
08.12.2025
Рядом с легендами: как студенты становятся частью истории кинематографа
На кафедре кинооператорского искусства ежегодное долгожданное событие – выпущен новый кафедральный плакат. Студенты с первого курса с нетерпением ждут момента, когда их фотографии появятся на нем рядом с именами выдающихся кинооператоров. За 12 лет эта традиция, созданная заведующим кафедрой Николаем Волковым, стала визуальной историей разных поколений студентов и мастеров.
«После моего обучения во ВГИКе я заметил парадокс: уже известные операторы встречались на киностудиях, знакомились и с удивлением узнавали, что учились в одном заведении на разных курсах и даже не пересекались. Когда я пришёл работать на кафедру, то решил делать общие фотографии со студентами и мастерами иначе, чем это обычно происходит в школе или детском саду. Мне было важно увидеть и запечатлеть, как меняются студенты на протяжении всего периода их обучения. Нужно было придумать систему, где фото располагались бы в определённой последовательности, чтобы и через 10 лет было интересно посмотреть, кто дошёл до диплома, кто чего достиг».
Так в 2013 году появился первый плакат, на котором были представлены мэтры, легенды советской кинооператорской школы. Среди них — Эдуард Розовский (оператор фильма «Белое солнце пустыни», «Человек-амфибия»), новатор, который для съёмок марева ставил перед камерой раскалённые угли, а для подводных сцен сконструировал специальный аквариум. Рядом – Дмитрий Долинин, снявший «Полосатый рейс» и «Республику ШКИД», и Сергей Астахов, чьи работы «Брат» и «Брат-2» стали визуальной классикой 1990-х.
«Некоторых мастеров приходилось уговаривать несколько лет, прежде чем они согласились преподавать на кафедре, – признаётся Николай Волков, – Сергей Ландо (лауреат национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь»), Иван Багаев (призёр российских и международных кинофестивалей, например, XXVII международного кинофорума «Золотой Витязь»). Уговаривал в своё время прийти к нам и Юрия Шайгарданова, который снимал «Собачье сердце».
Со временем плакат превратился в живой архив: на верхних строчках — уже выпускники, а ниже — можно увидеть, как менялся каждый курс на протяжении всего обучения. Поэтому для студентов кафедральный плакат стал настоящей доской почёта, предметом личной гордости и связью с профессиональным сообществом.
«Первый курс ждёт, да ещё как! Когда появляется плакат, они сразу отправляют фото родителям, в соцсетях размещают, – смеётся Николай Васильевич. – Ко мне в гости приходят режиссёры и операторы, видят всех – и выпускников, и нынешних студентов. Это создаёт ощущение общности».
В этом году наравне с мэтрами кинооператорского искусства на плакате можно увидеть выпускника 2024 года Сергея Соколова, который стал лауреатом «Студенческого ТЭФИ-2025» за фильм «Горький мёд». В ГИКИТ он набрал свой первый курс студентов и продолжит передавать им опыт и знания своих мастеров.
Сам Николай Волков, создатель плаката и признанный мастер кадра, за годы работы снял более 60 документальных и игровых фильмов о городах, музыкантах, поэтах, политиках, о российском слове и подвигах честного человека. Он – лауреат многих всесоюзных, российских и международных кинофестивалей, обладатель Ордена Трудового Красного Знамени, номинант на кинопремию «Оскар», награжден серебряной статуэткой Архангела Михаила за «многолетний подвижнический труд в кино, честь и достоинство в профессии» на IX открытом всероссийском фестивале документальных фильмов «Соль Земли», в 2025 году награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве».
Николай Васильевич признаётся, что работа со студентами стала для него осознанным выбором.
«В 2013 году я принял решение: если возглавлять кафедру, то надо жить ею и согласиться с тем, что на съёмки фильмов времени не останется. Но это того стоило. Когда стал работать со студентами, у меня уже было множество наград. Теперь я радуюсь успехам своих детей – студентов».
Успехи выпускников, за которых порой приходилось бороться, для заведующего кафедрой составляют особую гордость. Дарью Блохину (Шубину) не сразу признали в профессиональном сообществе, а сейчас на стене кафедры висит больше десяти её дипломов за документальный фильм «Озеро». Очень многих выпускников высоко оценивают на различных конкурсах: например, Арина Косьмина удостоена наград за фильм «Сердце Байкала», Анна Рожецкая – за фильм «F-5». Александра Севастьянова (Рождественская) была номинирована на высшую операторскую премию «Белый квадрат». Многие выпускники успешно работают в Европе и Америке.
За 12 лет кафедральный плакат стал чем-то большим, чем просто исторический документ. Он превратился в своеобразный семейный альбом операторской кинооператорской династии ГИКИТ и одновременно — в мощный мотивационный ориентир для будущих профессионалов операторского искусства.





