Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

02.09.2011

Растить думающих режиссеров

На базе нашего Университета известный российский режиссер, клипмейкер и продюсер Александр Игудин начинает реализацию уникального образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», мастерами в котором выступят такие маститые профессионалы кино, музыкального телевидения и шоу-бизнеса, как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Иосиф Пригожин и другие. О замысле и особенностях проекта, о его актуальности и эксклюзивности Александр Игудин рассказал для посетителей сайта gukit.ru.

Сегодня без шоу-бизнеса уже невозможно представить нашу жизнь, но профессия режиссера, тем не менее, остается эксклюзивной, так сказать, «штучной». В общем-то, она всегда считалась элитарной, особенно в такой специфической сфере, как создание музыкальных клипов. По большому счету, режиссеров музыкального видео до сих пор можно сравнить с отрядом космонавтов. Как в плане редкости, так в плане высочайшего профессионализма. Талантливых, стоящих режиссеров музыкального видео, телепрограмм или телешоу, настоящих мастеров нынче пересчитаешь по пальцам.

Прогресс – великая вещь, но иногда он может сыграть злую шутку с качеством конечного продукта той или иной профессиональной деятельности: с развитием высоких технологий, различных аудио- и видео- гаджетов, которые в значительной степени упростили сам процесс съемки, делать клипы и фильмы стали практически все, кому не лень. Российский музыкальный телеэфир и, конечно, Интернет захлестнула волна «самодеятельного»  музыкального видео. Вследствие этого пул собственно режиссуры стал размываться, терять свою идентичность. Соответственно, начала падать значимость профессии и, что самое неприятное, снижаться качество художественной продукции.

Еще одна беда, которая, как вирус, поразила наше музыкальное телевидение, состоит в абсолютном отсутствии новых идей. Что это? Банальные лень и бездарность, когда людей тянет по пути наименьшего сопротивления, и они считают, что достаточно наснимать сомнительных картинок, смонтировать их в один видеоряд и выдать этот винегрет за клип.

Когда смотришь западное музыкальное телевидение или даже российский альтернативный канал, понимаешь, что оригинальных идей у них несравнимо больше, нежели у казалось бы популярных и востребованных артистов, чьи треки находятся в активной ротации.

Основная задача нового образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», который будет осуществляться мной совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения, состоит в том, чтобы как раз научить думать и придумывать. Речь идет об инициировании и управлении процессом генерации авторской художественной идеи и ее воплощения в соответствующем изобразительном материале. И все это – в особых условиях, ведь в отличие от большого кино, которое укомплектовано сценаристами, операторами, режиссерами, жанр музыкального клипа характеризуется тесным сплетением ролей и функций, которые исполняют одни и те же люди. Так, например, режиссер часто выступает и сценаристом. Сценарную основу клипа, разумеется, не корректно будет сравнивать с полноценным сценарием художественного или документального фильма. Чаще говорят именно о креативе в создании музыкального видео, то есть о замысле, сверхидее, которая сможет сделать клип интересным и запоминающимся. Поэтому на практике получается, что профессия режиссера музыкального клипа или музыкального телевидения рассчитана на полный цикл производства продукта, от стадии «придумал» до стадии «реализовал».

Режиссеры музыкального видео – это своего рода волшебники, которые создают целый мир всего за 3 – 4 минуты. В большом кино сюжетной и эстетической архитектуре отводится как минимум полтора – два часа. Получается, что клип – это концентрат настроения, сгусток эмоций и своеобразный срез времени. Поэтому, в отличие от полнометражного кинофильма, клип – продукт скоропортящийся. Если даже средний по качеству фильм может прожить пару лет, а потом быть издан на диске, то музыкальный клип живет в среднем полгода. Совсем как бабочка, красочная, яркая, легкая, радующая глаз всего один сезон. Так что в известном смысле можно сказать о том, что сделать хороший клип сложнее, чем снять хорошее кино. Проблема здесь в максимальном временном ограничении, когда нужно высказать что-то очень важное всего за несколько минут. Чтобы удалось быть принятой зрителем, идея клипа должна быть максимально сжатой и вместе с тем выразительной и понятной ему. Роль актера в клипе вообще существенно иная: если в кино он является проводником творческого замысла, говорящим на его языке, то в клипе он может говорить в лучшем случае на иносказательном языке символа. Фактически видеоклип – это немое кино, где действием является сама музыка, с помощью которой смысл передать сложнее, нежели с помощью слов. Именно поэтому жанр музыкального клипа является более сложным.

Жизнеспособность и долголетие музыкального клипа напрямую зависит от того, насколько его хочется пересматривать, насколько он способен нести идею, а не только быть набором меняющих друг друга на экране картинок. Одним словом, это должна быть такая идея, к которой захочется возвращаться. А тому, как придумывать и воплощать такие идеи, мы и постараемся научить в рамках образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива».

Как режиссер и сценарист, я четко разделяю российские и зарубежные музыкальные видеоклипы, поскольку считаю, что они преследуют разные цели. Среди отечественных я наиболее высоко оцениваю такие клипы, которые сделаны как миниатюрные кинофильмы. Хотя, как я уже говорил, в массе своей доморощенные клипмейкеры снимают видео, которое представляет собой набор ярких движущихся изображений, бьющих с экрана по глазам зрителю. Какой-либо смысл в них практически отсутствует. Этот тренд, впрочем, не является исключительно российским: клипы таких топовых западных поп-звезд, как Beyonce, Ledi GaGa, J Lo, тоже рассчитаны на то, чтобы ослепить зрителя феерией шоу. Другое дело, сюжетные видео таких исполнителей, как Robbie Williams, Madonna, «Queen». А вершиной искусства музыкального клипа я считаю работы французской дивы Mylene Farmer. В свое время стоило мне впервые увидеть видео этой исполнительницы, как я раз и навсегда определился с тем, чем хочу заниматься в жизни.

Среди российских режиссеров в свое время очень интересные работы снимал  Тигран Кеосаян на песни Михаила Шуфутинского и Игоря Саруханова. Непревзойденными, по моему мнению, остаются клипы Бориса Деденева, у которого я когда-то учился. Кстати, в этом году его видео на песню группы ДДТ «Что такое осень» исполняется уже 20 лет, и я считаю, он до сих пор не потерял своей актуальности. Его кажущаяся бессюжетность на самом деле предстает идеальным срезом настроения, перенесенного на пленку. Иными словами, режиссер нашел такой удачный ход, который способен захватить зрителя как в 90-е года, так и сейчас. К сожалению, в отношении большинства современных произведений в области искусства музыкального клипа сложно говорить о долговечности…

Пестрая динамика под музыку – это такой формат клипа, который сегодня весьма востребован на телевидении, не стоит с этим спорить, но, на мой взгляд, режиссерского начала здесь мало, куда больше – дизайнерского. «Анатомия» современного клипа такова, что 50% он состоит из дизайнерских идей и на 50% из драматургических. Этому важному аспекту клипмейкинга мы собираемся уделить особое внимание в курсе post-production, который запланирован в учебном плане «Академии режиссуры и креатива».

По сути дела, музыкальный видеоклип представляет собой пазл, который нужно собирать. Клипы с драматургической основой снимать сложнее, потому что это – кинофильм в миниатюре, но тем интереснее работа над ним, и тем ценнее выходит продукт.

На Западе сюжетные клипы могут позволить себе только артисты мирового уровня, музыканты рангом помельче практически не ставят перед собой таких задач. Кроме того, в искусстве все настойчивее проявляется и коммерческий, рыночно ориентированный подход и если раньше в создании клипов было больше творчества, то теперь преобладает меркантильно-прагматические соображения. А в этой ситуации важно научить будущих режиссеров отличать подлинные ценности жанра от мнимых.

Основной эффект проекта, его максимальную отдачу можно будет ожидать в результате того, что люди с еще недеформированным сознанием научатся направлять свою энергетику в нужное русло для создания оригинального музыкального видеоматериала. Очень важно уметь гибко мыслить, адекватно реагируя на современные тренды, отбирая и используя самое ценное, что можно заимствовать. В «Академии режиссуры и креатива» мы хотим растить думающих режиссеров, способных порождать и художественно оформлять свежие идеи. Очень хотелось бы вернуть былые представления о высоком качестве производства музыкальных клипов и профессии в целом. Обществу пора понять: чтобы человек считался режиссером, ему недостаточно взять в руки камеру и научиться кричать «Мотор!» и «Стоп!», но необходимо получить определенные знания и практику. А для этого в проекте будут задействованы известные режиссеры, клипмейкеры, продюсеры, одним словом, признанные мастера жанра. В формате мастер-классов они смогут дать слушателям «Академии» по-настоящему ценные, практически ориентированные знания и профессиональные навыки, делясь своим опытом.

Мы планируем представить нашим слушателям не только возможность посещения лекций и мастер-классов, но и насыщенные практические занятия, например, работа на профессиональной съемочной площадке и постановка авторского музыкального видео. Основное внимание при этом будет уделяться не столько режиссуре как таковой, сколько ключевым аспектам жанра музыкального клипа в разрезе креатива.

Выпускники «Академии» будут постигать основы режиссуры, операторского мастерства и монтажа в области производства музыкальных клипов. Можно сказать, что это – три кита, на которых держится креатив современного клипмейкинга. Также будут преподаваться основы применения спецэффектов, поскольку современный клип в значительной степени построен именно на спецэффектах.

Инновационным методом обучения будет «рынок идей», который мы будем устраивать в рамках образовательной программы «Академии». Суть его состоит в следующем: предлагается композиция известного исполнителя, на которую еще не создан клип и для которой необходимо будет придумать оригинальный сценарий. Я даже  готов финансово поощрять участников за интересные предложения, которые можно будет реализовать. А по итогам всего курса обучения в «Академии режиссуры и креатива» будут выбраны несколько лучших студентов, которым будет предоставлена стажировка в качестве режиссеров и креативщиков на музыкальных каналах, продакшн-студиях, связанных с производством клипов. Это даст им возможность профессиональной реализации и апробации новых знаний.

Прием в «Академию» будет производиться до 25 сентября в форме собеседования, как со мной, так и другими мастерами, задействованными в этом проекте. Беседа будет направлена, главным образом, на выявление творческого потенциала и умение нестандартно мыслить. Возможно, беседа будет посвящена обсуждению творческих проектов, профессии и т.д. – тем для собеседования много, меня больше будет интересовать сам человек. Если собеседник интересен, у него есть творческая жилка и стремление совершенствоваться, то это не останется не замеченным.

Учебная нагрузка в «Академии режиссуры и креатива» распределиться на теоретические и практические занятия, которые будут проводиться как в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, так и на съемочных площадках киностудии «RWS» и рабочих площадках приглашенных мастеров. Практика режиссуры должна проходить в павильонах и монтажках. При этом основной упор мы будем делать именно на практические занятия, ведь хочется дать гораздо больше полезных знаний и умений за отведенные три месяца курса обучения. К тому же любая съемка предполагает как минимум 7 - 8 часов, невозможно за один час придумать что-то стоящее и реализовать это.

Еще одно ключевое направление практических занятий - участие в съемочном процессе традиционной новогодней музыкальной сказки для телеканала «Россия», который будет проходить в павильонах студии «RWS». Там слушатели «Академии режиссуры и креатива» смогут реализовать свои самые удачные сценарно-креативные идеи и поучиться одному из важнейших аспектов режиссуры – работе с актерами, среди которых планируются только звезды первой величины.

Скорей всего это будет вторая половина дня, два раза в неделю, так как мы учитываем, что большинство слушателей, которые придут к нам, еще где-то учатся или работают. К тому же замечено, что люди, которые занимаются такими творческими профессиями, как оператор, режиссер или сценарист, обычно бывают «совами» и им необходимо время для того чтобы «раскачаться».

Курсы продлятся три месяца и первую очередь будут ориентированы на выпускников профильных вузов или студентов-старшекурсников, которые обучаются в этом направлении, а также на тех, кто уже успел поработать в индустрии кино, телевидения и клипмейкинга, но хочет максимально дополнить свои знания. Даже если в прошлом у вас остался негативный опыт, пусть это не отпугивает, не лишает желания двигаться дальше. Мы,  свою очередь, постараемся сделать так, чтобы человек, впервые столкнувшийся с процессом съемок музыкального видео и работы на музыкальном развлекательном телевидении, обязательно поверил в себя, раскрыл свои творческие способности.

По окончании обучения всем студентам будет выдан сертификат государственного образца. Но куда гораздо более ценно будет то, что слушатели «Академии режиссуры и креатива» поработают с такими заслуженными мастерами этого жанра как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Влад Опельянц и другими. Сейчас это известные личности в сфере большого кино, но начинали они как раз в жанре музыкального клипа. Их успешный опыт служит ярким примером того, как, начав работать в такой малой форме, как музыкальный видеоклип, можно прийти в мир большого кино. Шанс есть у каждого, важно уметь им правильно воспользоваться.

 

Новости

16.06.2025

Кинофестиваль ГИКИТ всё ближе

Мероприятие состоится С 27 по 29 июня в Art Space от T2 на Елагином острове

16.06.2025

Анимация и дизайн: Перезагрузка

Нам важно, чтобы студент вышел с инструментами в руках": интервью с Евгением Свердловым о новой программе кафедры анимации и медиадизайна.

11.06.2025

Профессор ГИКИТ Константин Лопушанский получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Торжественная церемония награждения прошла в Смольном, награды вручал лично губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

11.06.2025

Студенты-реставраторы познакомились с работой архивной лаборатории Санкт-Петербурга

Студенты ГИКИТ получили новые знания о реставрации архивных документов. 

11.06.2025

Студентки кафедры телевидения стали победительницами всероссийского конкурса

Дарина Фабричкина и Арина Чернуха, воспитанницы кафедры телевидения, одержали победу в конкурсе «Великий и могучий мой родной русский язык!»

10.06.2025

«Почитай старших» – поэзия глазами юных режиссёров телевидения

«Кинопоэзия»: студенты первого курса режиссуры оживили поэтические образы на экране.

10.06.2025

Студенты ГИКИТ приняли участие в информационном освещении театрального фестиваля «Молодёжь. Театр. Фест»

Руководству ГИКИТ и студентам кафедры телевидения объявлена благодарность за содействие в организации съемок сюжетов о XXVI Международном театральном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест».

10.06.2025

Анна Богуславская: "Настоящий режиссер должен уметь все"

Погрузитесь в атмосферу студенческой мастерской, где классика встречается с современностью, а студенты создают собственные уникальные истории.

09.06.2025

На свет маяка: ГИКИТ организовал «Авангард - 2025»

В конце учебного года состоялся традиционный выезд на природу отличившихся студентов и преподавателей ГИКИТ.

09.06.2025

«Пушкин-квест»: цифровые технологии объединили студентов России и Китая

ГИКИТ при поддержке Фонда «Русский мир» реализовал масштабный мультимедийный проект «Пушкин-квест»., который объединил студентов из Китая и России.

09.06.2025

Состоялась презентация телеверсии спектакля «Кики ван Бетховен»: опыт практической подготовки студентов

Создание телеверсии спектакля «Кики ван Бетховен», ставшего важным этапом в развитии межкафедрального сотрудничества и практической подготовки студентов в институте

06.06.2025

«Надо начать любить их по-настоящему»: на кафедре режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ состоялась премьера курсовых работ

 «За гранью сказок» — первая большая работа студентов 1 курса кафедры режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ мастерской Анны Богуславской и Алексея Уварова.

06.06.2025

«Пушкин-квест» к дню рождения поэта

05.06.2025

Мечтаете о сцене? Интервью с набирающим мастером курса "Артист мюзикла" – Николаем Паниным

Режиссер-постановщик, композитор и сценарист Николай Панин - выпускник консерватории, режиссер Большого Театра и опытный педагог - объявляет набор в мастерскую "Артист мюзикла" в Институте кино и телевидения!

 

04.06.2025

В ГИКИТ прошел Фестиваль межфакультетских игр КВН

В институте впервые после долгого перерыва фестиваль КВН провели в киноконцертном зале.

04.06.2025

Студенты ГИКИТ приняли участие во Всероссийском фестивале «Будущее театральной России»

Молодые актеры мастерской Инны Провоторовой представили спектакль «Жить надо!» по рассказам Андрея Платонова.

03.06.2025

"Студентам нравится думать": интервью с Сергеем Виватенко о международном фестивале "Белые ночи" и клубе "Что? Где? Когда?"

Виват интеллектуальным баталиям и новым знаниям! Сергей Виватенко, известный знаток и радиоведущий, делится своей мечтой о создании клуба "Что? Где? Когда?" в ГИКИТ! Узнайте, почему фестиваль "Белые ночи" стал отправной точкой для этой инициативы, и какие возможности ждут студентов и преподавателей в этом новом интеллектуальном пространстве.

03.06.2025

Погружение в историю: первый в России документальный, сторителлинговый, интерактивный VR-проект "Бункер Трибуца"

Созданный студентами под руководством доцента Ирины Литовской - это не просто экскурсия, а полное погружение в детализированную 3D-модель исторического бункера, предлагающее активное взаимодействие с историей.

03.06.2025

В ГИКИТ состоялся концерт Анны Ковальчук «Ангелы Анны»

В программе приняли участие студенты мастерской анны Ковальчук в ГИКИТ.

02.06.2025

Екатерина Сазонова выступила в Ульяновске на фестивале "От всей души"

27 мая в Ульяновске стартовал XVI Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Михайловны Леонтьевой «От всей души».

30.05.2025

"Очень классное кино!": рождение звезд кинематографа

22 мая в стенах института кафедра режиссуры игрового кино организовала показ, где молодые таланты представили на суд зрителей свои первые учебные этюды под дерзким названием "Очень классное кино!". Это не просто показ работ – это рождение будущих звезд режиссуры.

29.05.2025

Студенты и сотрудники ГИКИТ приняли участие в организации турнира памяти героя СВО Павла Кочанжи

Главным судьей соревнований стал профессор кафедры физического воспитания ГИКИТ Роман Апойко, организационную поддержку мероприятия оказали сотрудники и студенты института.

29.05.2025

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма: 19 лет на передовой цифрового искусства

Кафедра представляет инновационный VR-проект "Бункер Трибуца", открывающий новый формат исторического повествования в документалистике. Этот первый в России документальный, сторителлинговый интерактивный VR –опыт создан студентами кафедры под руководством доцента Ирины Литовской.

"Бункер Трибуца" погружает зрителя в атмосферу времен, когда решались судьбы страны, позволяя ощутить события прошлого так, словно они происходят здесь и сейчас. Интерактивность проекта позволяет не просто наблюдать, но и взаимодействовать с виртуальным пространством, влияя на ход повествования и открывая новые грани исторической реальности.

Проект демонстрирует широкие перспективы виртуальной реальности в образовании и искусстве, предлагая новый подход к изучению истории «Бункер Трибуца» — это не просто развлечение, это инструмент для глубокого погружения в прошлое, вызывающий эмоциональный отклик и показывающий, как можно держать баланс между творчеством и историзмом.

 Выпускники кафедры являются яркими представителями нового цифрового поколения, для которых интерактивная среда - это уникальный феномен цифровой эпохи, создающей новые возможности для изучения социальных, политических, экологических и духовных проблем через активное участие пользователей в повествовании. Также выпускники кафедры являются создателями крупнейших студий по производству визуальных эффектов и медиаконтента. 

 В этом году Ирина Литовская объявляет набор в свою мастерскую, приглашая талантливых абитуриентов, чьи интересы лежат в области создания новых форм повествования, ведь уникальное сочетание мультимедиа с возможностями интернет-пространства позволяет творцам создавать интерактивные работы, разнообразные по жанрам. Присоединяйтесь к команде новаторов, будущее среди нас!

 

28.05.2025

Фестиваль ГИКИТ распахнет свои двери в Art Space на Елагином острове

Почувствуйте себя частью творческого сообщества, откройте для себя новые грани кинематографа и насладитесь атмосферой праздника! Фестиваль ГИКИТ ждет вас с 27 по 29 июня на Елагином острове. Приготовьтесь к незабываемым впечатлениям и новым открытиям!

28.05.2025

В ГИКИТ День города отметили песенным конкурсом

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся конкурс песен на иностранных языках, посвященный дню рождения многонационального Санкт-Петербурга.

28.05.2025

46 Международный Анимационный Форум "Красуйся, град Петров!"

27 мая в киноконцерном зале СПбГИКиТ открылась весенняя ассамблея 46 Международного Анимационного Форума "Красуйся, град Петров!" – Дню семейного мультфильма.

27.05.2025

"Ленфильм" – точка притяжения: в Петербурге открылся фестиваль "Ленфильм-клуб"

Более 100 бесплатных кинопоказов и выставку подготовил к этому лету «Ленфильм»

27.05.2025

Три дипломных проекта ГИКИТ получат поддержку министерства культуры

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся экспертный совет, на котором студенты представили свои будущие дипломные проекты, претендующие на материальную поддержку Министерства культуры.

27.05.2025

ЗаБег.РФ: Бег, вдохновение и рекорды – как профессор ГИКИТ Светлана Мельникова покоряет дистанции

От Калининграда до Камчатки — в один и тот же час любители и профессионалы выходят на старт. Светлана Мельникова находит вдохновение и призывает студентов к участию в этом грандиозном событии.

27.05.2025

ГИМН СИЛЕ ДУХА И МУЗЫКЕ: В ПЕТЕРБУРГЕ СНИМАЮТ «МАЭСТРО»

5 вузов Петербурга объединились для съемок фильма "Маэстро". Документальная картина посвящена Герману Колбасникову, основателю хора "Альма Матер", человеку невероятной судьбы. Это - гимн стойкости, рассказ о преданности искусству и возможность для студентов ГИКИТ получить бесценный опыт.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен