Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

02.09.2011

Растить думающих режиссеров

На базе нашего Университета известный российский режиссер, клипмейкер и продюсер Александр Игудин начинает реализацию уникального образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», мастерами в котором выступят такие маститые профессионалы кино, музыкального телевидения и шоу-бизнеса, как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Иосиф Пригожин и другие. О замысле и особенностях проекта, о его актуальности и эксклюзивности Александр Игудин рассказал для посетителей сайта gukit.ru.

Сегодня без шоу-бизнеса уже невозможно представить нашу жизнь, но профессия режиссера, тем не менее, остается эксклюзивной, так сказать, «штучной». В общем-то, она всегда считалась элитарной, особенно в такой специфической сфере, как создание музыкальных клипов. По большому счету, режиссеров музыкального видео до сих пор можно сравнить с отрядом космонавтов. Как в плане редкости, так в плане высочайшего профессионализма. Талантливых, стоящих режиссеров музыкального видео, телепрограмм или телешоу, настоящих мастеров нынче пересчитаешь по пальцам.

Прогресс – великая вещь, но иногда он может сыграть злую шутку с качеством конечного продукта той или иной профессиональной деятельности: с развитием высоких технологий, различных аудио- и видео- гаджетов, которые в значительной степени упростили сам процесс съемки, делать клипы и фильмы стали практически все, кому не лень. Российский музыкальный телеэфир и, конечно, Интернет захлестнула волна «самодеятельного»  музыкального видео. Вследствие этого пул собственно режиссуры стал размываться, терять свою идентичность. Соответственно, начала падать значимость профессии и, что самое неприятное, снижаться качество художественной продукции.

Еще одна беда, которая, как вирус, поразила наше музыкальное телевидение, состоит в абсолютном отсутствии новых идей. Что это? Банальные лень и бездарность, когда людей тянет по пути наименьшего сопротивления, и они считают, что достаточно наснимать сомнительных картинок, смонтировать их в один видеоряд и выдать этот винегрет за клип.

Когда смотришь западное музыкальное телевидение или даже российский альтернативный канал, понимаешь, что оригинальных идей у них несравнимо больше, нежели у казалось бы популярных и востребованных артистов, чьи треки находятся в активной ротации.

Основная задача нового образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», который будет осуществляться мной совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения, состоит в том, чтобы как раз научить думать и придумывать. Речь идет об инициировании и управлении процессом генерации авторской художественной идеи и ее воплощения в соответствующем изобразительном материале. И все это – в особых условиях, ведь в отличие от большого кино, которое укомплектовано сценаристами, операторами, режиссерами, жанр музыкального клипа характеризуется тесным сплетением ролей и функций, которые исполняют одни и те же люди. Так, например, режиссер часто выступает и сценаристом. Сценарную основу клипа, разумеется, не корректно будет сравнивать с полноценным сценарием художественного или документального фильма. Чаще говорят именно о креативе в создании музыкального видео, то есть о замысле, сверхидее, которая сможет сделать клип интересным и запоминающимся. Поэтому на практике получается, что профессия режиссера музыкального клипа или музыкального телевидения рассчитана на полный цикл производства продукта, от стадии «придумал» до стадии «реализовал».

Режиссеры музыкального видео – это своего рода волшебники, которые создают целый мир всего за 3 – 4 минуты. В большом кино сюжетной и эстетической архитектуре отводится как минимум полтора – два часа. Получается, что клип – это концентрат настроения, сгусток эмоций и своеобразный срез времени. Поэтому, в отличие от полнометражного кинофильма, клип – продукт скоропортящийся. Если даже средний по качеству фильм может прожить пару лет, а потом быть издан на диске, то музыкальный клип живет в среднем полгода. Совсем как бабочка, красочная, яркая, легкая, радующая глаз всего один сезон. Так что в известном смысле можно сказать о том, что сделать хороший клип сложнее, чем снять хорошее кино. Проблема здесь в максимальном временном ограничении, когда нужно высказать что-то очень важное всего за несколько минут. Чтобы удалось быть принятой зрителем, идея клипа должна быть максимально сжатой и вместе с тем выразительной и понятной ему. Роль актера в клипе вообще существенно иная: если в кино он является проводником творческого замысла, говорящим на его языке, то в клипе он может говорить в лучшем случае на иносказательном языке символа. Фактически видеоклип – это немое кино, где действием является сама музыка, с помощью которой смысл передать сложнее, нежели с помощью слов. Именно поэтому жанр музыкального клипа является более сложным.

Жизнеспособность и долголетие музыкального клипа напрямую зависит от того, насколько его хочется пересматривать, насколько он способен нести идею, а не только быть набором меняющих друг друга на экране картинок. Одним словом, это должна быть такая идея, к которой захочется возвращаться. А тому, как придумывать и воплощать такие идеи, мы и постараемся научить в рамках образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива».

Как режиссер и сценарист, я четко разделяю российские и зарубежные музыкальные видеоклипы, поскольку считаю, что они преследуют разные цели. Среди отечественных я наиболее высоко оцениваю такие клипы, которые сделаны как миниатюрные кинофильмы. Хотя, как я уже говорил, в массе своей доморощенные клипмейкеры снимают видео, которое представляет собой набор ярких движущихся изображений, бьющих с экрана по глазам зрителю. Какой-либо смысл в них практически отсутствует. Этот тренд, впрочем, не является исключительно российским: клипы таких топовых западных поп-звезд, как Beyonce, Ledi GaGa, J Lo, тоже рассчитаны на то, чтобы ослепить зрителя феерией шоу. Другое дело, сюжетные видео таких исполнителей, как Robbie Williams, Madonna, «Queen». А вершиной искусства музыкального клипа я считаю работы французской дивы Mylene Farmer. В свое время стоило мне впервые увидеть видео этой исполнительницы, как я раз и навсегда определился с тем, чем хочу заниматься в жизни.

Среди российских режиссеров в свое время очень интересные работы снимал  Тигран Кеосаян на песни Михаила Шуфутинского и Игоря Саруханова. Непревзойденными, по моему мнению, остаются клипы Бориса Деденева, у которого я когда-то учился. Кстати, в этом году его видео на песню группы ДДТ «Что такое осень» исполняется уже 20 лет, и я считаю, он до сих пор не потерял своей актуальности. Его кажущаяся бессюжетность на самом деле предстает идеальным срезом настроения, перенесенного на пленку. Иными словами, режиссер нашел такой удачный ход, который способен захватить зрителя как в 90-е года, так и сейчас. К сожалению, в отношении большинства современных произведений в области искусства музыкального клипа сложно говорить о долговечности…

Пестрая динамика под музыку – это такой формат клипа, который сегодня весьма востребован на телевидении, не стоит с этим спорить, но, на мой взгляд, режиссерского начала здесь мало, куда больше – дизайнерского. «Анатомия» современного клипа такова, что 50% он состоит из дизайнерских идей и на 50% из драматургических. Этому важному аспекту клипмейкинга мы собираемся уделить особое внимание в курсе post-production, который запланирован в учебном плане «Академии режиссуры и креатива».

По сути дела, музыкальный видеоклип представляет собой пазл, который нужно собирать. Клипы с драматургической основой снимать сложнее, потому что это – кинофильм в миниатюре, но тем интереснее работа над ним, и тем ценнее выходит продукт.

На Западе сюжетные клипы могут позволить себе только артисты мирового уровня, музыканты рангом помельче практически не ставят перед собой таких задач. Кроме того, в искусстве все настойчивее проявляется и коммерческий, рыночно ориентированный подход и если раньше в создании клипов было больше творчества, то теперь преобладает меркантильно-прагматические соображения. А в этой ситуации важно научить будущих режиссеров отличать подлинные ценности жанра от мнимых.

Основной эффект проекта, его максимальную отдачу можно будет ожидать в результате того, что люди с еще недеформированным сознанием научатся направлять свою энергетику в нужное русло для создания оригинального музыкального видеоматериала. Очень важно уметь гибко мыслить, адекватно реагируя на современные тренды, отбирая и используя самое ценное, что можно заимствовать. В «Академии режиссуры и креатива» мы хотим растить думающих режиссеров, способных порождать и художественно оформлять свежие идеи. Очень хотелось бы вернуть былые представления о высоком качестве производства музыкальных клипов и профессии в целом. Обществу пора понять: чтобы человек считался режиссером, ему недостаточно взять в руки камеру и научиться кричать «Мотор!» и «Стоп!», но необходимо получить определенные знания и практику. А для этого в проекте будут задействованы известные режиссеры, клипмейкеры, продюсеры, одним словом, признанные мастера жанра. В формате мастер-классов они смогут дать слушателям «Академии» по-настоящему ценные, практически ориентированные знания и профессиональные навыки, делясь своим опытом.

Мы планируем представить нашим слушателям не только возможность посещения лекций и мастер-классов, но и насыщенные практические занятия, например, работа на профессиональной съемочной площадке и постановка авторского музыкального видео. Основное внимание при этом будет уделяться не столько режиссуре как таковой, сколько ключевым аспектам жанра музыкального клипа в разрезе креатива.

Выпускники «Академии» будут постигать основы режиссуры, операторского мастерства и монтажа в области производства музыкальных клипов. Можно сказать, что это – три кита, на которых держится креатив современного клипмейкинга. Также будут преподаваться основы применения спецэффектов, поскольку современный клип в значительной степени построен именно на спецэффектах.

Инновационным методом обучения будет «рынок идей», который мы будем устраивать в рамках образовательной программы «Академии». Суть его состоит в следующем: предлагается композиция известного исполнителя, на которую еще не создан клип и для которой необходимо будет придумать оригинальный сценарий. Я даже  готов финансово поощрять участников за интересные предложения, которые можно будет реализовать. А по итогам всего курса обучения в «Академии режиссуры и креатива» будут выбраны несколько лучших студентов, которым будет предоставлена стажировка в качестве режиссеров и креативщиков на музыкальных каналах, продакшн-студиях, связанных с производством клипов. Это даст им возможность профессиональной реализации и апробации новых знаний.

Прием в «Академию» будет производиться до 25 сентября в форме собеседования, как со мной, так и другими мастерами, задействованными в этом проекте. Беседа будет направлена, главным образом, на выявление творческого потенциала и умение нестандартно мыслить. Возможно, беседа будет посвящена обсуждению творческих проектов, профессии и т.д. – тем для собеседования много, меня больше будет интересовать сам человек. Если собеседник интересен, у него есть творческая жилка и стремление совершенствоваться, то это не останется не замеченным.

Учебная нагрузка в «Академии режиссуры и креатива» распределиться на теоретические и практические занятия, которые будут проводиться как в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, так и на съемочных площадках киностудии «RWS» и рабочих площадках приглашенных мастеров. Практика режиссуры должна проходить в павильонах и монтажках. При этом основной упор мы будем делать именно на практические занятия, ведь хочется дать гораздо больше полезных знаний и умений за отведенные три месяца курса обучения. К тому же любая съемка предполагает как минимум 7 - 8 часов, невозможно за один час придумать что-то стоящее и реализовать это.

Еще одно ключевое направление практических занятий - участие в съемочном процессе традиционной новогодней музыкальной сказки для телеканала «Россия», который будет проходить в павильонах студии «RWS». Там слушатели «Академии режиссуры и креатива» смогут реализовать свои самые удачные сценарно-креативные идеи и поучиться одному из важнейших аспектов режиссуры – работе с актерами, среди которых планируются только звезды первой величины.

Скорей всего это будет вторая половина дня, два раза в неделю, так как мы учитываем, что большинство слушателей, которые придут к нам, еще где-то учатся или работают. К тому же замечено, что люди, которые занимаются такими творческими профессиями, как оператор, режиссер или сценарист, обычно бывают «совами» и им необходимо время для того чтобы «раскачаться».

Курсы продлятся три месяца и первую очередь будут ориентированы на выпускников профильных вузов или студентов-старшекурсников, которые обучаются в этом направлении, а также на тех, кто уже успел поработать в индустрии кино, телевидения и клипмейкинга, но хочет максимально дополнить свои знания. Даже если в прошлом у вас остался негативный опыт, пусть это не отпугивает, не лишает желания двигаться дальше. Мы,  свою очередь, постараемся сделать так, чтобы человек, впервые столкнувшийся с процессом съемок музыкального видео и работы на музыкальном развлекательном телевидении, обязательно поверил в себя, раскрыл свои творческие способности.

По окончании обучения всем студентам будет выдан сертификат государственного образца. Но куда гораздо более ценно будет то, что слушатели «Академии режиссуры и креатива» поработают с такими заслуженными мастерами этого жанра как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Влад Опельянц и другими. Сейчас это известные личности в сфере большого кино, но начинали они как раз в жанре музыкального клипа. Их успешный опыт служит ярким примером того, как, начав работать в такой малой форме, как музыкальный видеоклип, можно прийти в мир большого кино. Шанс есть у каждого, важно уметь им правильно воспользоваться.

 

Новости

21.11.2025

Маяки культуры

В Академии творческих индустрий «Меганом» прошёл третий модуль всероссийского семинара «Маяки культуры» для специалистов, ответственных за воспитательную работу в сфере культуры. В работе семинара приняла участие Татьяна Геннадьевна Бурсянина, начальник психологической службы СПбГИКиТ.

21.11.2025

20 ноября в Санкт-Петербурге завершился   XXV Международный кинофестиваль студенческих фильмов

Церемония награждения победителей международного 2 этапа юбилейного кинофорума состоялась в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22. Победителей поздравляли члены жюри, среди которых известные режиссеры и сценаристы Дмитрий Высоцкий и Снежан Лалович из Республики Сербской, продюсер и режиссер из Китайской Народной Республики Лян Ду, художник-постановщик Леонид Карпов. Председателем жюри в этом году выступил народный артист России, режиссер Владимир Бортко.  

20.11.2025

В ГИКИТ обсудили регламент съемок студенческих фильмов

В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения состоялся круглый стол, посвященный профилактике чрезвычайных ситуаций на учебных съемках. Мероприятие собрало преподавателей киновузов, представителей Межрегионального профсоюза кинематографистов, Гильдии каскадёров России и студентов нашего института.

19.11.2025

Полный метр: мечты сбываются

Завершены съёмки полнометражного дебютного фильма «Моң» режиссёра из ГИКИТ Софьи Чигировой. Картина выпускницы мастерской Сергея Овчарова снималась при поддержке гранта Министерства культуры России.

19.11.2025

Снежан Лалович: вы знаете о кино больше, чем я

Международный этап кинофестиваля «ПитерКИТ» подарил его участникам и гостям творческую встречу с членом жюри — сербским режиссёром Снежаном Лаловичем, чьи фильмы посвящены трагическим событиям на Балканах в 90-е годы.

18.11.2025

Образовательная экосистема ГИКИТ признана лучшей во всероссийском конкурсе

Наш институт стал победителем в двух номинациях конкурса «Лучшая модель внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО), организованного Союзом методистов высшего образования при поддержке Государственной Думы России.

18.11.2025

Совет по воспитательной работе

5 ноября состоялось заседание Совета по воспитательной работе.

17.11.2025

Студенты кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма расширили профессиональные горизонты и укрепили международные связи

С 6 по 13 ноября состоялся визит делегации студентов нашего института в Японию. Поездка была организована в рамках программы японо-российских молодежных обменов.

17.11.2025

Мастер-класс Божены Масленниковой и Марины Соловьевой на «ПитерКит»

Юбилейный XXV-ый фестиваль «ПитерКит» стал площадкой для по-настоящему знакового события. В рамках уникального мастер-класса встретились две выдающиеся фигуры отечественного кинематографа, чья совокупная профессиональная экспертиза охватывает десятилетия развития российского кино: цветокорректор «Мосфильма» Божена Масленникова и оператор-постановщик с 35-летним опытом Марина Соловьёва.

17.11.2025

Научная работа студента ГИКИТ признана лучшей на всероссийском конкурсе

Студент кафедры драматургии и киноведения мастерской Никиты Смирнова Игорь Дудко стал лауреатом XII-го Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры.

17.11.2025

Санкт-Петербургский государственный инстиут кино и телевидения получил приз за лучшую программу киношколы на Международном студенческом фестивале ВГИК имени Герасимова

Пять картин студентов и выпускников нашего института отмечены высокой наградой во втором этапе 45-ого студенческого кинофорума, который прошёл с 10 по14 ноября в Москве.

16.11.2025

Искать финансирование, ценить фундаментальные знания и создавать сообщества: на форуме в ГИКИТ обсудили будущее продюсерского образования

В ГИКИТ прошел Межрегиональный форум продюсеров, где студенты и эксперты обсудили вызовы современного кинобизнеса и то, как образование должно на них отвечать.

14.11.2025

В Санкт-Петербурге завершился первый этап XXV-го Международного кинофестиваля студенческих фильмов «ПитерКит»

14 ноября в Киноконцертном зале ГИКИТ на Бухарестской, 22 состоялась церемония закрытия I-го этапа фестиваля «ПитерКИТ» и награждение победителей.

14.11.2025

Студенты-продюсеры ГИКИТ доказали свой профессионализм

На юбилейном XXV Международном фестивале студенческих фильмов «ПитерКиТ» состоялся Межрегиональный форум продюсеров кино, телевидения и анимации. В нём приняли участие студенты ГИКИТ, познакомившие гостей события с календарно-постановочными планами, бюджетами и другими деталями своих фильмов.

14.11.2025

8 жемчужин в ожерелье анимации ПитерКИТ-2025

В этом году в конкурсную программу 1 этапа Международного кинофестиваля студенческих фильмов ПитерКит из 30 поданных анимационных фильмов было отобрано 8 работ. Каждая уникальна по-своему.

13.11.2025

Почему студенческое кино вдохновляет профессионалов?

Игровые фильмы — это то, за что многие любят кинофестиваль «ПитерКИТ». В этом году в конкурсную программу 1-го этапа из 90 заявок студенческих команд ГИКИТ было отобрано 25, а в конкурс дебютов – 7 фильмов.

13.11.2025

Кинооператорское мастерство на фестивале «ПитерКиТ»

В этом году в конкурсную программу 1 этапа юбилейного кинофестиваля было отобрано из 139 заявок с игровыми и неигровыми студенческими фильмами 45 в основной конкурс и 10 - в программу дебютов. Как отметил заведующий кафедрой кинооператорского искусства ГИКИТ, профессор Николай Волков, наши студенты-операторы продолжают подтверждать высокий уровень отечественной школы, заданный ещё в советское время. Ей присуща экспрессивность и контрастность, которые достигаются за счет использования необычных ракурсов, игры света и тени.

13.11.2025

Искусство слышать: кто создал главные звуковые образы на фестивале «ПитерКИТ»

Профессия звукорежиссёра удивительна и многообразна. Это один из ярких примеров синтеза художественного творчества и современных технологий. Участники номинации «Лучшая работа звукорежиссёра» фестиваля «ПитерКИТ» из года в год демонстрируют высокий профессиональный уровень, подтверждая, что в этой сфере работают по-настоящему талантливые и неординарные люди.

13.11.2025

Фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» отмечен наградами международного фестиваля

Документальный фильм «Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии» доцента кафедры фотографии и народной художественной культуры ГИКИТ Николая Макарова получил награду XVII-го Международного кинофестиваля «Северный Характер». 

13.11.2025

В ГИКИТ пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025»

С 29 ноября по 2 декабря 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) пройдёт XVII Всероссийский студенческий форум «PRКИТ 2025». Это уникальное событие соберёт молодых специалистов и опытных профессионалов в области связей с общественностью, рекламы, журналистики, продюсирования и медиакоммуникаций.

12.11.2025

Фестиваль «ПитерКИТ»: шорт-лист сценариев

Ежегодно в рамках фестиваля «ПитерКиТ» проводится конкурс на лучший сценарий. В этом году свои работы представили четыре киношколы: ГИКИТ, ВГИК, Институт кино и телевидения (ГИТР) и Высшая школа режиссёров и сценаристов (ВШРиС). Всего — 96 работ, из которых было отобрано 15, попавших в шорт-лист. 

12.11.2025

Документальное кино на фестивале «ПитерКИТ»

В конкурсной программе студенческого кинофестиваля ГИКИТ с момента его основания участвуют неигровые фильмы. Из рекордных 500 заявок в этом году документальных лент — 114. Наибольшее количество из них представил наш институт. 

11.11.2025

Киномарафон длиной в четверть века

XXV-ый Международный кинофестиваль «ПитерКИТ» является знаковым событием для культурной жизни Санкт-Петербурга.

11.11.2025

Будни звукорежиссеров в эпоху ИИ 

Фестиваль «ПитерКиТ» открылся мастер-классом Михаила Николаева и Тариэля Гасан-Заде «Искусственный интеллект — инструмент в работе звукорежиссёра». 

10.11.2025

Детский ПитерКИТ вновь открыл новые таланты

С 6 по 9 ноября ГИКИТ вновь стал центром притяжения юных талантов и молодого кино — здесь с успехом прошёл VI Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ».

07.11.2025

В ГИКИТ обсудили, как технологии меняют мир

6 ноября в ГИКИТ прошла Международная научно-практическая конференция «Цифровая антропология в медиакоммуникациях: исследования, теория и практика».

07.11.2025

В ГИКИТ стартовал VI Всероссийский кинофестиваль «Детский ПитерКИТ»

В течение четырёх дней юные кинематографисты со всей России вместе с наставниками представят свои работы на рассмотрение жюри и примут участие в насыщенной образовательной и культурной программе.

05.11.2025

Cтуденты ГИКИТ начали создавать видеоконтент для театров Санкт-Петербурга

Наш вуз активно развивает сотрудничество с музеями и театрами Северной столицы на протяжении долгих лет. Для студентов это открывает широкие возможности для прохождения практики и реализации собственных проектов. Воплотить свои задумки в жизнь могут начинающие видеооператоры, звукорежиссёры, цифровые художники, тележурналисты и фотографы.

01.11.2025

Александр Попов: Из ГИКИТ в крупную российскую корпорацию

Руководитель студенческого сообщества «Медиаспич», выпускник специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» ГИКИТ Александр Попов рассказал, как из киновуза пришел работать в Вконтакте.

31.10.2025

ГИКИТ на международном научно-образовательном салоне  

Студенты и преподаватели ГИКИТ представили лучшие проекты на Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен