильмов. Знаю российскую систему финансирования кино, у вас в основном денежную поддержку получают больше такие получасовые фильмы».

«В Европе, да и в Америке, телевидение является таким основным источником, где показывают документальные фильмы, но они не показывают получасовые фильмы. Обычно формат – это один телевизионный час. Он может варьироваться: например, у немцев это может быть 48 минут, потом 52, 56 – все, что выше этого, считается не телевизионным форматом. 30 минут – это очень маленький формат. Сложность в планировании сетки, полчаса каждый день надо чем-то забивать, возникает сумятица. Поэтому сложилось так, что телевизионный час – тот формат, который удобно планировать. И для телевидения стали делать фильмы часового формата». 

«Ваш фестиваль «Питеркит» – это такой смотр возможностей будущих режиссеров, и я призываю вас всех серьезно относиться к этому. Коротким метром вы заявляете о себе. Пробуйте, что вы можете. Это и дает возможность стремиться к длинному метру. Лучшие могут дальше продвигаться, представлять работы на больших фестивалях. Ваша учебная работа – это оттачивание мастерства, это ответ на вопрос, что вы хотите и можете сказать. Фильмы формата получаса обычно идут из киношкол. Фестивали международные, у которых раньше была отдельная программа короткого метра, сейчас в замешательстве, они закрывают блок короткометражных фильмов, потому что качественных фильмов просто не набирается. Профессиональные фестивали организуют специальный конкурс для этого, где и представляют студенческие работы». 


Стенограмму подготовил Максим Мирошниченко 
Фото: Служба информации и общественных связей СПбГУКиТ 

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен