16.06.2025
Анимация и дизайн: Перезагрузка

Сегодня у нас в гостях Евгений Александрович Свердлов — художник, дизайнер, аниматор и педагог с впечатляющим международным опытом. От иллюстраций для советских издательств до создания масштабных церемоний открытия Международных спортивных игр в Израиле, от анимационных проектов для детского ТВ до персональных выставок в Европе — творческий путь Евгения Александровича поистине многогранен. Теперь, возглавив кафедру компьютерной графики и дизайна (ныне кафедру анимации и медиадизайна), он готов поделиться своим видением современного образования в сфере дизайна и анимации. В сегодняшнем интервью мы узнаем о кардинальных изменениях, произошедших на кафедре, новых подходах к обучению и о том, что ждет будущих студентов, решивших связать свою жизнь с этими динамичными и востребованными направлениями.
—Расскажите подробнее о кафедре компьютерной графики и дизайна? Что изменилось на кафедре, и что нового в этом году?
—У нас произошли большие изменения. Кафедра раньше называлась "Кафедра компьютерной графики и дизайна", а теперь она называется "Кафедра анимации и медиадизайна". Мы полностью обновили две программы — для дизайна и для анимации — и построили их в соответствии с требованиями времени.
Это более динамичные программы. Медиадизайн включает в себя айдентику, плакаты, полиграфию, 3D-анимацию, motion-дизайн, захват движения. Обновлено и дополнено колоссальное количество дисциплин, которые помогают студентам стать мультиспециалистами после окончания вуза.
Мы полностью изменили и формат обучения, и теперь основа нашего обучения — это мастерская. А это новый уровень.
—Что значит новый уровень мастерских?
—Это значит, что есть мастерская, где мастера ведут курс на протяжении всех 5 лет обучения и последовательно подводят студентов к диплому. Студенты сживаются со своими педагогами и выходят уже профессиональными аниматорами.
Мы хотим превратить обучение анимации в современную историю, привязанную к индустрии анимации. Обязательно будем сотрудничать с другими кафедрами. В новой программе есть несколько курсовых работ, которые мы делаем совместно с кафедрой режиссуры, с кафедрой драматургии, со сценаристами, со звукорежиссерами.
Это коллективная работа, которая позволяет студенту на уровне обучения понять специфику индустрии: как делается кино, из чего оно состоит, из каких этапов, на каком этапе находится художник, что он делает, что он должен создать, и с какими другими профессиями в анимации он должен уметь сотрудничать. Для чего? Для того, чтобы в конечном итоге мы получили современную анимацию, современный продукт, который найдет свое место в индустрии.
—То есть, это — как работа в собственной студии?
—У нас есть студия, но это разные вещи. Нам важно, чтобы режиссеры, аниматоры и дизайнеры понимали специфику работы друг друга. Мультфильмы — это ведь коллективное творчество. Безусловно, мы приветствуем и авторскую анимацию, сохраняем эту возможность. Но из моего опыта преподавания я знаю, что студенту часто не хватает знаний по сценарному мастерству, по режиссуре. Он прекрасно владеет технологией анимации, но не каждый способен быть одновременно режиссером, сценаристом и аниматором в одном лице для того, чтобы создать что-то стоящее.
Поэтому мы решили создать общий кластер совместно с другими кафедрами, где студенты с самого раннего периода обучения учатся общаться друг с другом, знакомятся. Потом они могут создать команду, объединиться для создания чего –то большего. Мы знаем, что зачастую современный контент делают люди, которые вместе учились, вместе проходили трудности обучения, делали совместные проекты и потом работают всю жизнь друг с другом.
То есть объединение студентов еще на уровне обучения, а не так, как бывает сейчас, когда студент выходит за пределы института и оказывается в совершенно новой ситуации, ему незнакомой. Ему нужно знать, куда податься, какие требования предъявляются в индустрии, как использовать свои знания и умения.
Для нас важно, чтобы студент вышел из этих стен с инструментами в руках, чтобы он мог работать в разных областях индустрии. Конечно, не все будут потом работать и дизайнером, и аниматором. Кто-то станет художником, скульптором, театральным режиссером. Судьба может увести в совершенно другую сторону. Но наша задача — дать все инструменты и знания работы в индустрии. Важно, чтобы человек был счастлив, что он окончил наш институт и получил эффективные инструменты, что он может зарабатывать, жить, творить и быть счастливым творцом.
—Евгений Александрович, мы говорили о системе мастерских. Расскажите, кто еще будет набирать студентов, помимо вас?
—Первую мастерскую я беру на себя, и у меня будет чудесный помощник, второй педагог, Мария Калядина. Она профессиональный педагог из индустрии. Выпускница Академии художеств, в свое время окончила факультет станковой живописи. У нее колоссальный опыт в анимации, работала в различных студиях страны. Вместе мы набираем первую мастерскую. А в следующем году мы будем набирать новых мастеров. И так каждый год.
—Почему такое решение?
У нас есть старая программа с той траекторией, которая существовала до сегодняшнего дня. И она остается. Студенты продолжают учиться у своих педагогов. Но это уже будет другая кафедра, она будет называться кафедра компьютерной графики. А мы теперь будем называться кафедра анимации и медиадизайна. И мы начинаем историю как бы с нуля.
Отлично, что вы идете в ногу со временем. И все так быстро происходит!
Каждый день все меняется: технологии, взаимоотношения в индустрии. Нужно быть динамичным и не упустить время, когда мы еще сможем дать нашим студентам все необходимое. Я думаю, что впереди нас ждут непростые времена в связи с искусственным интеллектом и так далее. Будут некие замены в профессии. Так вот, чтобы не было этих замен, чтобы нас не подменил искусственный интеллект, а мы управляли этими процессами, мы должны вырастить современных творческих личностей, всесторонних, развитых, которые знают индустрию от А до Я, и которые способны самостоятельно мыслить, самостоятельно работать.
Евгений Александрович, есть утверждение, что скоро работа будет привилегией в связи с тем, что приходит искусственный интеллект. Может ли нейросеть заменить профессию дизайнера в будущем?
Помощником – может быть. Причем, одним из главных помощников в профессии, особенно в дизайне, в анимации, в кинематографе. Безусловно, нейросеть будет гигантской областью, которая, ускорит производство кино и мультипликации.
Но, чтобы заменить нас, как творческих людей, говорить рано. В конечном итоге искусственный интеллект только имитирует креативность. Мы остаёмся теми единственными на этой планете существами, которые действительно чувствуют и мыслят, и могут воплотить свои чувства и мысли в каком-то материале, создать уникальное. Мы являемся таким неким божественным проявлением, которому даны креативные способности. Создать что-то из ничего, создать некую красоту, идею, и воплотить ее в материале. Искусственный интеллект пока до этого не дорос.
—Имитация чего-то…
—Это имитация с имитацией. Если мы обратили внимание, есть колоссальное количество фильмов и роликов, созданных искусственным интеллектом. Они все очень похожи друг на друга. Там отсутствует индивидуальность. А мы, как люди, все разные. Мы индивидуальны. Мы смотрим на мир по-разному. И воплощаем свои мысли по-разному. Но у нас есть самое главное, что нас объединяет: чувственный, эмоциональный мир.
Чувственный эмоциональный мир, который мы можем воплотить на экране, в литературе, в чём-то другом. И это объединяет людей, это даёт самым разным людям ощущение единства и понимания этого мира. Пока искусственный интеллект… Возможно, он будет развиваться, возможно, он научится имитировать и чувства, и все, что угодно, так как он быстро этому учится. Но это не сейчас. Давайте жить сейчас. Может быть, это будет завтра. Но когда это наступит, мы будем решать эту проблему. Безусловно, колоссальные вызовы ежедневно перед нами стоят, чтобы сохранить себя, чтобы найти… Получается так, что мы уже соревнуемся с неким миром за свое место под солнцем. Значит, будем искать себя и свое место под солнцем. Я оптимист.
—Как вы относитесь к творчеству Артемия Лебедева?
—Я очень хорошо отношусь к творчеству Артемия Лебедева. Нужно разделять человека Артемия Лебедева и то, что он делает. Я думаю, что это одна из сильнейших школ дизайна. Как говорит сам Артемий Лебедев: "А сделайте лучше!" Если мы сможем сделать лучше, значит, "До свидания, Артемий Лебедев!".
—Вы будете ориентироваться на какую бы то ни было школу дизайна в обучении будущих творцов?
—Мы будем самостоятельны, будем стараться. Мы не ориентируемся ни на какую школу дизайна — мы хотим стать некой уникальной школой, которая дает именно современное представление о дизайне, которая впитывает в себя абсолютно всё. Мы, на самом деле, всеядны, потому что дизайн всеяден.
Он использует всё, что вокруг нас происходит — даже какие-то социальные процессы, он в них участвует обязательно. Мы без дизайна вообще не можем представить свою жизнь. Вокруг нас все — это дизайн. Это дизайн и социального пространства, и нашего личного пространства, и дизайн медиапространства. Дизайн нас окружает. И чем лучше мы понимаем вообще структуру нашей жизни, тем лучше мы способны управлять дизайном и создавать какие-то очень необычные, интересные вещи в нашем пространстве.
—Расскажите, пожалуйста, сколько студентов вы планируете набрать в этом году на кафедру?
Мы планируем набрать около 30 студентов на анимацию и примерно 10 человек на дизайн.
Что необходимо абитуриентам для поступления? Каких студентов вы видите в качестве своих? Каким будет прием, отбор работ? Нужно ли портфолио и специальная подготовка?
Конечно, опыт художественного образования приветствуется. Это могут быть художественные школы, училища, любые другие курсы рисования или пластических искусств. Но современный дизайн и мультимедиа настолько разнообразны, что мы рассматриваем абитуриентов с самыми разными умениями. Все это выявляется на вступительных экзаменах, которые у нас проходят дистанционно. Задания позволяют определить уровень студента, уровень его мышления.
Меня, как художника и заведующего кафедрой, больше интересует, как человек мыслит. В основе любой работы лежит идея, понимание, зачем мы этим занимаемся. Я приветствую абитуриентов, которые четко осознают, почему они хотят быть в этой профессии. От этого зависит их мотивация и результат.
Экзамены проходят с предоставлением портфолио в электронном виде. Адрес для отправки указан на сайте. Мы внимательно рассматриваем портфолио, и оно, безусловно, учитывается при наборе абитуриентов.
—Что является основополагающим для поступления? Результаты ЕГЭ, художественные навыки, портфолио, знание программ?
—Здесь нет однозначного ответа. Бывает, что за счет высоких баллов ЕГЭ человек проходит, даже с не самыми удачными результатами на экзаменах по пластическим дисциплинам. А бывает и наоборот: скромные результаты ЕГЭ, но очень талантливый художник с хорошими задатками и потенциалом. Мы оцениваем все факторы и учитываем их при поступлении.
—То есть, талант все-таки важен? Что должно быть в портфолио?
—Безусловно! Талант важен, и он будет виден в портфолио. Каким оно должно быть? Самым разным! Если человек учился в художественной школе, то это его рисунки, выполненные на протяжении обучения. Это его самостоятельные работы, любые пластические выражения: рисунки на планшете, на бумаге, живопись, скульптура. Главное, чтобы мы увидели, что человек действительно хочет заниматься пластическими искусствами.
В заключение нашей беседы хочется отметить, что кафедра анимации и медиадизайна под руководством Евгения Александровича Свердлова не просто идет в ногу со временем, а стремительно движется вперед, предвосхищая вызовы будущего. Отходя от устоявшихся шаблонов и ориентируясь на потребности современной индустрии, обучение на кафедре формирует новое поколение специалистов, способных не только создавать качественный контент, но и мыслить креативно, управлять технологиями и успешно сотрудничать в команде.
Несмотря на растущую роль искусственного интеллекта, Евгений Александрович уверен, что творчество, основанное на чувственном и эмоциональном восприятии мира, остается прерогативой человека. И именно развитие этого потенциала — главная задача, которую ставят перед собой преподаватели данного направления.
Кафедра открыта для абитуриентов с самым разным опытом и умениями, главное — осознанное желание творить и создавать. И если вы готовы к динамичному обучению, командной работе и постоянному самосовершенствованию, то кафедра анимации и медиадизайна ждет вас!
Беседовала Анна Алферьева, начальник отдела службы информации и общественных связей, преподаватель кафедры медиакоммуникаций ГИКИТ.
Фото: Дарья Чернышева.
#Эксклюзивное_интервью