
12.12.2025
Диалог поколений в атмосфере доверия. Творческая встреча с Ильёй Максимовым - художником-мультипликатором, режиссёром и сценаристом

10 декабря 2025 года в стенах СПбГИКиТ состоялась творческая встреча с Ильёй Максимовым. Это человек, без которого сложно представить современную российскую анимацию. Его профессиональный путь в анимации длится уже более 30 лет, и за это время он успел проявить себя в разных ролях: художника по персонажам, художника‑аниматора, режиссёра, сценариста и педагога. Его фирменный стиль – увлекательные истории для всех возрастов, где классическая анимация сочетается с динамичным сюжетом, юмором и новым прочтением фольклорных мотивов. Он работал над знаковыми анимационными проектами:
- сериал «Приключения в Изумрудном городе» («Мельница», раскадровщик, режиссёр);
- сериал «Technology» (Великобритания) («Мельница», раскадровщик, режиссёр);
- сериал «Смешарики» («СКА Петербург», раскадровщик, режиссёр);
- сериал «Летающие звери» («Студия Да», раскадровщик, режиссёр);
- сериал «Детектив Финник» («Рики», режиссёр);
- полнометражный мультфильм «Карлик Нос» («Мельница», раскадровщик, режиссёр, более 30 фестивалей, прокат Warner Brothers в Германии);
- полнометражный мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» («Мельница», сценарист, раскадровщик, художник);
- полнометражный мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» («Мельница», сценарист, раскадровщик, режиссёр, художник);
- полнометражный мультфильм «Смешарики. Сквозь вселенные» («Рики», раскадровщик, режиссёр, выпуск запланирован на 2026 г);
- Полнометражный мультфильм «Финник-3» («Рики», раскадровщик, режиссёр; выпуск запланирован на 2028 г.).
В аудитории, куда были приглашены студенты разных курсов, состоялся живой диалог между признанным мастером анимации и будущими специалистами. Илья Максимов делился личным профессиональным опытом, отвечая на вопросы студентов. Аудитория жадно ловила каждое слово, расспрашивая о реалиях профессии:
- Как выглядит рабочий процесс на современной анимационной студии?
- В чём конкретно заключается ежедневный труд художника‑аниматора?
- Какие навыки сегодня критически важны, а какие устаревают?
- Как «пробиться» в профессию, если конкуренция столь высока?
Вопросы шли один за другим — от технологических нюансов до карьерных стратегий. Илья Михайлович не ограничивался общими фразами; его рекомендации были конкретными и практичными: «Не теряйте времени — осваивайте компьютерные программы прямо сейчас».
Илья Максимов подчеркнул, что базовое художественное образование необходимо, но его уже недостаточно: современные студии требуют владения и твердой поставленной рукой художника, и цифровыми инструментами (от Adobe Creative Suite, Toon Boom Harmony, Adobe After Effects до специализированных анимационных пакетов). В ходе встречи Илья Максимов особо остановился на одном ключевом навыке, без которого, по его словам, профессиональному художнику анимации сегодня просто не обойтись — на насмотренности: «Смотрите как можно больше – и не просто смотрите, а учитесь анализировать», – советовал мастер, и пояснил: насмотренность – это не пассивное потребление контента, а накопленный визуальный опыт, который позволяет замечать, как построен кадр; отслеживать динамику движения персонажей; понимать, как через цвет и композицию передаётся настроение; фиксировать приёмы, которые вызывают эмоциональный отклик зрителя.
«Насмотренность — не роскошь, это базовый инструмент художника анимации, — резюмировал Илья Максимов. — Чем больше вы видите, тем свободнее творите. И тем меньше времени тратите на поиски идей». Его совет звучал как призыв активно собирать свою библиотеку приёмов, анализировать её и смело применять в работе. Только так, по мнению мастера, можно перейти от подражания к собственному стилю.
Илья Максимов подробно разъяснил, как презентовать себя так, чтобы привлечь внимание студий и продюсеров. Акцент был сделан на чёткости, релевантности и уважении к времени работодателя:
- минимум «учебных» работ — только лучшие проекты, оптимальная длительность демонстрационного ролика — не более 1 минуты;
- выбор кейсов, которые напрямую соотносятся с вакансией (например, для позиции аниматора — ролики с вашей анимацией, а не концепт‑арты); приоритет — проектам, где вы решали задачи, схожие с теми, что указаны в описании желаемой должности.
Рекомендация профессионала: «резюме должно демонстрировать не только навыки, но и понимание производственного процесса — например, как ваша работа вписывается в общий тайм-лайн проекта».
Илья Максимов признал, что рынок насыщен, но подчеркнул: «Студии действительно ищут тех, кто умеет работать в команде и быстро учится»: надо фокусироваться на узкой специализации (например, анимация персонажей или моделирование окружения), но при этом сохранять гибкость.
Несмотря на глубину обсуждаемых тем, встреча прошла в тёплой, почти семейной обстановке. Илья Михайлович умело разбавлял профессиональные советы шутками и забавными историями из закулисья индустрии: вспоминал курьёзы на съёмках «Карлик Нос»; иронизировал над собственными ошибками на первых проектах; сравнивал работу аниматора с «марафоном, где важно не скорость, а выносливость».
Его манера говорить — без пафоса, с долей самоиронии — располагала к откровенности. Студенты не стеснялись задавать «неудобные» вопросы. На всё Илья Михайлович отвечал честно, но без мрачных прогнозов.
«Анимация сегодня — это не волшебство, а сложный производственный процесс», — резюмировал он. — «Но именно поэтому вам, молодым, есть где развернуться: технологии открывают возможности, которых не было 10 лет назад. Используйте это!»
В финале встречи многие подошли за дополнительными советами. А кто‑то уже вечером начал пересматривать своё портфолио — теперь с чётким пониманием, что нужно доработать.
Это был не просто мастер‑класс, а импульс к действию. Илья Максимов не просто передал знания — он зажёг в студентах желание сразу применять их на практике. На творческой встрече присутствовали студенты специальностей: «Графика», а также преподаватели института. Творческую встречу организовала Гизатуллина Эльвира Рамильевна доцент кафедры анимации и медиадизайна.





