Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

24.04.2025

К Юбилею мастера. "Сад" Сергея Овчарова: комедия сквозь слезы или трагедия в маске?

В преддверии юбилея режиссёра Сергея Овчарова невозможно обойти вниманием его творчество, пронизанное духом русской идентичности и фольклорной традиции. Одним из самых неоднозначных и смелых экспериментов в его фильмографии стал фильм «Сад» (2008) – комедийная интерпретация пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

Исследования творчества Овчарова показывают, что режиссёр черпает вдохновение в народной смеховой культуре, умело используя фольклор для создания «портретов России». В его фильмах («Небывальщина», «Левша», «Оно», «Барабаниада» и др.) прослеживается магистральная линия – осмысление национальной идентичности и места народа в исторической перспективе.

Овчаров – мастер новелл. Его фильмы состоят из микроисторий и абсурдных сцен, в которых целостность нарратива ставится под сомнение. Его интересует не столько историчность, сколько антиисторизм, где анекдотические элементы изымают события из линейной перспективы, погружая их в хаос случайностей.

В фильмографии Сергея Овчарова царская Россия представлена картинами «Левша», «Сказ про Федота-Стрельца» и «Сад». Несмотря на стилизацию под определенные эпохи, эти фильмы не являются историческими реконструкциями.

В этой статье мы остановимся на фильме «Сад». В фильмографии режиссёра экранизация «Вишнёвого сада» занимает особое место, представляя собой смелый и неординарный эксперимент. Последняя пьеса Антона Чехова, написанная в предчувствии скорой смерти, – произведение многоплановое. С одной стороны, это – новаторская драма, а с другой – пародия на неё, наполненная буффонадой, фарсом и эксцентричными деталями. Как отмечает Борис Зингерман, «„Вишнёвый сад“ — это и сущность современной Чехову новой драмы, и шутливое расставание с ней. Это – одновременно новая драма и шарж на неё, легкий сдвиг её проблематики и поэтики в плоскость буффонного комизма».

Овчаров, уловив эту иронию, попытался взглянуть на чеховскую пьесу сквозь призму эксцентрической комедии. По его словам, «В пьесе есть элементы фарса, комедии палочных ударов и падений: Варя бьёт Лопахина кием, Петя падает с лестницы».

Подчёркивая нереалистичность происходящего, Овчаров с самого начала задаёт условность действия, вводя в кадр Фирса, которого нет в начале пьесы. Зритель видит сад в предрассветной мгле, слышит музыкальный лейтмотив, а затем переносится в комнату Фирса. Условность фильма выражается не только в пародийных отсылках к немому кино, но и в искусственности самого вишнёвого сада, который становится фоном для разворачивающихся событий. «Я хотел, чтобы ощущался искусственный сад, – поясняет Овчаров. – Таких вишневых садов-поместий в России не было. Об этом говорили еще современники. Это чеховская мистификация». Сад предстаёт метафорой всей страны, а финальный титр «Шёл 1904 год» наделяет картину историческим и пророческим смыслом. Жуткое и смешное переплетаются, пронизывая овчаровскую интерпретацию «Вишнёвого сада». Мрачность сада подчёркивается цветовым решением: общие планы, снятые в вечерней мгле, иссиня-чёрный цвет, обволакивающий цветущие ветви, предвещают надвигающуюся катастрофу. Порой, когда персонажи гуляют по саду, ветви деревьев светятся огненно-рыжим, будто в пожаре, и персонажей окружает чаща, где немудрено заплутать и откуда, возможно, не выбраться.

Секрет фильма кроется в языковой ткани произведения: персонажи существуют в кадре, покоряют зрителя своей речью. Именно манера произнесения ремарок и монологов становится ключевым элементом фильма. Каждая реплика, отчеканенная, словно молотом, сопровождается запредельной актерской игрой, что становится ведущим средством достижения максимальной условности.

Ведущим средством в достижении этой условности становится актёрское существование в кадре и пластика. Овчаров говорил в интервью: «Я снимал просто, даже фронтально, чтобы следили не за изысками изображения, а за сутью. Мне нужно было, чтобы следили не за перемещениями героев в пространстве, а за движениями их душ». Снимать просто и фронтально, избегая композиционных и мизансценических изысков, нацеливаясь только на существование актера – это то, чего Овчаров ранее не делал.

В беседе с журналом «Искусство кино» мастер делился: «Я давно сформулировал для себя принципы, которые хотел бы осуществить в кино, и искал произведение… И вдруг меня как будто озарило: много лет я смотрел на книгу, что стояла в моем шкафу… „Вишневый сад“ – произведение нереалистическое. Там ведь и говорят почти стихами, почти поют». Режиссёр признавался, что шёл к этой пьесе десятилетиями, пока не «дорос до её понимания».

Для Овчарова Чехов – это единый образ национального гения, чьё творчество подкреплено общественной деятельностью. Чехов-художник и Чехов-гражданин для него неразделимы. Чехов считал себя лекарем не в переносном, а в самом прямом смысле, отсюда его неприятие осуждения человека, что бы ни случилось.

Между тем, его герои, особенно драматические, подвергались подобному осуждению в советском литературоведении определённых лет. Сергей Овчаров отмечает: «Они осуждались и современниками Чехова – вместе с автором. Достаточно взглянуть на критику тех лет, недавно выпущенную огромным фолиантом. Чехова называли безграмотным, пошлым очернителем жизни, человеком, не знающим русского языка. Даже если он прочёл лишь часть этой брани, можно представить, под каким прессом он жил! Неудивительно, что он так рано умер. А провал пьес, а непонимание их театрами, даже таким новаторским, как МХТ, где во время чествования Чехова в последние месяцы его жизни прервали спектакль „Вишнёвый сад“ – его последнее детище – и стали славословить автора… Превратили в „многоуважаемый шкаф“, как он сам сказал. Это трагическая жизнь, страшно одинокая, хотя его окружали толпы выдающихся людей – литераторов, актёров, театральных деятелей. Летом они наезжали в Ялту, а зимой он оставался совершенно один, и это был его ужас. Последнюю пьесу, как он считал, театр не понял, не прочёл, до режиссёров-основателей ему было не достучаться. Я стремился сделать то, чего не выполнил театр при жизни Чехова. Изучал письма, воспоминания людей, близких ему, чтобы понять, чего он хотел. Создав разноформатные варианты фильма, мы остановились на полуторачасовой версии, чтобы фильм дошёл до аудитории кинотеатров. Мы не упрощали, но стремились к наибольшей эмоциональности. Для меня комплиментом было мнение одного австралийского кинодеятеля на фестивале, который назвал картину вполне коммерческой. Я вообще считаю неправильной тенденцию делать из Чехова элитарного писателя для интеллектуалов. Его дед был крепостным, отец – лавочником, сам он получил дворянство за своё творчество, добился признания своей кровью. По-моему, для Чехова, пронизавшего все русское общество снизу доверху, причисление к интеллектуалам просто оскорбительно. Его интеллект был его практическим инструментом, а не социальной привилегией».

Как говорит режиссёр: «Чехов создал конфликт не между персонажами, но внутри каждого персонажа, создав новый тип драматизма. В каждом герое есть и низменное, и высокое. Я хотел показать развитие и изменение в каждом персонаже — это в кино залог зрительского внимания и интереса. Меняется по ходу действия и сама форма фильма: чаплинская эксцентрика, почти бурлеск, фарсовая комедия, снятая как в старину в павильоне, постепенно перерастает в современный психологический кинематограф. Это принцип. Я хотел, чтобы ощущался искусственный сад. Таких вишневых садов-поместий в России не было. Об этом говорили еще современники. Это чеховская мистификация. Для нас уже не важно, вишни это или другие деревья. Поэтому в названии осталось только слово «Сад». Фильм о нас. Люди, о которых писал Чехов, при том, что они поступают жестко, цинично, дурно, все же остаются трепетными, чувственными, взволнованными, одухотворенными. Они все еще являются возвышенным образцом для сегодняшнего прагматичного и нацеленного на извлечение прибыли человеческого сообщества».

В итоге, «Сад» Сергея Овчарова – это не просто экранизация классики, а смелый эксперимент, в котором режиссёр, уловив чеховскую иронию, представил свое видение «Вишнёвого сада». Это кино, где фарс переплетается с трагедией, а условность происходящего подчеркивает вневременность затронутых проблем. Фильм заставляет зрителя не только смеяться, но и задумываться о судьбе России, о вечных ценностях и о том, что мы теряем, бездумно прощаясь с прошлым. «Сад» – это напоминание о необходимости «возделывать свой сад», как в прямом, так и в переносном смысле, чтобы не оказаться в ситуации героев Чехова, потерявших не только вишневый сад, но и самих себя. Картина, в которой Сергей Овчаров, оставаясь верным себе и своему уникальному стилю, предлагает зрителю по-новому взглянуть на классику и увидеть в ней отражение сегодняшнего дня.

Новости

11.06.2025

Профессор ГИКИТ Константин Лопушанский получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Торжественная церемония награждения прошла в Смольном, награды вручал лично губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

11.06.2025

Студенты-реставраторы познакомились с работой архивной лаборатории Санкт-Петербурга

Студенты ГИКИТ получили новые знания о реставрации архивных документов. 

11.06.2025

Студентки кафедры телевидения стали победительницами всероссийского конкурса

Дарина Фабричкина и Арина Чернуха, воспитанницы кафедры телевидения, одержали победу в конкурсе «Великий и могучий мой родной русский язык!»

10.06.2025

«Почитай старших» – поэзия глазами юных режиссёров телевидения

«Кинопоэзия»: студенты первого курса режиссуры оживили поэтические образы на экране.

10.06.2025

Студенты ГИКИТ приняли участие в информационном освещении театрального фестиваля «Молодёжь. Театр. Фест»

Руководству ГИКИТ и студентам кафедры телевидения объявлена благодарность за содействие в организации съемок сюжетов о XXVI Международном театральном фестивале «Молодёжь. Театр. Фест».

10.06.2025

Анна Богуславская: "Настоящий режиссер должен уметь все"

Погрузитесь в атмосферу студенческой мастерской, где классика встречается с современностью, а студенты создают собственные уникальные истории.

09.06.2025

На свет маяка: ГИКИТ организовал «Авангард - 2025»

В конце учебного года состоялся традиционный выезд на природу отличившихся студентов и преподавателей ГИКИТ.

09.06.2025

«Пушкин-квест»: цифровые технологии объединили студентов России и Китая

ГИКИТ при поддержке Фонда «Русский мир» реализовал масштабный мультимедийный проект «Пушкин-квест»., который объединил студентов из Китая и России.

09.06.2025

Состоялась презентация телеверсии спектакля «Кики ван Бетховен»: опыт практической подготовки студентов

Создание телеверсии спектакля «Кики ван Бетховен», ставшего важным этапом в развитии межкафедрального сотрудничества и практической подготовки студентов в институте

06.06.2025

«Надо начать любить их по-настоящему»: на кафедре режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ состоялась премьера курсовых работ

 «За гранью сказок» — первая большая работа студентов 1 курса кафедры режиссуры телевизионных сериалов и ТВ-программ мастерской Анны Богуславской и Алексея Уварова.

06.06.2025

«Пушкин-квест» к дню рождения поэта

05.06.2025

Мечтаете о сцене? Интервью с набирающим мастером курса "Артист мюзикла" – Николаем Паниным

Режиссер-постановщик, композитор и сценарист Николай Панин - выпускник консерватории, режиссер Большого Театра и опытный педагог - объявляет набор в мастерскую "Артист мюзикла" в Институте кино и телевидения!

 

04.06.2025

В ГИКИТ прошел Фестиваль межфакультетских игр КВН

В институте впервые после долгого перерыва фестиваль КВН провели в киноконцертном зале.

04.06.2025

Студенты ГИКИТ приняли участие во Всероссийском фестивале «Будущее театральной России»

Молодые актеры мастерской Инны Провоторовой представили спектакль «Жить надо!» по рассказам Андрея Платонова.

03.06.2025

"Студентам нравится думать": интервью с Сергеем Виватенко о международном фестивале "Белые ночи" и клубе "Что? Где? Когда?"

Виват интеллектуальным баталиям и новым знаниям! Сергей Виватенко, известный знаток и радиоведущий, делится своей мечтой о создании клуба "Что? Где? Когда?" в ГИКИТ! Узнайте, почему фестиваль "Белые ночи" стал отправной точкой для этой инициативы, и какие возможности ждут студентов и преподавателей в этом новом интеллектуальном пространстве.

03.06.2025

Погружение в историю: первый в России документальный, сторителлинговый, интерактивный VR-проект "Бункер Трибуца"

Созданный студентами под руководством доцента Ирины Литовской - это не просто экскурсия, а полное погружение в детализированную 3D-модель исторического бункера, предлагающее активное взаимодействие с историей.

03.06.2025

В ГИКИТ состоялся концерт Анны Ковальчук «Ангелы Анны»

В программе приняли участие студенты мастерской анны Ковальчук в ГИКИТ.

02.06.2025

Екатерина Сазонова выступила в Ульяновске на фестивале "От всей души"

27 мая в Ульяновске стартовал XVI Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Михайловны Леонтьевой «От всей души».

30.05.2025

"Очень классное кино!": рождение звезд кинематографа

22 мая в стенах института кафедра режиссуры игрового кино организовала показ, где молодые таланты представили на суд зрителей свои первые учебные этюды под дерзким названием "Очень классное кино!". Это не просто показ работ – это рождение будущих звезд режиссуры.

29.05.2025

Студенты и сотрудники ГИКИТ приняли участие в организации турнира памяти героя СВО Павла Кочанжи

Главным судьей соревнований стал профессор кафедры физического воспитания ГИКИТ Роман Апойко, организационную поддержку мероприятия оказали сотрудники и студенты института.

29.05.2025

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма: 19 лет на передовой цифрового искусства

Кафедра представляет инновационный VR-проект "Бункер Трибуца", открывающий новый формат исторического повествования в документалистике. Этот первый в России документальный, сторителлинговый интерактивный VR –опыт создан студентами кафедры под руководством доцента Ирины Литовской.

"Бункер Трибуца" погружает зрителя в атмосферу времен, когда решались судьбы страны, позволяя ощутить события прошлого так, словно они происходят здесь и сейчас. Интерактивность проекта позволяет не просто наблюдать, но и взаимодействовать с виртуальным пространством, влияя на ход повествования и открывая новые грани исторической реальности.

Проект демонстрирует широкие перспективы виртуальной реальности в образовании и искусстве, предлагая новый подход к изучению истории «Бункер Трибуца» — это не просто развлечение, это инструмент для глубокого погружения в прошлое, вызывающий эмоциональный отклик и показывающий, как можно держать баланс между творчеством и историзмом.

 Выпускники кафедры являются яркими представителями нового цифрового поколения, для которых интерактивная среда - это уникальный феномен цифровой эпохи, создающей новые возможности для изучения социальных, политических, экологических и духовных проблем через активное участие пользователей в повествовании. Также выпускники кафедры являются создателями крупнейших студий по производству визуальных эффектов и медиаконтента. 

 В этом году Ирина Литовская объявляет набор в свою мастерскую, приглашая талантливых абитуриентов, чьи интересы лежат в области создания новых форм повествования, ведь уникальное сочетание мультимедиа с возможностями интернет-пространства позволяет творцам создавать интерактивные работы, разнообразные по жанрам. Присоединяйтесь к команде новаторов, будущее среди нас!

 

28.05.2025

Фестиваль ГИКИТ распахнет свои двери в Art Space на Елагином острове

Почувствуйте себя частью творческого сообщества, откройте для себя новые грани кинематографа и насладитесь атмосферой праздника! Фестиваль ГИКИТ ждет вас с 27 по 29 июня на Елагином острове. Приготовьтесь к незабываемым впечатлениям и новым открытиям!

28.05.2025

В ГИКИТ День города отметили песенным конкурсом

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся конкурс песен на иностранных языках, посвященный дню рождения многонационального Санкт-Петербурга.

28.05.2025

46 Международный Анимационный Форум "Красуйся, град Петров!"

27 мая в киноконцерном зале СПбГИКиТ открылась весенняя ассамблея 46 Международного Анимационного Форума "Красуйся, град Петров!" – Дню семейного мультфильма.

27.05.2025

"Ленфильм" – точка притяжения: в Петербурге открылся фестиваль "Ленфильм-клуб"

Более 100 бесплатных кинопоказов и выставку подготовил к этому лету «Ленфильм»

27.05.2025

Три дипломных проекта ГИКИТ получат поддержку министерства культуры

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся экспертный совет, на котором студенты представили свои будущие дипломные проекты, претендующие на материальную поддержку Министерства культуры.

27.05.2025

ЗаБег.РФ: Бег, вдохновение и рекорды – как профессор ГИКИТ Светлана Мельникова покоряет дистанции

От Калининграда до Камчатки — в один и тот же час любители и профессионалы выходят на старт. Светлана Мельникова находит вдохновение и призывает студентов к участию в этом грандиозном событии.

27.05.2025

ГИМН СИЛЕ ДУХА И МУЗЫКЕ: В ПЕТЕРБУРГЕ СНИМАЮТ «МАЭСТРО»

5 вузов Петербурга объединились для съемок фильма "Маэстро". Документальная картина посвящена Герману Колбасникову, основателю хора "Альма Матер", человеку невероятной судьбы. Это - гимн стойкости, рассказ о преданности искусству и возможность для студентов ГИКИТ получить бесценный опыт.

26.05.2025

  В Ученом совете ГИКИТ произошли изменения состава

В ходе общего собрания были избраны новые члены совета и утверждены изменения устава.

26.05.2025

День открытых дверей на факультете дополнительного образования: юные таланты открывают для себя мир кино и анимации!

18 мая факультет дополнительного образования распахнул свои двери для юных любителей кино и анимации.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен